Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
судов. Она дает возможность изучить особенности применяемых в гражданской авиации летательных аппаратов, установить внутреннее единство, а также различие между ними, обеспечить их правильную эксплуатацию.
Под классификацией гражданских воздушных судов мы понимаем распределение летательных аппаратов по группам в зависимости от общих существенно важных признаков сходства и различия. По назначению гражданские воздушные суда делятся на транспортные, специального применения, учебные и испытательные.
В зависимости от максимального взлетного веса гражданские воздушные суда (самолеты и вертолеты) подразделяются на классы. Классификация в зависимости от взлетного веса имеет целью определить условия полетов воздушных судов, обеспечить воздушные суда экипажами соответствующей квалификации, установить требования к наземному оборудованию (аэродромам и аэропортам).
В зависимости от максимального взлетного веса установлена следующая классификация самолетов и вертолетов (табл. 1).
Таблица1.
Вместе с тем НПП ГА предусматривает возможность присвоения самолетам и вертолетам повышенные классы в зависимости от: а) скорости, а) высотности, в) дальности полета, г) оснащенности оборудованием.
Однако закон не определяет критериев для присвоения самолетам, вертолетам повышенных классов, не определен также и порядок присвоения повышенных классов. Разработка этих вопросов возложена па Главную инспекцию гражданской авиации.
Важное значение имеет классификация самолетов по дальности полета.
Пассажирские самолеты в зависимости от этого признака делятся на три группы и шесть типов (табл. 2).
Таблица2.
3. Гражданские воздушные суда могут быть собственностью СССР (государственная социалистическая собственность), а также собственностью кооперативных и общественных организаций (социалистическая собственность кооперативных и общественных организаций). Принадлежащие государственным предприятиям воздушные суда как средство транспорта являются государственной социалистической собственностью.
Воздушный кодекс СССР допускает наличие гражданских воздушных судов в собственности кооперативных и общественных организаций. Однако это может иметь место при соблюдении двух обязательных требований: во-первых, кооперативные (общественные) организации могут приобрести гражданские воздушные суда при наличии специального разрешения Совета Министров СССР; во-вторых, воздушные суда могут быть приобретены только для нужд этих кооперативных (общественных) организаций.
Находящиеся в ведении МГА СССР воздушные суда в силу того, что они являются государственной собственностью, во время пребывания за границей обладают иммунитетом (неприкосновенностью). Иммунитет воздушных судов СССР проявляется в том, что иностранным судебным органам неподсудны иски, касающиеся государственных воздушных судов.
Действие принципа иммунитета государственных воздушных судов вытекает из общепризнанного принципа международного права, состоящего в том, что суверенные государства равны между собой и неподсудны иностранным судам.
4. Воздушный кодекс СССР устанавливает, что находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов (ст.10 ВК СССР).
Государственная регистрация гражданских воздушных судов имеет целью:
а) определить национальность воздушного судна, т.е.
принадлежность его к тому или иному государству;
б) юридически оформить право собственности, владения и эксплуатации данного воздушного судна; в) сосредоточить в компетентном органе государства сведения о гражданских воздушных судах;
г) осуществлять государственный контроль и надзор за техническим состоянием воздушных судов. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов возлагается на Министерство гражданской авиации СССР. Порядок занесения воздушных судов в Государственный реестр определен Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Союза ССР. Для занесения гражданского воздушного судна в Государственный реестр необходимо подать заявление от имени организации, в ведении которой находится воздушное судно. Заявление подается в Главную инспекцию МГА СССР в письменном виде по форме, утвержденной МГА. Заявление должно быть подано не позднее месячного срока со дня получения воздушного судна. Соблюдение этого срока дает возможность, не прекращая эксплуатации воздушного судна, на основании временного удостоверения получить свидетельство о регистрации из МГА. На основании заявления производится запись в Государственный реестр. На занесенное в реестр воздушное судно выдается свидетельство о регистрации. Выдача свидетельства о регистрации производи им Главной инспекцией гражданской авиации. Форма свидетельства утверждается МГА СССР. В свидетельстве о регистрации содержатся сведения о собственнике и владельце воздушного судна, а также адрес владельца воздушного судна, опознавательный знак, тип воздушного судна и его заводской номер, тип двигателя и назначение судна.
Свидетельство о регистрации должно находиться на борту воздушного судна.
Советский закон не признает двойной регистрации воздушных судов (ст.11 ВК СССР). Иностранные гражданские воздушные суда, совершающие регулярные или эпизодические полеты в воздушное пространство СССР и занесенные в реестр соответствующего иностранного государства, в реестр СССР не заносятся.
Исключение воздушных судов из реестра СССР может быть произведено в случаях, предусмотренных законом: снятие воздушного судна с эксплуатации; уничтожение воздушного судна; пропажа воздушного судна без вести, когда розыск судна прекращен, продажа или передача воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранным юридическим лицам или иностранным гражданам (ст.12 ВК СССР).
5. Гражданским воздушным судам при занесении их в Государственный реестр присваивается государственно-регистрационный опознавательный знак, который наносится на воздушное судно. Назначение опознавательных знаков состоит в том, чтобы индивидуализировать воздушное судно и определить его национальность.
В СССР опознавательные знаки гражданских воздушных судов и правила их нанесения устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР. В соответствии с Правилами о государственно-регистрационных опознавательных знаках гражданских воздушных судов каждое гражданское воздушное судно, допущенное к воздушным передвижениям над территорией СССР и к международным полетам (кроме судов, проходящих заводские испытания), должно иметь присвоенный ему опознавательный знак.
Опознавательный знак состоит из двух частей знака государства и знака судна. Знак государства Союза Советских Социалистических Республик состоит из четырех букв русского алфавита «СССР». Регистрационный знак состоит из пяти арабских цифр.
Самолеты Аэрофлота, совершающие полеты по международным воздушным линиям, должны иметь, помимо государственно-регистрационного знака, изображение государственного флага. СССР, нанесенного на обеих сторонах вертикального оперения самолета.
Под классификацией гражданских воздушных судов мы понимаем распределение летательных аппаратов по группам в зависимости от общих существенно важных признаков сходства и различия. По назначению гражданские воздушные суда делятся на транспортные, специального применения, учебные и испытательные.
В зависимости от максимального взлетного веса гражданские воздушные суда (самолеты и вертолеты) подразделяются на классы. Классификация в зависимости от взлетного веса имеет целью определить условия полетов воздушных судов, обеспечить воздушные суда экипажами соответствующей квалификации, установить требования к наземному оборудованию (аэродромам и аэропортам).
В зависимости от максимального взлетного веса установлена следующая классификация самолетов и вертолетов (табл. 1).
Таблица1.
Класс | Максимальный взлетный вес, т | |
самолеты | Вертолеты | |
1 | св. 50 | св. 10 |
2 | от 20 до 50 | от 5 до 10 |
3 | от 10 до 20 | от 2 до 5 |
4 | до 10 | до 2 |
Вместе с тем НПП ГА предусматривает возможность присвоения самолетам и вертолетам повышенные классы в зависимости от: а) скорости, а) высотности, в) дальности полета, г) оснащенности оборудованием.
Однако закон не определяет критериев для присвоения самолетам, вертолетам повышенных классов, не определен также и порядок присвоения повышенных классов. Разработка этих вопросов возложена па Главную инспекцию гражданской авиации.
Важное значение имеет классификация самолетов по дальности полета.
Пассажирские самолеты в зависимости от этого признака делятся на три группы и шесть типов (табл. 2).
Таблица2.
Группа самолетов | Тип самолетов | Дальность полета, км | Другие классификационные признаки |
А Межконтинентальные (сверхдальние) самолеты | I. Межконтинентальные (сверхдальние) самолеты | 7000 – 10000 | Количество мест 1 класса – более 120, коммерческая загрузка более 14-15 т (самолеты Ту-114, Ил-62) |
Б Магистральный самолеты | II. Дальние магистральные самолеты | 4000 – 5000 | Количество пассажирских мест 1 класса – 100–120, коммерческая загрузка 12– 15 т (самолеты Ил-18) |
III. Средние магистральные самолеты | 2500 – 3500 | Количество пассажирских мест 1 класса – 70–100, коммерческая загрузка 8–12 т (самолеты Ту-104А, Ту- 104Б) | |
IV. Ближние магистральные самолеты | 1500 – 2500 | Количество пассажирских мест 1 класса – 30–60, коммерческая загрузка 3–6 т (самолеты Ту-124, Ан-24) | |
В Местные пассажирские самолеты | V. Дальние местные самолеты | 800 – 1200 | Количество пассажирских мест 12–25 |
VI. Ближние местные самолеты | 400 – 500 | Количество пассажирских мест 3–5 |
3. Гражданские воздушные суда могут быть собственностью СССР (государственная социалистическая собственность), а также собственностью кооперативных и общественных организаций (социалистическая собственность кооперативных и общественных организаций). Принадлежащие государственным предприятиям воздушные суда как средство транспорта являются государственной социалистической собственностью.
Воздушный кодекс СССР допускает наличие гражданских воздушных судов в собственности кооперативных и общественных организаций. Однако это может иметь место при соблюдении двух обязательных требований: во-первых, кооперативные (общественные) организации могут приобрести гражданские воздушные суда при наличии специального разрешения Совета Министров СССР; во-вторых, воздушные суда могут быть приобретены только для нужд этих кооперативных (общественных) организаций.
Находящиеся в ведении МГА СССР воздушные суда в силу того, что они являются государственной собственностью, во время пребывания за границей обладают иммунитетом (неприкосновенностью). Иммунитет воздушных судов СССР проявляется в том, что иностранным судебным органам неподсудны иски, касающиеся государственных воздушных судов.
Действие принципа иммунитета государственных воздушных судов вытекает из общепризнанного принципа международного права, состоящего в том, что суверенные государства равны между собой и неподсудны иностранным судам.
4. Воздушный кодекс СССР устанавливает, что находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов (ст.10 ВК СССР).
Государственная регистрация гражданских воздушных судов имеет целью:
а) определить национальность воздушного судна, т.е.
принадлежность его к тому или иному государству;
б) юридически оформить право собственности, владения и эксплуатации данного воздушного судна; в) сосредоточить в компетентном органе государства сведения о гражданских воздушных судах;
г) осуществлять государственный контроль и надзор за техническим состоянием воздушных судов. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов возлагается на Министерство гражданской авиации СССР. Порядок занесения воздушных судов в Государственный реестр определен Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Союза ССР. Для занесения гражданского воздушного судна в Государственный реестр необходимо подать заявление от имени организации, в ведении которой находится воздушное судно. Заявление подается в Главную инспекцию МГА СССР в письменном виде по форме, утвержденной МГА. Заявление должно быть подано не позднее месячного срока со дня получения воздушного судна. Соблюдение этого срока дает возможность, не прекращая эксплуатации воздушного судна, на основании временного удостоверения получить свидетельство о регистрации из МГА. На основании заявления производится запись в Государственный реестр. На занесенное в реестр воздушное судно выдается свидетельство о регистрации. Выдача свидетельства о регистрации производи им Главной инспекцией гражданской авиации. Форма свидетельства утверждается МГА СССР. В свидетельстве о регистрации содержатся сведения о собственнике и владельце воздушного судна, а также адрес владельца воздушного судна, опознавательный знак, тип воздушного судна и его заводской номер, тип двигателя и назначение судна.
Свидетельство о регистрации должно находиться на борту воздушного судна.
Советский закон не признает двойной регистрации воздушных судов (ст.11 ВК СССР). Иностранные гражданские воздушные суда, совершающие регулярные или эпизодические полеты в воздушное пространство СССР и занесенные в реестр соответствующего иностранного государства, в реестр СССР не заносятся.
Исключение воздушных судов из реестра СССР может быть произведено в случаях, предусмотренных законом: снятие воздушного судна с эксплуатации; уничтожение воздушного судна; пропажа воздушного судна без вести, когда розыск судна прекращен, продажа или передача воздушного судна в установленном порядке иностранному государству, иностранным юридическим лицам или иностранным гражданам (ст.12 ВК СССР).
5. Гражданским воздушным судам при занесении их в Государственный реестр присваивается государственно-регистрационный опознавательный знак, который наносится на воздушное судно. Назначение опознавательных знаков состоит в том, чтобы индивидуализировать воздушное судно и определить его национальность.
В СССР опознавательные знаки гражданских воздушных судов и правила их нанесения устанавливаются Министерством гражданской авиации СССР. В соответствии с Правилами о государственно-регистрационных опознавательных знаках гражданских воздушных судов каждое гражданское воздушное судно, допущенное к воздушным передвижениям над территорией СССР и к международным полетам (кроме судов, проходящих заводские испытания), должно иметь присвоенный ему опознавательный знак.
Опознавательный знак состоит из двух частей знака государства и знака судна. Знак государства Союза Советских Социалистических Республик состоит из четырех букв русского алфавита «СССР». Регистрационный знак состоит из пяти арабских цифр.
Самолеты Аэрофлота, совершающие полеты по международным воздушным линиям, должны иметь, помимо государственно-регистрационного знака, изображение государственного флага. СССР, нанесенного на обеих сторонах вертикального оперения самолета.