ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 775
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность
Тема 1. Управление, государственное управление, исполнительная власть
правовая, экономическая и социальная защищенность служащих государственного аппарата;
11.2. Меры административного принуждения и их правовая характеристика
19.5. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Тема 20. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема 21. Контроль в государственном управлении.
Вслед за публикацией учреждение обязано предоставить всем заинтересованным лицам возможность участия в нормотворческой процедуре (письменные заявления).
Учреждение работает в тесном контакте с лицами и организациями, деятельность которых оно регулирует. При подготовке проекта нормативного акта администрация запрашивает мнение заинтересованных лиц, посылает им копии проекта, проводит конференции, на которые приглашает представителей заинтересованных организаций.
Опыт конференций подсказал и другую форму участия общественности в нормотворческом процессе – совещательные комитеты, которые можно подразделить на:
-
разовые – для оказания помощи учреждению при обсуждении отдельного вопроса; -
временные – организуемые учреждением на определенное время для решения категории вопросов; -
постоянные – состав и компетенция, порядок деятельности которых регламентируются законом.
Одна из главных целей консультаций, конференций и совещательных комитетов – подготовка проекта административного акта, который сможет быстро пройти в учреждении стадию слушания. Открытые слушания, устраиваемые администрацией, являются особенностью американского нормотворческого процесса. По порядку ведения их можно подразделить на неформальные и формальные.
Неформальные слушания аналогичны слушаниям в комитетах легислатуры.
На формальных (состязательных) слушаниях присутствуют две стороны: производители дешевых товаров – против производителей дорогих товаров (при установлении максимальных цен и минимальных ставок заработной платы); рабочие и служащие – против предпринимателей (в отношении заработной платы и условий труда) и т. д.
Все административные акты, подлежащие публикации, направляются директору «Федерал Рэджистэр», регистрируются в его управлении и публикуются. Издается также сводное систематическое собрание действующих административных нормативных актов – Свод федеральных предписаний.
Опубликование административного акта в «Федерал Рэджистэр» имеет серьезные правовые последствия. Согласно параграфу 552 пятого раздела Свода законов, оно означает «своевременное и действительное оповещение» всех указанных лиц, на которых оно распространяется, о содержании акта. В последующем указанные лица не могут ссылаться на незнание о существовании акта. Следствием непубликации административного акта, который должен быть опубликован, является его недействительность.
В большинстве штатов административные акты регистрируются секретарем штата, который заносит их в постоянный список (реестр) и публикует. Примерный штатный ЗАП подробно регламентирует деятельность секретаря в этой области.
Согласно параграфу 553 пятого раздела Свода законов, принятый учреждением нормативный акт вступает в действие только через 30 дней после его опубликования. Таким образом, лицам и организациям, на которых распространяется действие предписаний, предоставляется значительный промежуток времени для ознакомления с ним. Из общего правила есть исключения: в случае необходимости учреждение может ввести акт в действие раньше, сделав об этом соответствующее заявление.
Тема 24. Административная юстиция и квазисудебная деятельность
24.1. Понятие административной юстиции в США.
24.2. Сущность и виды квазисудебной деятельности.
24.1. Понятие административной юстиции в США
В США за основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В Конституции США было проведено организационное разделение между тремя ветвями государственной власти – Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Подобная сбалансированность государственной системы затрудняет нововведения, но в то же время препятствует возможности узурпации власти со стороны какого-либо одного из названных органов.
Наделение административных учреждений судебными полномочиями было сделано в нарушение Конституции США. Ее положения исключают возможность разрешения споров иным органом, нежели суд. И тем не менее администрация также рассматривает споры, осуществляя тем самым судебную власть. Аналогичное положение и в штатах.
Делегирование легислатурами судебных полномочий администрации не встретило сколько-нибудь значительного противодействия со стороны судов. Ежегодно судебная система США рассматривает около 25 млн дел. С усилением вмешательства государства в социально-экономические отношения возросло и число претензий к нему. В этой связи судебная система США была не в состоянии справиться с большим количеством новых дел. Передачу администрации судебных полномочий обусловили также другие обстоятельства:
-
специальные познания сотрудников учреждений, -
наличие у администрации надзорных и следственных функций, в частности по собственной инициативе начинать преследование правонарушителя, которого суды не имеют, -
сложная, громоздкая и длительная процедура прохождения дел в судах, -
высокая стоимость судебных издержек, -
приверженность судов к «освященных временем» прецедентам, -
концентрация внимания судов на защите прав отдельных частных лиц, нередко в ущерб государству в целом, -
некоторая враждебность консервативных кругов судейского состава и адвокатуры к социальным реформам, их заинтересованность в сохранении сложной, долговременной процедуры, что обеспечивает юристам работу, большие гонорары и высокий престиж.
Учреждения рассматривают значительно больше заявлений и споров, чем суды.
24.2. Сущность и виды квазисудебной деятельности
Деятельность учреждения в качестве квазисудебного органа охватывает понятие «арбитраж», т. е. административное разбирательство. Это почти все области функционирования администрации за исключением ее нормотворчества. Параграф 551 Свода законов определяет такое разбирательство как «процесс формулирования учреждением приказа». Приказ, в свою очередь, означает «окончательное решение учреждения, полностью или часть его, утвердительное, отрицательное, запретительное или декларативное по форме, по вопросам иным, чем нормотворчество, но включая лицензирование». Приведенная формула указывает на судебный характер административного разбирательства.
Для одних административных учреждений рассмотрение заявлений или претензий частных лиц является лишь частью их работы. Характерный признак, отличающий такие учреждения от судов, – их положение при разрешении спора. Если суд выступает в роли арбитра между сторонами, одной из которых может быть государственный орган, то учреждение является стороной, к которой обращено ходатайство частного лица. Следовательно, оно становится судьей в собственном деле. В таких учреждениях сформировалась особая система органов административной юстиции. Ключевое положение занимают административные судьи. Кроме них в некоторых учреждениях имеются также особые апелляционные управления. Прослеживаются тенденции к дальнейшему обособлению органов административной юстиции внутри учреждений, усиление их самостоятельности.
Для других учреждений рассмотрение споров – их единственная функция (например, штатные комиссии по выплате компенсаций рабочим и служащим). Созданные в качестве специализированных, такие учреждения в дальнейшем развиваются в двух направлениях: одни из них, например, Национальный совет по трудовым отношениям, получают, помимо судебных, нормотворческие полномочия и становятся полновластными административными учреждениями; другие – постепенно трансформируются в настоящие суды.
Квазисудебные органы
осуществляют следующие полномочия:
-
регулирующие – лицензирование, надзор за исполнением законов и других нормативных актов, налогообложение и т. д.; -
распределяющие – выдача пенсий и различного рода пособий.
Лицензирование в качестве способа государственного регулирования хозяйственной деятельности частного сектора получило широкое распространение. Уже в 60-х годах прошлого столетия в США существовало 1240 видов лицензионной деятельности.
Другим важным видом судебно-распорядительной деятельности администрации является надзор за исполнением нормативных актов. В 60-е годы в связи с ужесточением борьбы за расовое равноправие усилился надзор администрации за соблюдением соответствующего законодательства, были созданы специальные органы, призванные добиться ослабления напряженности во взаимоотношениях различных рас и национальностей. Так, в Нью-Йорке с 1962 г. действует Комиссия по правам человека, 15 членов которой назначаются мэром. Комиссия разбирает жалобы на дискриминацию по признаку расы, веры, пола или возраста со стороны работодателей, домовладельцев, профсоюзов и т. д.
Большая часть пенсий и пособий выдается учреждениями штатов, к компетенции которых относятся их назначения. Но и на федеральном уровне учреждения распределяют целый ряд пенсий и пособий, часто в дополнение к штатным. Наиболее значительная программа, осуществляемая федеральным правительством, предусмотрена Законом о социальном обеспечении 1935 г. Исполнение его возложено на Администрацию социального обеспечения в составе департамента здравоохранения и гуманитарных служб.
Заявления о назначении пенсий или пособий рассматриваются арбитрами и ревизорами в местных отделениях администрации. Арбитр, проверяя представленные заявителем документы, устанавливает, удовлетворяет ли ходатайство требованиям закона, и при положительном ответе назначает ему пенсию. Решение арбитра проверяется ревизором. При расхождении между ними вопрос о назначении пенсии или пособия решается вышестоящим должностным лицом. Специальные вопросы (правовые, о размере пособий, источниках покрытия и т. д.) решаются группами специалистов арбитражной секции.
В случае несогласия заявителя с результатами пересмотра устраивается слушание. Однако если заявитель не намеревается представить на слушание новые доказательства, он может потребовать проведения независимого пересмотра решения арбитра на основании документов, содержащихся в деле. Как проведение слушания, так и независимый пересмотр осуществляется административным судьей.