Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наряду с опознавательными знаками на гражданские воздушные суда наносятся знаки маркировки: эмблема Аэрофлота, особое наименование воздушного судна и т.д. Знаки маркировки не должны ухудшать ВИДИМОСТЬ опознавательных знаков.

Иностранные воздушные суда, совершающие регулярные или эпизодические полеты по воздушным линиям Аэрофлота над территорией СССР, должны иметь государственно-регистрационные знаки того государства, в реестр которого они занесены.

6. Гражданские воздушные суда, применяемые для целей, указанных в ст.4 ВК СССР, могут быть допущены к эксплуатации лишь после того, как будет установлено, что они удовлетворяют требованиям безопасности полетов.

При расчете и конструировании воздушных судов все части и агрегаты воздушного судна должны работать надежно и эффективно в эксплуатационных условиях. До начала эксплуатации воздушные суда должны быть подвергнуты испытаниям как на земле, так и в воздухе (в полете).1 Воздушные суда новой конструкции могут быть допущены к эксплуатации после проведения государственных и эксплуатационных испытаний.

Государственные испытания имеют целью выявить соответствие опытного образца заданным постановлением Совета Министров СССР техническим требованиям, выявить (и устранить) конструктивные, производственные и эксплуатационные недостатки. В программу испытаний входит определение летно-технических, эксплуатационных и экономических характеристик воздушного судна. Государственные испытания проводятся также в отношении модифицированных и импортных самолетов (вертолетов).

Государственные испытания проводятся ГосНИИ ГА самостоятельно или совместно с заинтересованными организациями. На основании государственных испытаний дается заключение о пригодности воздушного судна данного типа к серийной постройке, а также рекомендации о режиме эксплуатации воздушного судна.

После
проведения государственных испытаний производятся эксплуатационныеиспытания.Цель этого вида испытаний состоит в том, чтобы определить возможность безопасной эксплуатации и надежной работы самолета в целом и отдельных его частей и агрегатов. В процессе эксплуатационных испытаний производится оценка выполненных конструктивных доработок, выявленных во время государственных испытаний.

Эксплуатационные испытания в рейсовых условиях производятся под методическим руководством ГосНИИ ГА подразделениями ГА с участием представителей, конструировавших и отроивших самолет. В результате этих испытаний дается окончательное заключение о целесообразности серийного производства данного типа самолета (вертолета), выявляются все эксплуатационные особенности воздушного судна, устанавливаются сроки службы до ремонта и необходимые доработки конструкции.

Результаты проведения государственных и эксплуатационных испытаний оформляются в виде акта с заключением о пригодности самолета к эксплуатации в гражданской авиации. Акт подлежит утверждению Министерством гражданской авиации СССР.

Воздушные суда принятой конструкции допускаются к эксплуатации лишь после проведения заводских испытаний.

Заводские испытанияпроизводятся в отношении построенных летательных аппаратов заводомпоставщиком, а также при передаче воздушных судов заказчику (Аэрофлоту).

Гражданские воздушные суда подлежат заводским испытаниям после ремонта. Испытание производится ремонтным заводом гражданской авиации.

Опытные образцы летательных аппаратов, законченных постройкой и подлежащих государственным испытаниям, также проходят заводские испытания. Цель таких испытаний состоит в том, чтобы определить годность самолета (вертолета) к полетам, снять летно-технические характеристики, установить пригодность летательного аппарата к государственным испытаниям.

В целях определения соответствия летно-технических данных характеристикам, оговоренным Техническими условиями на поставку самолетов данного типа Министерству гражданской авиации, производятся контрольные испытания.



Контрольнымиспытаниямподвергаются:

а) первый (головной) экземпляр самолета серийного производства, осваиваемого на данном заводе;

б) экземпляр типовой для текущей серии пли нескольких серий производства данного завода;

в) самолет, на котором введены конструктивные изменения, влияющие на его летно-технические характеристики.

Воздушные суда, оборудованные аппаратурой или приспособлениями для выполнения работ по специальным применениям или заданиям, подвергаются испытаниям для проверки этих приборов и оценки их работы, а также работы самолета с этой аппаратурой. Такие испытания называются специальными.

7. Каждое гражданское воздушное судно, допущенное к воздушным передвижениям над территорией СССР, кроме воздушных судов, проходящих государственные, эксплуатационные и за- водские испытания, должны иметь удостоверение о годности к полетам. Выдача удостоверений о годности к полетам имеет целью предупредить выпуск в полет неисправных воздушных судов. Наличие удостоверения о годности является показателем удовлетворительного состояния воздушного судна, надежности работы всех его агрегатов и механизмов.

Основным документом, определяющим возможность выдачи удостоверения о годности к полетам, является аттестат о годности самолета к эксплуатации. Аттестат выдается после проведения государственных, эксплуатационных и других испытаний и проверок, он утверждается министром гражданской авиации СССР по согласованию с министром авиационной промышленности СССР. Утвержденный экземпляр аттестата хранится в Главной инспекции гражданской авиации.

Выдача удостоверений о годности к полетам каждого серийного самолета производится на основании свидетельства о соответствии данного серийного самолета техническим условиям и нормам летной годности. К свидетельству прилагается акт ОТК завода-изготовителя, акт о результатах заводских испытаний и акт технической приемки заказчика.


В соответствии с Правилами выдачи удостоверений о годности гражданских воздушных судов к полетам удостоверения о годности выдаются Главной инспекцией МГА СССР на основании заявления организации, в ведении которой находится воздушное судно. Удостоверение выдается на время эксплуатации воздушного судна до очередного ремонта, но не более чем на три года. Продление выданного Главной инспекцией удостоверения о годности к полетам производится старшими инженерами авиаотрядов, начальниками ремонтных предприятий.

Удостоверение о годности к полетам может утратить силу до истечения срока действия в случае; изменения опознавательного знака судна; изменения конструкции; повреждения воздушного судна, требующего замены основных ответственных деталей, изменяющих вес конструкции и допустимую нагрузку; переоборудования самолета под двигатели другой конструкции и мощности; исключения воздушного судна из реестра.

До получения удостоверения о годности к полетам из Главной инспекции МГА СССР воздушное судно, может эксплуатироваться в подразделении на основании временного удостоверения о годности к полетам. Право выдачи временных удостоверений о годности к полетам предоставлено начальникам технической приемки на заводах-изготовителях, главным инженерам управлений, начальникам ремонтных предприятий. Срок действия временного удостоверения, как правило, не может превышать двух месяцев. В течение этого периода подразделением должно быть получено удостоверение о годности к полетам из Главной инспекции. Продление срока действия временного удостоверения не разрешается.

Гражданские воздушные суда, совершающие международные полеты, также должны иметь на борту удостоверения о годности к полетам. В соответствии с действующим на территории СССР правилами иностранные воздушные суда, совершающие регулярные или эпизодические полеты над территорией СССР, должны иметь на борту удостоверения о годности, выданные компетентными органами того государства, в реестр которого они занесены.

8. На борту гражданского воздушного судна должны находиться судовые документы. Судовые документы служат для того, чтобы удостоверить собственника и владельца воздушного судна,
право на эксплуатацию, факт занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских воздушных судов СССР, годность судна, его приборов и агрегатов к эксплуатации.

Виды судовых документов, их содержание и порядок заполнения определяются законодательством страны регистрации воздушного судна. Согласно ст.15 ВК СССР установлено, что на каждом воздушном судне должны находиться следующие судовые документы: свидетельство о регистрации судна; удостоверение о годности судна к полетам; бортовой журнал; разрешение на эксплуатацию радиостанций; другие судовые документы, установленные МГА СССР.

Значение свидетельства о регистрации и удостоверения о годности к полетам мы рассмотрели выше.

Бортовой журнал (полное наименование этого документа «Бортовой журнал приема-передачи самолета») служит для того, чтобы упорядочить ведение формуляров при полетах самолетов без бортмехаников, а также при эксплуатации самолетов сменными экипажами; установить порядок приема-передачи самолетов от экипажа экипажу или от экипажа в АТБ и обратно, фиксировать все дефекты самолета, выявленные в рейсе (полете); фиксировать пополнение или убыль буртового имущества.

Порядок ведения «Бортового журнала приема-передачи самолета» определен инструкцией о порядке приема-передачи самолетов в базовых, промежуточных и конечных аэропортах гражданской авиации, а также Наставлением по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР.

Эксплуатация радиостанции, находящейся на борту самолета, допускается только при наличии специального разрешения со стороны компетентных органов власти СССР. Непосредственное разрешение на эксплуатацию радиостанции оформляется Управлением гражданской авиации с разрешения МГА СССР.1

Другие документы.Воздушный кодекс допускает наличие других документов, являющихся судовыми документами. Виды таких документов устанавливаются МГА СССР. К