Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


18. В процессе применения норм воздушного права важно определить объем толкования. Под объемом толкования мы понимаем границы действия правовой нормы. Следует различать буквальное, ограничительное и распространительное толкование.

Буквальное толкование мы имеем в том случае, когда мысль законодателя и ее словесное выражение в правовой норме совпадают по объему. Закон понимается в точном соответствии с его буквальным смыслом. Например, Положением о пенсиях за выслугу лет летно-подъемному составу определен круг лиц ЛПС, на кого распространяется Положение. Перечень должностей ЛПС, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, определен в Приложении 1 к приказу министра социального обеспечения РСФСР от 25 декабря 1958 г. №167.1 Этот перечень является исчерпывающим и его расширение или сужение не допускается.

Как правило, применяется именно буквальное толкование правовой нормы.

19. В некоторых случаях в результате уяснения содержания правовой нормы (главным образом применяя логическое и систематическое толкование) мы приходим к выводу, что данная правовая норма должна быть распространена на более широкий круг лиц и отношений, чем указано в норме права, или, наоборот, на более чем узкий круг лиц и отношений.1

Распространительное толкование имеет место в случае, если содержание правовой нормы ее буквального выражения. Например, § 202 НПП содержит правило, что командиры кораблей (пилоты) ежегодно проходят проверку знаний НПП, руководства по летной эксплуатации самолета или вертолета, аэродинамики, самолетовождения и метеорологии. Таким образом, согласно § 202 НПП не требуется проверять знания Воздушного кодекса Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР. Однако согласно ст.20 ВК СССР (систематическое толкование) командир корабля должен знать ВК СССР, Основные правила полетов и другие документы. Таким образом, знание ВК СССР и Основных правил полетов является для командиров кораблей (пилотов) обязательным и подлежит проверке, § 202 в этой части следует толковать распространительно.

Ограничительное толкование применяется в случаях, когда мысль, сформулированная в правовой норме, уже ее буквального выражения. Так, согласно ч.2 §25 НПП установлено, что «состав экипажа должен быть постоянным и его изменение допускается в исключительных случаях». При буквальном толковании приведенного параграфа можно сделать неправильный вывод, что требование постоянного состава экипажа воздушного судна распространяется на ЛПС и обслуживающий персонал. Однако в действительности приведенное требование распространяется только на летно-подъемный
состав экипажа. Обслуживающий персонал (бортпроводники и др.) в составе экипажа не закрепляются. Таким образом, ч. 2, § 25 НПП следует толковать ограничительно.

20. От толкования-уяснения следует отличать толкование-разъяснение. В зависимости от органа (лица), дающего толкование, юридическая наука различает два вида толкования: официальное и неофициальное.

Официальным называется такое толкование правовой нормы, которое дается управомоченным на это органом или должностным лицом. Разъяснения, даваемые этими органами (должностными лицами), имеют обязательную силу.

Официальное толкование может быть дано органом, издавшим данную правовую норму.2

Примером аутентического толкования может быть разъяснение приказа МГА специальным приказом министра гражданской авиации.

Право давать официальное толкование может быть предоставлено также органам, которые данный акт не издавали .В этом случае орган власти должен быть наделен правом давать официальное толкование нормативного акта, изданного другим (как правило вышестоящим) органом государственной власти. Так, согласно п. «в» ст. 49 Конституции СССР общеобязательное толкование законов (актов Верховного Совета СССР) дает Президиум Верховного Совета СССР. «В остальных случаях (когда нет общего или отдельного поручения Верховного Совета или Правительства) официальные разъяснения обязательны только для тех органов или должностных лиц, которые подчинены органу, дающему разъяснения. Вместе с тем эти разъяснения не могут не учитывать лица, обращающиеся в эти органы за разъяснением соответствующих дел».1

21. Официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативное толкование преследует главным образом цель установления единообразного применения закона. Поэтому оно может существовать самостоятельно (не будучи стадией применения норм права) Что касается казуального толкования (от слова казус – случай), то оно имеет обязательную силу только для данного дела, в процессе применения правовой нормы.

22. Неофициальное толкование – это разъяснение правовой нормы со стороны лиц не наделенных официальным полномочием давать разъяснения норм права. Поэтому такое толкование не носит обязательного характера.

Неофициальное толкование может даваться научными учреждениями, учеными, общественными организациями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций или советов. Неофициальное толкование находит практическое применение в силу его убедительности, логичности и обоснованности.

23. Четвертой стадией применения нормы права является издание акта применения. В акте применения подводится итог работы, выполненной в предыдущих стадиях применения нормы права. Акт применения определяет права и обязанности конкретного лица, в нем реализуются предусмотренные законом меры поощрения и взыскания. Акты применения издаются органами государственной власти и управления, государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями.

Акты применения всегда должны быть конкретными, они адресуются определенным лицам. Так, орган социального обеспечения в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР о пенсиях за выслугу лет лицам летно-подъемного состава гражданской авиации издает акт применения о назначении пенсии за выслугу лет тому или иному лицу ЛПС. Акт применения конкретизирует применение нормы Дисциплинарного устава ГА к лицам, допустившим служебный проступок.

24. Для вынесения правильного решения по делу необходимо, чтобы акт применения был законным, т.е. строго соответствовал действующей норме права. В актах применения должна содержаться ссылка на закон, послуживший основанием для решения данного дела. Требование соблюдения законности при издании акта применения включает три основных вопроса. Во-первых, возложенные на работника актом применения обязанности, права, а также дисциплинарные санкции должны быть прямо предусмотрены законом. Во-вторых, должен быть строго соблюден порядок применения правовой нормы. В-третьих, норма права может быть применена только компетентным органом, должностным лицом. Так, нарушением социалистической законности будет: наложение дисциплинарного взыскания, не предусмотренного п. 13 Дисциплинарного устава (лишение выходного дня или отпуска); несоблюдение установленного порядка наложения взыскания (нарушение сроков наложения взыскания, наложение
взыскания без истребования объяснений от нарушителя и т. д.); наложение взыскания лицом, не являющимся прямым начальником нарушителя (например, старший бортмеханик объявляет выговор бортмеханику).

25. Акт применения должен быть обоснованным. Это значит: а) акт применения должен опираться на тщательно проверенные факты; решение вопроса должно логически вытекать из анализа этих фактов; б) акт применения нормы права как по форме, так и по содержанию должен быть убедительным (как с точки зрения необходимости его издания, так и с точки зрения его справедливости), в) акт применения должен быть своевременным решением определенного вопроса; г) акт применения должен быть наиболее целесообразным решением вопроса в пределах и рамках социалистической законности.

Как мы уже отмечали, акт применения устанавливает связь между нормой права и конкретным жизненным фактом, он конкретизирует норму права относительно данного факта.

В акте применения должны быть отражены как требования правовой нормы, так и обстоятельства дела. Поэтому без оценки и анализа фактов, без твердой уверенности в их достоверности, без правильного понимания особенностей случая нельзя правильно выбрать нужную норму праву, нельзя законно и обоснованно решить конкретный жизненный случай.


Раздел 2.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.




Глава 1.

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЗДУШНЫЕ СУДА



1. Воздушный кодекс СССР устанавливает, что к гражданским воздушным судам относятся все летательные аппараты как легче, так и тяжелее воздуха, за исключением летательных аппаратов, входящих в состав Вооруженных Сил СССР.

К летательным аппаратам тяжелее воздуха относятся аппараты, осуществляющие полеты в результате действия аэродинамических сил. Аппараты, поддерживаемые в воздухе главным образом в результате аэростатических сил, относятся к летательным аппаратам легче воздуха. Воздушными судами, входящими в состав Вооруженных Сил, считаются летательные аппараты, которые принадлежат к военно-воздушным силам данного государства, имеют внешние знаки, отличающие военные воздушные суда его национальности, имеют экипаж из военнослужащих. В СССР к военным воздушным судам относятся летательные аппараты, входящие в состав Военно-Воздушных Сил Советского Союза. Национальный знак ВВС СССР изображаемся и виде пятиконечной звезды красного цвета, нанесенной на воздушное судно. Командиром военного воздушного судна и членами его экипажа являются лица, находящиеся в кадрах Вооруженных Сил СССР.

Чикагская конвенция 1944г. предусматривает деление всех воздушных судов на две группы: государственные воздушные суда и частные воздушные суда. В соответствии со ст.3 Конвенции государственными воздушными судами являются «воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах». Таким образом, основанием для отнесения воздушного судна к государственным судам служит характер использования воздушного судна.

Советские гражданские воздушные суда во время их нахождения за границей рассматриваются судебными органами капиталистических стран как частные воздушные суда, хотя они и составляют государственную социалистическую собственность СССР и являются государственными воздушными судами в нашем понимании этого слова.

2. Большое практическое значение имеет классификация гражданских воздушных