ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
x = x = .
Ответ: при a 2 корней нет;
при a = 2, 1 x 3;
при a 2, x1 = ; x2 = .
Рассмотрим более сложный, но доступный восьмикласснику пример.
-
Сколько решений в зависимости от a имеет уравнение x + 2 = ax + 1?
Решение:
При x = 0 получаем 0 + 2 = a 0 + 1, т.е. x = 0 не является корнем уравнения ни при каких значениях параметра a.
Преобразуем уравнения с учетом, что x 0.
= a.
Построим графики функций y = и y = a.
y = = 1 + приx2,
1 – при x2.
График функции y = + 1 гипербола y = , сдвинутая на 1 вверх по 0y.
График функции y = – 1 гипербола y = – , сдвинутая на 1 вниз по 0y.
При различных значениях параметра aграфиками функций y = a являются прямые, параллельные оси абсцисс.
При a1 иa 1 графики
имеют одну общую точку пересечения, уравнение имеет один корень;
При 1a ½ точек пересечения две, уравнение имеет два корня;
При ½ a 1 точек пересечения нет, уравнение корней не имеет;
При a = ½ один корень.
Ответ: при a1 один корень;
при 1a ½ два корня;
при a = ½ один корень;
при ½ a 1 корней нет;
при a 1 один корень.
Пока мы не формулируем четкий алгоритм применения графического метода, только лишь устно составляем план решения задачи. Рассмотрение же таких задач с восьмиклассниками считаю необходимым, иначе в 10-11 классах при подготовке к экзаменам придется начинать все сначала, значит, теряется драгоценное время, ведь восстанавливать материал гораздо легче, чем изучать заново.
ЛИНЕЙНЫЕ НЕРАВЕНСТВА С ПАРАМЕТРАМИ
Основная цель: сформировать умение решать элементарные линейные неравенства с параметрами.
В первую очередь расширим определение линейного неравенства.
Каждое из неравенств вида
AxB, AxB, AxB, AxB,
где Aи B – действительные числа или функции от параметров, а x– неизвестная величина, называется линейным неравенством с одним неизвестным (x).
Рассмотрим простейший пример:
-
Решить неравенство ax 1.
Невнимательный ученик быстро дает ответ x .Тогда следует попросить его подставить вместо aразличные значения и проверить, всегда ли совпадает решение с общим видом. Сделав соответствующие замечания, вызвать ученика к доске с просьбой составить блок-схему решения этого неравенства.
ax 1
a 0a = 0a 0
ax 1 0x 1 ax 1
x x – любое число x
Учитель задает по заданию такие вопросы: "Каким будет решение, если вместо числа 1 записать ? вместо знака записать знак ?" и т.п. Ученики активно анализируют ответы своих одноклассников.
Затем учащиеся получают задание по вариантам составить блок-схемы к решению неравенств AxB, AxB, AxB, AxB. В тетрадях записываем словесное описание алгоритма.
Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами
На примере неравенства Ax B,где x – неизвестное,
A, B – выражения, зависящие только от параметров)
-
Если A 0, то x .
Решением неравенства являются все числа из промежутка ( ).
-
а) Если A = 0, B 0
0 x B, x – любое число.
Решением неравенства является промежуток ( + ).
б) Если A = 0, B = 0
0 x 0, решений нет.
в) Если A = 0, B 0
0 x B, решений нет.
-
Если A 0, то x .
Решением неравенства является промежуток ( ).
Так как учащиеся еще не знакомы с методом интервалов, то выбор заданий по этой теме весьма ограничен. На этом этапе работы будет достаточно, если школьники усвоят решение простейших ключевых неравенств.
-
Решить неравенство (m – 1)x 5m.
Решение:
-
Если m – 1 0, m 1, то x . -
Если m – 1 = 0, m = 1, получим
0 x 5, x – любое число.
-
Если m – 1 0, m 1, то x .
Ответ: при m 1, x ;
при m = 1, x – любое число;
при m 1, x ..
Несущественно, будут ли значения m и x записаны в форме неравенства или промежутка.
-
2ax + 5 a + 10x,
2ax – 10x a – 5,
(2a – 10)x a – 5,
2(a – 5)x a – 5.
-
Если 2(a – 5) 0, a – 5 0, a 5, то x ; x . -
Если 2(a – 5) = 0, a – 5 = 0, a = 5, то
0 x 0, решений нет.
-
Если 2(a – 5) 0, a – 5 0, a 5, то x ; x .
Ответ: при a 5, x ;
при a = 5, решений нет;
при a 5, x .
-
mx – 6 2m – 3x,
mx + 3x 2m + 6,
(m + 3)x 2(m + 3).
-
Если m+3 0, m3, то x ; x 2. -
Если m+3 = 0, m = 3, то
0 x 0, x – любое число.
-
Если m+3 0, m3, то x ; x 2.
Ответ: при m3, x 2;
при m = 3, x – любое число;
при m3, x 2.
Формальное решение неравенств 17, 18 приводит к распространенной ошибке, которая сводится к делению левой и правой частей неравенства на выражение, содержащее переменную, а это приводит к потере решений и коротким ответам.
Неправильно: x(m + 3) 2(m + 3), x 2.
-
5x – a ax – 3.
Ответ: при a 5, x ;
при a = 5, решений нет;
при a 5, x .