Файл: Методические рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта Билет в будущее по профессиональной ориентации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Элементы профессиональной пробы. Обязательными являются элементы, позволяющие обучающемуся увидеть «портрет» носителя той или иной профессиональной деятельности, а также «примерить» на себя образы трудовых действий, выполняемых им.
В частности, обучающийся знакомится:
- со сферой деятельности носителя профессии;
- с тем, как называется затребованная работодателем компетенция или занимаемая должность;
- с характеристикой профессии, специальности, компетенции по признаку «устаревающая – актуальная – перспективная»;
- с возрастными границами, в которых может выполняться то или иное трудовое действие, а также с целесообразностью выбора работодателем возраста работника;
- с наличием неблагоприятных профессионально-производственных факторов, оказывающих влияние на работника, а также с возможными особыми требованиями к его психофизиологическим особенностям;
- с формой реализации пробы: участие в оказании услуги, подготовка участка или технологического узла, кейс и т.д;
- с возможным продуктом, создаваемым в ходе пробы, возможностью его демонстрации сверстникам или родителям, включения в то или иное портфолио, фото- и видеофиксации и т.д.;
- с перечнем смежных профессий и специальностей, сопутствующих видов деятельности, возможностью принятия тех или иных социальных ролей, отличных от наемного работника: фрилансер, предприниматель;
- с потенциальными перспективами конкурсной активности при обучении в организациях профессионального образования или вузах;
- со степенью проникновения данных компетенций, профессий, специальностей в регионе или стране в текущий момент и в ближнесрочной перспективе;
- с возможными «сомнительными» сторонами освоения тех или иных компетенций, например, с преимущественным вовлечением в схемы «серой экономики»; с рисками такого профессионального развития.
Как отмечалось выше, по окончании участия в пробе важно вовлечь обучающихся в процесс рефлексии приобретенного опыта (индивидуально или в группе). Для этого на Платформе школьникам предлагается заполнить анкету обратной связи.
Анкета обратной связи после участия в профессиональной пробе
Вопросы 1-4: ответ через звездочки, с баллами от 1 до 5 – с описанием крайних полюсов шкалы.
-
Отметь, насколько тебе понравилось мероприятие.
* * * * *
Не понравилось, совсем не интересное Понравилось, очень интересное
-
Отметь, насколько много нового и ценного тебе удалось узнать.
* * * * *
Совсем ничего нового Очень много нового и ценного
-
Насколько мероприятие помогло тебе с выбором профессионального направления?
* * * * *
Совсем не помогло Очень помогло
-
Будешь ли ты заниматься этим профессиональным направлением?
* * * * *
Точно не буду Точно буду
-
Хочешь ли ты посетить еще одно мероприятие в рамках этой профессиональной среды?
Да
Не уверен
Нет
-
Мероприятия каких профессиональных сред тебе интересно было бы посетить (не более трех)?
-
Здоровая -
Комфортная -
Агро- -
Безопасная -
Умная -
Креативная -
Социальная -
Деловая -
Индустриальная
-
Напиши пожелания к организаторам (открытый вопрос).
Ниже приводятся дополнительные вопросы (избыточный список), которые можно рассмотреть в формате небольшой итоговой конференции или в индивидуальном общении в процессе или после проведения пробы:
-
Какие цели ставились перед началом пробы, какие не ставились? -
Чем известна организация, в которой проводится проба? Какова ее краткая история? -
Какова структура организации, где работают выпускники? Кто является ее сотрудниками, каков уровень их образования и как называются их должности? -
Каковы условия и характеристики трудовой деятельности таких людей? -
Кто является потребителями их продукта? -
Как организовано рабочее место сотрудника (если есть возможность с ним познакомиться)? -
Каков стиль отношений между сотрудниками, представителями профессиональной субкультуры? -
Какие качества и какие компетенции ценятся у сотрудника этой организации, выпускника этого колледжа/техникума/вуза? -
Что входило в содержание пробы? -
Какую инициативу удалось проявить самостоятельно? -
Какое наблюдение за работой сверстников, также выполнявших пробу, удалось осуществить? -
Какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы? -
Сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте (если уместно)? -
Какие новые знания, умения и навыки были приобретены? -
Удалось бы выполнить после окончания пробы какую-то часть функциональных обязанностей носителя профессии? -
Какие проблемы есть у представителей данной профессии, специальности? -
Возможна ли в моем будущем перспектива выполнения таких или схожих действий? -
Что изменилось в моих представлениях о себе и в моих жизненных планах после прохождения пробы?
Как можно оперативно оценить результативность пробы? Результативность профессиональной пробы, разумеется, может быть оценена по-разному в зависимости от того, в каком контексте она реализуется, в какой мере может быть заимствован уже имеющийся инструментарий реализации профессиональных проб.
Рекомендуемые индикаторы, свидетельствующие о том, что использование профессиональных проб решает для обучающегося задачи, поставленные перед Проектом.
В части рефлексивного осмысления профориентационно значимого опыта, в т.ч. – полученного в ходе реализации пробы:
-
Расширение видов профориентационно значимой деятельности, в которые оказался включен обучающийся; -
Обнаружение им новых профориентационно значимых проблем, возможных путей их разрешения; -
Освоение способов конструктивного межличностного взаимодействия с носителями определенной профессии с целью разрешения проблем в процессе продвижения к собственному профессиональному выбору; -
Обнаружение рисков, связанных с вовлечением в различные ситуации профориентационно значимой активности; -
Создание продуктов, которые воспринимаются и используются как профориентационно значимые; -
Изменение отношения к процессу и результату работы над «портфелями достижений».
В части использования новой информации, полученной в ходе выполнения пробы:
-
Использование актуальных и/или прогностических данных по изменению мира профессионального и внепрофессионального труда; -
Понимание значимости информации о состоянии территориального, регионального, общероссийского, глобального рынка труда, «ловушках невостребованности» на нем; -
Расширение возможностей ориентации в профессиографической информации; -
Осознание возможностей анализа и оценки особенностей образовательно-профессиональных маршрутов выпускников прошлых лет в территориальном окружении; -
Переоценка образа профессионального успеха, «образа героя»; -
Обнаружение путей освоения новых социальных ролей, возможностей собственной экономической активности, помимо наемного труда; -
Трансформация в конструировании информационного запроса, в т.ч. с использованием возможностей социальных сетей; -
Распознавание потенциальных манипуляций, актуальных для продвижения на рынке социально востребованной деятельности.
В части проектирования профессионально-образовательного маршрута:
-
Различение возможных ближних и дальних целей с учетом доступной информации о востребованности результатов освоения тех или иных профессий; -
Повышение готовности обнаружения альтернативных маршрутов своего профессионально-образовательного продвижения, внутренних и внешних ресурсов, помощников и защитников; -
Построение собственных профилей компетенций, презентация своих конкурентных преимуществ; -
Аргументация перед различными категориями оппонентов вариантов своего выбора.
В части повышения готовности к принятию решения:
-
Выявление и ранжирование факторов, оказывающих влияние на собственный выбор; -
Обнаружение ограничителей свободы профессионального выбора; -
Выделение вариантов выбора пути продолжения образования в пределах поселения или в других поселениях, регионах, странах; -
Создание поводов для взаимодействия с родителями (другими членами семьи, значимыми взрослыми) по профориентационно значимым вопросам.
Данный перечень индикаторов не является универсальным или исчерпывающим, но он позволяет определить наиболее существенные пробелы в готовности обучающегося (или групп обучающихся) к профессиональному самоопределению.
Последовательность профессиональных проб выступает в таком случае и как психолого-педагогический, и как организационный инструмент, позволяющий корректировать реализацию Проекта для исключения дублирования или образования «слепых пятен» при достижении образовательных или психолого-педагогических результатов.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23
Формат профессиональных проб
Профессиональные пробы по своему формату разделяются на очные и онлайн-пробы.
Очный формат подразумевает непосредственное постоянное присутствие наставника в месте проведения мероприятия.
Онлайн-формат предполагает постоянное удаленное присутствие наставника, который взаимодействует с участниками. Взаимодействие происходит через средства видеосвязи или Интернет-площадки для совместной работы: вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Выбор средства связи и инструментов удаленной работы обусловлен характером практических заданий и может подбираться под конкретную программу профессиональной пробы. Как правило, онлайн-пробы реализуются для профессиональных направлений, связанных с IT-технологиями, дизайном и т.п.
Важно отметить, что наставник присутствует (удалённо или непосредственно) при реализации пробы в любом формате: инструктирует, демонстрирует выполнение рабочих операций, контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по итогам пробы.
-
Уровни профессиональных проб
Профессиональные пробы делятся на два уровня:
1. Моделирующий. Профессиональная проба предлагается участнику через модель деятельности. Модель может быть виртуальной (компьютерной), работой на тренажере или симуляцией. Например, составление бизнес-плана, участие в суде, управление технологическим процессом, управление транспортным средством и т.п. Также проба может быть реализована через решение реальной профессиональной задачи (кейса);
2. Практический. Проба предполагает реальную деятельность обучающихся в определенной профессиональной сфере с получением конечного результата – т.е. с созданием конкретного продукта или достижением конкретного профессионального результата при использовании реальных средств в реальных профессиональных условиях. Проба этого уровня должна дать участнику возможность попробовать себя в роли носителя профессионального направления и определиться с собственным отношением к ней, дать стартовую оценку знаниям, умениям и навыкам участника в данной сфере. В рамках мероприятия участникам