Файл: Александры Анатольевны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

x = x = .

Ответ: при a 2 корней нет;

при a = 2, 1 x 3;

при a 2, x1 = ; x2 = .

Рассмотрим более сложный, но доступный восьмикласснику пример.

  1. Сколько решений в зависимости от a имеет уравнение x + 2 = ax + 1?

Решение:

При x = 0 получаем 0 + 2 = a 0 + 1, т.е. x = 0 не является корнем уравнения ни при каких значениях параметра a.

Преобразуем уравнения с учетом, что x 0.

= a.

Построим графики функций y = и y = a.

y = = 1 + приx2,

1 – при x2.

График функции y = + 1  гипербола y = , сдвинутая на 1 вверх по 0y.

График функции y = – 1  гипербола y = – , сдвинутая на 1 вниз по 0y.

При различных значениях параметра aграфиками функций y = a являются прямые, параллельные оси абсцисс.



При a1 иa 1 графики
имеют одну общую точку пересечения, уравнение имеет один корень;

При 1a ½ точек пересечения две, уравнение имеет два корня;

При ½ a 1 точек пересечения нет, уравнение корней не имеет;

При a = ½ один корень.

Ответ: при a1 один корень;

при 1a ½ два корня;

при a = ½ один корень;

при ½ a 1 корней нет;

при a 1 один корень.

Пока мы не формулируем четкий алгоритм применения графического метода, только лишь устно составляем план решения задачи. Рассмотрение же таких задач с восьмиклассниками считаю необходимым, иначе в 10-11 классах при подготовке к экзаменам придется начинать все сначала, значит, теряется драгоценное время, ведь восстанавливать материал гораздо легче, чем изучать заново.
ЛИНЕЙНЫЕ НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ

Основная цель: сформировать умение решать элементарные линейные неравенства с параметрами.

В первую очередь расширим определение линейного неравенства.

Каждое из неравенств вида

AxB, AxB, AxB, AxB,

где Aи B – действительные числа или функции от параметров, а x– неизвестная величина, называется линейным неравенством с одним неизвестным (x).

Рассмотрим простейший пример:

  1. Решить неравенство ax 1.

Невнимательный ученик быстро дает ответ x .Тогда следует попросить его подставить вместо aразличные значения и проверить, всегда ли совпадает решение с общим видом. Сделав соответствующие замечания, вызвать ученика к доске с просьбой составить блок-схему решения этого неравенства.
ax 1




a 0a = 0a 0

ax 1 0x 1 ax 1




x x – любое число x

Учитель задает по заданию такие вопросы: "Каким будет решение, если вместо числа 1 записать ? вместо знака  записать знак ?" и т.п. Ученики активно анализируют ответы своих одноклассников.

Затем учащиеся получают задание по вариантам составить блок-схемы к решению неравенств AxB, AxB, AxB, AxB. В тетрадях записываем словесное описание алгоритма.

Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами

На примере неравенства Ax B,где x – неизвестное,

A, B – выражения, зависящие только от параметров)

  1. Если A 0, то x .

Решением неравенства являются все числа из промежутка ( ).

  1. а) Если A = 0, B 0

0 x B, x – любое число.

Решением неравенства является промежуток ( + ).

б) Если A = 0, B = 0

0 x 0, решений нет.

в) Если A = 0, B 0

0 x B, решений нет.

  1. Если A 0, то x .

Решением неравенства является промежуток ( ).

Так как учащиеся еще не знакомы с методом интервалов, то выбор заданий по этой теме весьма ограничен. На этом этапе работы будет достаточно, если школьники усвоят решение простейших ключевых неравенств.

  1. Решить неравенство (m – 1)x 5m.


Решение:

  1. Если m – 1 0, m 1, то x .

  2. Если m – 1 = 0, m = 1, получим

0 x 5, x – любое число.

  1. Если m – 1 0, m 1, то x .

Ответ: при m 1, x ;

при m = 1, xлюбое число;

при m 1, x ..

Несущественно, будут ли значения m и x записаны в форме неравенства или промежутка.

  1. 2ax + 5 a + 10x,

2ax – 10x a – 5,

(2a – 10)x a – 5,

2(a – 5)x a – 5.

  1. Если 2(a – 5) 0, a – 5 0, a 5, то x ; x .

  2. Если 2(a – 5) = 0, a – 5 = 0, a = 5, то

0 x 0, решений нет.

  1. Если 2(a – 5) 0, a – 5 0, a 5, то x ; x .

Ответ: при a 5, x ;

при a = 5, решений нет;

при a 5, x .

  1. mx – 6 2m – 3x,

mx + 3x 2m + 6,

(m + 3)x 2(m + 3).

  1. Если m+3 0, m3, то x ; x 2.

  2. Если m+3 = 0, m = 3, то

0 x 0, x – любое число.

  1. Если m+3 0, m3, то x ; x 2.


Ответ: при m3, x 2;

при m = 3, xлюбое число;

при m3, x 2.
Формальное решение неравенств 17, 18 приводит к распространенной ошибке, которая сводится к делению левой и правой частей неравенства на выражение, содержащее переменную, а это приводит к потере решений и коротким ответам.

Неправильно: x(m + 3) 2(m + 3), x 2.

  1. 5x – a ax – 3.

Ответ: при a 5, x ;

при a = 5, решений нет;

при a 5, x .