Файл: Методические рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта Билет в будущее по профессиональной ориентации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Элементы профессиональной пробы. Обязательными являются элементы, позволяющие обучающемуся увидеть «портрет» носителя той или иной профессиональной деятельности, а также «примерить» на себя образы трудовых действий, выполняемых им.

В частности, обучающийся знакомится:

- со сферой деятельности носителя профессии;

- с тем, как называется затребованная работодателем компетенция или занимаемая должность;

- с характеристикой профессии, специальности, компетенции по признаку «устаревающая – актуальная – перспективная»;

- с возрастными границами, в которых может выполняться то или иное трудовое действие, а также с целесообразностью выбора работодателем возраста работника;

- с наличием неблагоприятных профессионально-производственных факторов, оказывающих влияние на работника, а также с возможными особыми требованиями к его психофизиологическим особенностям;

- с формой реализации пробы: участие в оказании услуги, подготовка участка или технологического узла, кейс и т.д;

- с возможным продуктом, создаваемым в ходе пробы, возможностью его демонстрации сверстникам или родителям, включения в то или иное портфолио, фото- и видеофиксации и т.д.;

- с перечнем смежных профессий и специальностей, сопутствующих видов деятельности, возможностью принятия тех или иных социальных ролей, отличных от наемного работника: фрилансер, предприниматель;

- с потенциальными перспективами конкурсной активности при обучении в организациях профессионального образования или вузах;

- со степенью проникновения данных компетенций, профессий, специальностей в регионе или стране в текущий момент и в ближнесрочной перспективе;

- с возможными «сомнительными» сторонами освоения тех или иных компетенций, например, с преимущественным вовлечением в схемы «серой экономики»; с рисками такого профессионального развития.

Как отмечалось выше, по окончании участия в пробе важно вовлечь обучающихся в процесс рефлексии приобретенного опыта (индивидуально или в группе). Для этого на Платформе школьникам предлагается заполнить анкету обратной связи.

Анкета обратной связи после участия в профессиональной пробе


Вопросы 1-4: ответ через звездочки, с баллами от 1 до 5 – с описанием крайних полюсов шкалы.


  1. Отметь, насколько тебе понравилось мероприятие.

* * * * *

Не понравилось, совсем не интересное Понравилось, очень интересное


  1. Отметь, насколько много нового и ценного тебе удалось узнать.

* * * * *

Совсем ничего нового Очень много нового и ценного


  1. Насколько мероприятие помогло тебе с выбором профессионального направления?

* * * * *

Совсем не помогло Очень помогло


  1. Будешь ли ты заниматься этим профессиональным направлением?

* * * * *

Точно не буду Точно буду


  1. Хочешь ли ты посетить еще одно мероприятие в рамках этой профессиональной среды?

Да

Не уверен

Нет


  1. Мероприятия каких профессиональных сред тебе интересно было бы посетить (не более трех)?

  • Здоровая

  • Комфортная

  • Агро-

  • Безопасная

  • Умная

  • Креативная

  • Социальная

  • Деловая

  • Индустриальная




  1. Напиши пожелания к организаторам (открытый вопрос).

Ниже приводятся дополнительные вопросы (избыточный список), которые можно рассмотреть в формате небольшой итоговой конференции или в индивидуальном общении в процессе или после проведения пробы:

  1. Какие цели ставились перед началом пробы, какие не ставились?

  2. Чем известна организация, в которой проводится проба? Какова ее краткая история?

  3. Какова структура организации, где работают выпускники? Кто является ее сотрудниками, каков уровень их образования и как называются их должности?

  4. Каковы условия и характеристики трудовой деятельности таких людей?

  5. Кто является потребителями их продукта?

  6. Как организовано рабочее место сотрудника (если есть возможность с ним познакомиться)?

  7. Каков стиль отношений между сотрудниками, представителями профессиональной субкультуры?

  8. Какие качества и какие компетенции ценятся у сотрудника этой организации, выпускника этого колледжа/техникума/вуза?

  9. Что входило в содержание пробы?

  10. Какую инициативу удалось проявить самостоятельно?

  11. Какое наблюдение за работой сверстников, также выполнявших пробу, удалось осуществить?

  12. Какой продукт удалось получить в процессе прохождения пробы?

  13. Сколько стоит произведенная работа в денежном эквиваленте (если уместно)?

  14. Какие новые знания, умения и навыки были приобретены?

  15. Удалось бы выполнить после окончания пробы какую-то часть функциональных обязанностей носителя профессии?

  16. Какие проблемы есть у представителей данной профессии, специальности?

  17. Возможна ли в моем будущем перспектива выполнения таких или схожих действий?

  18. Что изменилось в моих представлениях о себе и в моих жизненных планах после прохождения пробы?


Как можно оперативно оценить результативность пробы? Результативность профессиональной пробы, разумеется, может быть оценена по-разному в зависимости от того, в каком контексте она реализуется, в какой мере может быть заимствован уже имеющийся инструментарий реализации профессиональных проб.

Рекомендуемые индикаторы, свидетельствующие о том, что использование профессиональных проб решает для обучающегося задачи, поставленные перед Проектом.

В части рефлексивного осмысления профориентационно значимого опыта, в т.ч. – полученного в ходе реализации пробы:


  1. Расширение видов профориентационно значимой деятельности, в которые оказался включен обучающийся;

  2. Обнаружение им новых профориентационно значимых проблем, возможных путей их разрешения;

  3. Освоение способов конструктивного межличностного взаимодействия с носителями определенной профессии с целью разрешения проблем в процессе продвижения к собственному профессиональному выбору;

  4. Обнаружение рисков, связанных с вовлечением в различные ситуации профориентационно значимой активности;

  5. Создание продуктов, которые воспринимаются и используются как профориентационно значимые;

  6. Изменение отношения к процессу и результату работы над «портфелями достижений».

В части использования новой информации, полученной в ходе выполнения пробы:


  1. Использование актуальных и/или прогностических данных по изменению мира профессионального и внепрофессионального труда;

  2. Понимание значимости информации о состоянии территориального, регионального, общероссийского, глобального рынка труда, «ловушках невостребованности» на нем;

  3. Расширение возможностей ориентации в профессиографической информации;

  4. Осознание возможностей анализа и оценки особенностей образовательно-профессиональных маршрутов выпускников прошлых лет в территориальном окружении;

  5. Переоценка образа профессионального успеха, «образа героя»;

  6. Обнаружение путей освоения новых социальных ролей, возможностей собственной экономической активности, помимо наемного труда;

  7. Трансформация в конструировании информационного запроса, в т.ч. с использованием возможностей социальных сетей;

  8. Распознавание потенциальных манипуляций, актуальных для продвижения на рынке социально востребованной деятельности.

В части проектирования профессионально-образовательного маршрута:


  1. Различение возможных ближних и дальних целей с учетом доступной информации о востребованности результатов освоения тех или иных профессий;

  2. Повышение готовности обнаружения альтернативных маршрутов своего профессионально-образовательного продвижения, внутренних и внешних ресурсов, помощников и защитников;

  3. Построение собственных профилей компетенций, презентация своих конкурентных преимуществ;

  4. Аргументация перед различными категориями оппонентов вариантов своего выбора.

В части повышения готовности к принятию решения:


  1. Выявление и ранжирование факторов, оказывающих влияние на собственный выбор;

  2. Обнаружение ограничителей свободы профессионального выбора;

  3. Выделение вариантов выбора пути продолжения образования в пределах поселения или в других поселениях, регионах, странах;

  4. Создание поводов для взаимодействия с родителями (другими членами семьи, значимыми взрослыми) по профориентационно значимым вопросам.

Данный перечень индикаторов не является универсальным или исчерпывающим, но он позволяет определить наиболее существенные пробелы в готовности обучающегося (или групп обучающихся) к профессиональному самоопределению.

Последовательность профессиональных проб выступает в таком случае и как психолого-педагогический, и как организационный инструмент, позволяющий корректировать реализацию Проекта для исключения дублирования или образования «слепых пятен» при достижении образовательных или психолого-педагогических результатов.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Формат профессиональных проб


Профессиональные пробы по своему формату разделяются на очные и онлайн-пробы.

Очный формат подразумевает непосредственное постоянное присутствие наставника в месте проведения мероприятия.

Онлайн-формат предполагает постоянное удаленное присутствие наставника, который взаимодействует с участниками. Взаимодействие происходит через средства видеосвязи или Интернет-площадки для совместной работы: вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Выбор средства связи и инструментов удаленной работы обусловлен характером практических заданий и может подбираться под конкретную программу профессиональной пробы. Как правило, онлайн-пробы реализуются для профессиональных направлений, связанных с IT-технологиями, дизайном и т.п.

Важно отметить, что наставник присутствует (удалённо или непосредственно) при реализации пробы в любом формате: инструктирует, демонстрирует выполнение рабочих операций, контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по итогам пробы.
    1. Уровни профессиональных проб


Профессиональные пробы делятся на два уровня:

1. Моделирующий. Профессиональная проба предлагается участнику через модель деятельности. Модель может быть виртуальной (компьютерной), работой на тренажере или симуляцией. Например, составление бизнес-плана, участие в суде, управление технологическим процессом, управление транспортным средством и т.п. Также проба может быть реализована через решение реальной профессиональной задачи (кейса);

2. Практический. Проба предполагает реальную деятельность обучающихся в определенной профессиональной сфере с получением конечного результата – т.е. с созданием конкретного продукта или достижением конкретного профессионального результата при использовании реальных средств в реальных профессиональных условиях. Проба этого уровня должна дать участнику возможность попробовать себя в роли носителя профессионального направления и определиться с собственным отношением к ней, дать стартовую оценку знаниям, умениям и навыкам участника в данной сфере. В рамках мероприятия участникам