Файл: Александры Анатольевны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
m 3 = 2, m = 1; при m = 1 x2 = 2;

б) x1 = 1, еслиm 3 = 1, m = 2; при m = 2 x2 = 3;

в) x2 = 2, еслиm + 1 = 2, m = 3; при m = 3 x1 = 6;

г) x2 = 1, еслиm + 1 = 1, m = 2; при m = 2 x1 = 5.

Ответ: при m 0, m3, m2, m 1 x1 = m 3; x2 = m + 1;

при m = 0 уравнение не имеет смысла;

при m = 3 x = 6;

при m = 2 x = 5;

при m = 1 x = 2;

при m = 2 x = 3.

  1. Для каждого значения параметра a решить уравнение: = 0.

(обратите внимание, что в задачах 55, 56 одно требование, но сформулировано оно по-разному)

Решение:

  1. Д анное уравнение равносильно системе (x 4)(x + a) = 0; (1)

x2 (2a 2)x 2a + 1 0. (2)

  1. Решим квадратное уравнение (2),

D1 = (a 1)2 (2a + 1) = a2 2a + 1 + 2a 1 = a2.

а) D1 0 при любых a; x1 = a 1 a = 1, x2 = a 1 + a = 2a 1.

  1. Т огда система принимает следующий вид: x = 4,

x = a;

x 1,

x 2a 1.

  1. И сключим те значения a, при которых: 2a 1 = 4; a = 2,5;

a = 1; a = 1;

a = 2a 1, a = .

a = 4, a = 4.

Ответ: при a 4, a , a
1, a 2,5 x1 = 4; x2 = a;

при a = 4, a = , a = 1, x = 4;

при a = 2,5 x = 2,5.

  1. При каких значениях a уравнение = 0 имеет единственное решение?

Решение:

  1. Д анное уравнение равносильно системе x2 ax + 1 = 0,

x 3.

  1. Уравнение имеет один корень, если

а) D= 0, но x 3.

D= 0, a2 4 = 0, a = 2.

Проверка: если a = 2, x2 + 2x + 1 = 0, x = 1.

если a = 2, x2 2x + 1 = 0, x = 1.

б) Если квадратное уравнение имеет два корня, один из которых равен 3.

x1 = 3, ( 3)2a (3) + 1 = 0,

9 + 3a + 1 = 0;

a = .

Найдем второй корень (самостоятельно): x2 = .

Ответ: a = ; a = 2; a = 2.

К азбуке квадратного уравнения относится и теорема Виета, позволяющая выяснить для уравнения, имеющего корни, их знаки, сравнить корни по модулю и т.п.

Устные упражнения.

  1. Решите уравнение.

а) x2 7ax + 12a2 = 0; б) x2 + 5bx + 6b2 = 0; в) 7x2 4ax 3a2 = 0;

г) 7x2 + 13bx + 6b2 = 0; д) x2 (3a1)x + 2a2 a = 0; е) x2 (4b2)x + 3b2 2b = 0.

Далее целесообразно решить серию несложных задач.

  1. При каких k произведение корней квадратного уравнения x2 + 3x + (k2 7k + 12) равно нулю?

Ответ: 3; 4.

  1. При каких значениях k сумма корней квадратного уравнения x2 + (k2 + 4k 5)x k равна нулю?


Ответ: 1.

  1. При каких значениях p и q корни уравнения x2 + px + q = 0 равны 2p и ?

Ответ: p = q = 0 или p = 1, q = 6.

Более подробно следует остановиться на задачах такого содержания.

  1. При каких значениях a оба корня уравнения x2 2ax + 4 = 0 положительны?

Обсуждаем. Для того, чтобы оба корня уравнения были положительны, нужно, во-первых, чтобы оно имело два корня, а для этого необходимо, чтобы дискриминант был больше нуля. Во-вторых, так как свободный член положительный, то оба корня имеют одинаковые знаки, а поэтому, чтобы они имели знаки "плюс", нужно, чтобы коэффициент среднего члена был отрицательный.

Разбив требование задачи на указанные две части, мы разбиваем и саму задачу на две более простые:

  1. При каких значениях a дискриминант уравнения положительный?

  2. При каких значениях a коэффициент среднего члена уравнения отрицательный?

Решение:

  1. D= a2 4, a2 4 0, a2 4, a 2, a 2 или a 2.

  2. 2a 0, a 0.

  3. a 2,

a 2; a 2.

a 0.

Ответ: a 2.

  1. При каких значениях параметра a уравнение ax2 4x + a = 0 имеет:

а) положительные корни;

б) отрицательные корни;

в) корень, равный нулю?

Ответ: а) 0 a 2; б) 2 a 0; в) a = 0.

  1. В уравнении x2 + ax + 12 = 0 определить a таким образом, чтобы разность корней равнялась единице.

Решение: x2 x1 = = 1, a = 7.

Ответ: a = 7.

Разнообразны задачи с применением формул сокращенного умножения.

  1. Корниуравнения x2 3ax + a2 = 0 таковы, что x1 2+ x2 2 = 112. Найти a.


Решение:

  1. D= 9a2 4a2 = 5a2, D 0 при любых a.

  2. x 1 + x2 = 3a;

x1 x2 = a2.

  1. x12+ x22 = (x1 + x2)2 2x1 x2 = (3a)2 2a2 = 7a2 = 112; a2 = 16, a = 4.

Ответ: 4.

  1. В уравнении 3x2 + ax + 2 = 0 определить a таким образом, чтобы корни уравнения были действительными, а сумма кубов корней равнялась удвоенной сумме корней.

Решение:

  1. D 0, D= a2 24;

a2 24 0, a2 24; a 2 .

  1. x 1 + x2 = ;

x1 x2 = .

  1. x13+ x23 = (x1 + x2)(x12+ x22 x1 x2) = (x1 + x2)((x1+ x2)2 3x1 x2) = ( 2).

  2. ( 2) = a; a( 4) = 0; a = 0; a = 6.

  3. 0 2 ; 6 2 .


Ответ: 6.

  1. Пусть x1 и x2– корниуравнения x2 + px + q = 0. Выразить x14+ x24 через p и q.

Решение:

  1. x 1 + x2 = p;

x1 x2 = q.

  1. x14+ x24 = (x12+ x22)2 2x12x22 = ((x1 + x2)2 2x1 x2)2 2x12x22 = (p2 – 2q2)2 – 2q2 = = p4 – 4p2q2 + 2q2.

Ответ: p4 – 4p2q2 + 2q2.

  1. При каком значении параметра m сумма квадратов корней уравнения x2 + (m 1)x + m2 1,5 = 0 наибольшая?

Ответ: –1.

  1. При каком значении параметра m сумма квадратов корней уравнения x2 + (2 m)x + m 3 = 0 наименьшая?

Ответ: 1.

Учащиеся должны самостоятельно уметь решать задачи типа 59, 62, 65. Задачи такого типа целесообразно включать как обязательный материал в текущие самостоятельные и контрольные работы.

Итоги работы за год покажет большая проверочная работа, в которую включены задачи, аналогичные ключевым по всем темам.

9 класс.

Основная цель работы в 9 классе – тщательно изучить квадратный трехчлен и квадратные неравенства. Учащиеся 9 класса уже готовы к серьезной исследовательской работе, поэтому излагать новый материал можно в виде проблемного диалога между учениками и учителем.
Квадратичная функция и ее график.
При изучении графиков функций y = ax2 + nиy = a(xm)2 в устную и письменную работу полезно включать задачи такого содержания.


  1. Найдите количество целых значений а, при которых абсцисса и ордината вершины параболы y = (x– 5 – a)2 + 3 – a положительны.