Файл: Методические рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта Билет в будущее по профессиональной ориентации.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 294
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
При подготовке к проведению мероприятий наставник пользуется собственной программой, составленной в соответствии с требованиями настоящих рекомендаций и прошедшей согласование в установленные сроки. Прием программ на согласование осуществляется до – 15сентября 2022 г.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 23
Профессиональные пробы
В ходе профессиональной пробы участники решают одну или несколько практических задач и выполняют рабочие операции, относящиеся к конкретной профессиональной области. Проба подразумевает работу участников с материалами, инструментами, оборудованием, программным обеспечением и т.п. в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности. Игра в профессиональной пробе допускается как имитация, симуляция, моделирование профессиональной деятельности, но не как игра, в рамках которой предполагаются дидактические (учебные), развлекательные, состязательные или иные цели. В ходе пробы участники взаимодействуют с наставником, являющимся носителем профессиональных компетенций, получая от него теоретические знания, практические рекомендации, обратную связь и оценку по итогам пробы.
Содержание профессиональной пробы должно включать в себя типовую (стандартную, частую) деятельность данного профессионального направления. Другими словами, давать представление о профессии через основное ее содержание, а не оригинальное, редкое, нетипичное.
Профессиональная проба является средством актуализации профессионального самоопределения обучающегося. Она помогают оценить степень развития знаний, умений и навыков и в целом готовность к переходу на более высокий этап профессионального становления (а именно – к участию в конкурсах профессионального мастерства, обучению в профильном классе, поступлению в учебное заведение профессионального образования, самозанятости и т.д.). В рамках мероприятия участникам могут предлагаться более сложные, нелинейные задания с возможностью вариативного выполнения, творческой составляющей и т.п.
Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, основой для познания сфер профессиональной деятельности.
Одним из ключевых вопросов при организации профессиональных проб является определение их роли в общем контексте реализации Проекта. В одном случае профессиональная проба выступает в качестве относительно изолированной «точки входа» в профориентационную проблематику. В другом – является проверкой выбранной профессиональной траектории, частью структурированного полноценного профориентационного процесса,
выстроенного с учетом территориальной, региональной и отраслевой специфики, в т.ч. – в условиях реализации Проекта.
Особенностями профессиональной пробы являются1:
- диагностический характер, т.е. на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств;
- получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла, решения кейса), выполнение функциональных обязанностей профессионала как результат каждого этапа и итога профессиональной пробы (за исключением демонстрационного уровня);
- формирование у обучающегося в процессе выполнения пробы целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сферы, их включающей;
- развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, профессионально важные качества личности обучающегося, достигаемый за счет постепенного усложнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности обучающегося к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности;
- системообразующая функция при формировании готовности обучающегося к выбору профессии: профпроба интегрирует его знания о мире профессий в рамках данной сферы и знания о психологических особенностях деятельности профессионала, а также создает условия для практической проверки собственных индивидуально-психологических качеств и отношения к сфере профессиональной деятельности.
-
Общие принципы организации профессиональных проб
Проба не должна быть однократным событием. Разовое, однократное, изолированное выполнение профессиональных проб вне той или иной их последовательности является нежелательным. Важно сопоставление результатов, впечатлений, ощущений от разных проб. В ходе пробы появляется опыт рефлексивной деятельности, что ведет к анализу предложенных либо возникших альтернатив; это способствует повышению готовности к профессиональному самоопределению. Следует рассматривать все возможные варианты проведения проб – в т.ч. онлайн и на базе Платформы, которые можно сочетать с пробами на базе Площадки.
Проба должна предусматривать создание продукта – т.е. воспринимаемого другими и потенциально отчуждаемого результата деятельности, обладающего значимостью. Это существенно повышает результативность проб. В качестве продуктов можно рассматривать и промежуточные результаты активности (к которым может относиться решение задач, не связанных с собственно профессиональной деятельностью). Так, например, как результаты можно рассматривать не
только прообразы товаров или услуг, но и какие-либо промежуточные действия при их создании.
Для реализации пробы очень важен реальный профессиональный контекст. Региональная и территориальная специфика рынка труда, а также спектр профессий и специальностей, по которым реализуются образовательные программы вузов и профессиональных образовательных организаций, служат ключевым основанием для выбора содержательных линий при проведении профессиональных проб. Принципиальное значение при реализации проб приобретает обеспечение профессионального контекста: материальной и человеческой среды, воспроизведения или качественной имитации технологических процессов, применения профессиональных компетенций; демонстрации норм профессионального поведения, закономерностей профессиональных субкультур.
Результат пробы связан не с обретением профессиональной компетенции, а с повышением готовности к профессиональному выбору. Особо следует отметить, что обеспечение профессионального контекста (см. выше) не предполагает оценки у обучающихся тех профессиональных компетенций, а также знаний, умений, навыков, которые востребованы у носителей реального профессионального опыта. Разумеется, в ходе профессиональных проб отдельные компетенции, знания, умения, навыки, непосредственно востребованные профессиональным контекстом, могут обнаруживаться, но они являются скорее сопутствующими результатами деятельности. Основная же мишень проб – общеобразовательная, касающаяся в первую очередь профессионального самоопределения. При этом важно не сводить пробу к простому присутствию и наблюдению за процессом. Иначе говоря, информационная и консультационная составляющие при проведении профессиональных проб не должны играть доминирующей роли и реализовываться в ущерб приобретению опыта практической деятельности.
Необходима интеграция ресурсов Площадки и психолого-педагогического сопровождения пробы. При проведении проб важно уделять внимание рефлексии: побуждать обучающихся к размышлению о том, насколько участие в профессиональных пробах позволило им лучше понять, какие профессии существуют и какие им больше подходят. Наибольший результат можно получить, когда в цикле проб задействованы ресурсы организаций и общего, и среднего профессионального, и высшего, и дополнительного образования. Их взаимодействие позволяет наиболее продуктивно подготовить программно-методическое обеспечение для проведения проб, определить материально-технические возможности их реализации,
достигнуть договоренности о соблюдении безопасности, расширить возможности привлечения специалистов, обеспечивающих как организационную, так и психолого-педагогическую составляющие. При этом необходимо ориентироваться на возрастные особенности обучающихся.
Отрицательный «профессиональный» результат может быть положительным профориентационным результатом. Как уже отмечалось выше, формирование мотивации к получению профессионального образования и дальнейшей профессиональной деятельности в той сфере, в рамках которой проходила проба, не является ее основной задачей. Нередко участие в пробе приводит к отрицанию альтернатив, связанных с данным профессиональным направлением (и это также закономерно и естественно). Может быть так, что ни одна из проб не создает положительного эмоционального переживания, не приводит к созданию профориентационно значимого продукта. В такой ситуации следует, по возможности, отделить реальное неприятие или безразличие к составляющим пробы от неготовности к профессиональному самоопределению в целом и низкой мотивации к прохождению профессиональных проб, в частности.
Кто еще заинтересован в проведении проб? При реализации профессиональных проб опосредованно и неманипулятивно решается и задача продвижения региональных стратегий популяризации и стимулирования актуальных направлений кадрового запроса. В данной ситуации целесообразна предварительная оценка потенциальной востребованности в той или иной отрасли, в регионе, стране. В ряде случаев необходимо соотносить программу профессиональных проб с описаниями, заимствованными из профессиональных стандартов. Это позволяет создать некие смысловые концепты, обеспечивающие определение ресурсного обеспечения и проектирование программы пробы.
Кто и как оценивает результативность пробы? Разработчик структуры, содержания и программного обеспечения пробы совместно с коллегами оценивает предположительные показатели результативности ее реализации. Требуется определить возможный диапазон самостоятельности действий обучающегося; принять решение о том, должны ли быть завершены предложенные ему операции (в этом случае необходимо создать условия для этого); определиться с критериями противоречивости или непоследовательности при совершении предусмотренных действий и т.д. В зависимости от характера пробы, может оцениваться приращение представлений и опыта деятельности в конкретной межпрофессиональной области, динамика изменения самооценки обучающихся и ее адекватность, общее изменение мотивации школьника по отношению к профессиональному выбору и т.д.