Файл: Александры Анатольевны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По моему опыту работы, только после усвоения учащимися вопроса исследования квадратного уравнения есть смысл переходить к задаче: решить уравнение.

  1. Решить уравнение x2 + 5ax + 4a2 = 0.

Решение:

  1. Коэффициент при x2равен 1, следовательно, уравнение квадратное.

  2. Найдем дискриминант: D = (5a)2 – 4 1 4a2 = 25a2 – 16a2 = 9a2.

а) При a 0, D 0: уравнение имеет два корня = 3a:

x1,2 = .

(Комментарий: В этом месте решения возникает техническая сложность, связанная с раскрытием модуля. Несколько раз следует подробно записать нахождение корней.)

Если а  0, x1 = = –4a, x2 = = –a.

Если a  0, x1 = = –a, x2 = = –4a.

Т.е. при a 0 и a 0 корни уравнения выражаются через aодинаково.

б) При a = 0, D = 0: x = = = 0.

Ответ: при a 0 x1 = –4a, x2 = –a;

при a = 0 x = 0.

Комментарий: Ответ можно выписать, не выделяя случай a=0: при любых a x1=–4a, x2= –a; но я предпочитаю выделять случай равенства дискриминанта нулю, т.к. такая запись снимает вопрос о количестве корней в зависимости от a.

  1. Решить уравнение ax2+ 2x + 1 = 0.

Решение: Первоначально рассмотрим случай, когда первый коэффициент равен нулю.

  1. Если a = 0, 2x + 1 = 0, x = –0,5 , то уравнение линейное, имеет один корень.

  2. Если a 0, то имеем квадратное кравнение. Найдем D1. D1 = 1 – a.


а) ЕслиD1 0, 1– a 0, a 1, a 0, уравнение имеет два корня:

x1,2 = .

б) ЕслиD1 = 0, a = 1, то уравнение имеет один корень: x = = –1.

в) ЕслиD1 0, 1– a 0, a 1, то уравнение не имеет корней.

Ответ: при a 1,a 0 x1,2 = ;

при a = 0 x = –0,5;

при a = 1 x = –1;

при a 1 корней нет.

Разбираем еще одно аналогичное уравнение (можно пригласить ученика к доске).

  1. ax2 x + 3 = 0.

Ответ: при a ,a 0 x1,2 = ;

при a = 0 x = 3;

при a = x = 6;

при a корней нет.

  1. (a + 1)x2 2x + 1 a = 0.

Теперь учащиеся готовы к составлению алгоритма.

Алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами.

Ax2 + Bx + C = 0

  1. Несколько раз прочитать формулировку задачи. Выяснить, зависит ли степень уравнения от параметра. Если требуется, найти ОДЗ параметра.

  2. Найти значения параметра, при которых A = 0. Решить линейное уравнение.

  3. Решить квадратное уравнение.

а) Определить, при каких значениях параметра D 0. Найти корни по формуле x1,2 = .

б) Определить, при каких значениях параметра D = 0. Найти корень по формуле x = .

в) Определить, при каких значениях параметра D 0, корней нет.

  1. Исключить из п. 3 а), б), в) значения параметра из п. 1, 2.

  2. Записать ответ.



Образец оформления.

  1. Решить уравнение a (a + 3)x2+ (2a + 6)x 3a 9 = 0.

Решение:

  1. a(a + 3) = 0 при a = 0, a = –3.

а) Еслиa = 0, получим 6x – 9 = 0,

6x = 9,

x = 1,5.

б) Еслиa = –3, получим 0x + 9 – 9 = 0,

0 x = 0,

x – любое число.

  1. a(a + 3) 0 при a 0, a –3.

a (a + 3)x2+ 2(a + 2)x 3(a + 3) = 0.

Разделим обе части уравнения на a + 3 0, получим

ax2 + 2x 3 = 0, D1 = 1 + 3a.

а) D1 0, если 1 + 3a 0, a , a 0.

Уравнение имеет два корня:

x1,2 = .

б) D1 = 0, если 1 + 3a = 0, a = .

Уравнение имеет один корень:

x = = 3.

в) D1 0, если 1 + 3a 0, a , a 3.

Уравнение не имеет корней.

Ответ: при a ,a3 корней нет;

при a = –3 xлюбое число;

при a , a 0 x1,2 = ;

при a = , x = 3;

при a = 0, x = 1,5.

Комментарий: Довольно часто запись ответа вызывает затруднения. Вот один из возможных способов действий, использующий ось параметра a:

  1. Нанести на ось параметра a все значения, которые "встретились" при решении;

  2. Указать значения (или число) корней в каждом промежутке и отдельных точках.




Задачи для отработки.

  1. Решите уравнение.

а) x2 3ax + 2a2 = 0;б) x2 bx 2b2 = 0;в) x2+ 5bx 6b2 = 0.

  1. а) x2 (2a 4)x 8a = 0; б) x2 + (3b 2)x 6b = 0; в) x2 (3a 2)x + 2a2 a 3 = 0; г) x2 4bx + 3b2 4b 4 = 0.

  2. а) ax2 (a + 1)x + 1 = 0;б) mx2 6x + 1 = 0.

Выбор задач ограничен тем, что восьмиклассники не умеют решать квадратные неравенства.

Желательно на этом этапе провести проверочную работу, в которую включить задания типа 37, 39, 47, 48.

При наличии времени можно рассмотреть три интересные задачи, решение которых усложнено рассмотрением области допустимых значений параметра и неизвестного.

  1. Решить относительно x: = .

Решение:

  1. ОДЗ: x 2, x 1,

m0.

  1. Умножим обе части уравнения на m(x + 1)(x + 2) 0, получим квадратное уравнение (преобразования самостоятельно):

x2 2(m 1)x + m2 2m 3 = 0.

  1. Найдем D1.

D1 = (m 1)2 (m2 2m 3) = 4.

D1 0, значит, уравнение имеет два различных корня при любом m.

x1 = m 1 2 = m 3; x2 = m 1+ 2 = m + 1.

  1. Найдем значения m, при которых значения x1, x2равны 2, 1.

а) x1 = 2, если