Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 389

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ту-104; класс В – самолеты Ил-18, Ан-10; класс Г – самолеты Ан-24; класс Д – самолеты Ил-14, Ли-2; класс Е – самолеты Як-12. Вертодромы в зависимости от класса эксплуатируемых вертолетов делятся на три класса.

Аэродромы международных воздушных линий стран участниц Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в зависимости от размеров ВПП, а также прочности искусственного покрытия (с учетом количества и схемы колес на опоре) делятся на классы (см. табл. 3).

Таблица3.

Классификационный признак

Вне класса

1 класс

2 класс

3 класс

Стандартная длина ВПП, м

По консультации не менее 3250

Не менее 2600

Не менее 1800

Не менее 1300

Статистическая нагрузка от одной опоры, т

Не менее 35

Не менее 25

Не менее 17

Не менее 12

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала классификацию аэродромов международных воздушных линий и технические требования к ним. В зависимости от размеров ВПП, прочности покрытия аэродромам присваиваются соответствующие кодовые буквы (классы): А, В, С, D, E, F, G.

Приведем некоторые характеристики ВПП аэродромов различных классов, разработанные ИКАО (табл. 4).
Таблица4.

Класс аэродрома

Длина ВПП, м

Ширина ВПП, м

Эквивалентная одноколесная нагрузка, кг

A

2550 и более







B

от 2150 до 2550

45

35000

C

от 1800 до 2150

45

27000

D

от 1500 до 1800

45

20000

E

от 1280 до 1500

45

13000

F

от 1080 до 1280

30

7000

G

от 900 до 1080

30

2000


Все аэродромы должны удовлетворять требованиям безопасности взлета, посадки, стоянки воздушных судов и полетов в районе аэродрома. Районом аэродрома является воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему территорией в радиусе около 50 км.В районе аэродрома производятся взлеты и посадки самолетов, выделяются зоны ожидания, зоны для тренировочных полетов, а также воздушные подходы.

Требования к приаэродромной территории и полосам воздушных подходов определены Воздушным кодексом СССР и нормативными актами МГА СССР.

В соответствии со ст. 38 ВК СССР строительство в районе аэродрома зданий и сооружений, воздушных линий связи и высоковольтных линий электропередачи, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, должно быть согласовано с МГА СССР. Согласованию подлежит строительство сооружений, проектируемых на расстоянии: 1) до 10 км от границ аэродрома; 2) от 10 до 30 км,если абсолютная отметка их верхней точки превышает абсолютную отметку аэродрома на 50 м и более; 3) до 75 км высотой 200 ми более

Порядок согласования строительства на приаэродромной территории определяется МГА СССР. В зависимости от класса аэродрома и характера возводимых или проектируемых сооружений согласование производится в следующем порядке (табл. 5).

Таблица5.

С кем производится согласование

В районе каких

аэродромов производится согласование

Что подлежит согласованию

На основании каких документов производится согласование

С командиром ОАО,

В районе

Строительство




начальником

аэродромов класса

зданий, сооружений

аэропорта,

Д, Е; посадочных

высотой до 100 м

непосредственно

площадок для

включительно,

подчиненным

вертолетов и на

воздушных линий

начальнику

воздушных трассах

связи и

управления, или начальником летных школ и училищ ГА




электропередач до 110 квт




С начальником управления

В районе аэродромов ГА классов А, Б, В и Г

Строительство зданий, сооружений, воздушных линий связи и электропередач независимо от напряжения, а также всех сооружений высотой более 100 м, проектируемых на расстоянии до 75 км от границ аэродрома и на высоковольтных и на воздушных трассах, линиях электропередач напряжением в 110

квт

На основании заключений предприятий, непосредственно подчиненных начальнику управления, а также школ и училищ, находящихся на территории этого управления

С начальником управления

На территории или в районе аэродромов классов Д и Е

Проекты развития, планировки и перепланировки городов и других населенных пунктов




С министром ГА СССР

В районе аэродромов Московского авиаузла (на

территории 100 км Московской зоны)

Строительство зданий и воздушных линий связи и электропередач

независимо от напряжения

На основании заключений соответствующих управлений ГА

С министром ГА СССР

На территории или в районе аэродромов классов А, Б, В и Г

Проекты развития, планировки и перепланировки городов и других

населенных пунктов

На основании заключений соответствующих управлений ГА



Рассмотрение и согласование материалов, поступающих в МГА, производится комиссией в составе: председателя – начальника аэродромного отдела Управления наземных сооружений (УНС) МГА; членов старшего пилота-инспектора летного отдела, инженера-инспектора Главной инспекции ГА, старшего инженера Управления связи и радионавигации (УСиР) МГА, начальника технического отдела Управления капитального строительства (УКС) МГА. Заключение комиссии докладывается первому заместителю министра.

В управлениях и ОАО рассмотрение и согласование материалов производится комиссией в составе: председателя комиссии – заместителя начальника (командира) по наземным службам: членов комиссии – специалистов летной службы, аэродромной службы, службы связи и радионавигации, инспекции по безопасности полетов.

Право подписи заключений по согласованию строительства зданий и сооружений на приаэродромной территории и в районе воздушных трасс предоставлено лицам, на которых возлагается ответственность за правомерность принятых комиссией решении (начальник управления, командир ОАО и соответствующие руководители предприятий и учреждений и их заместители по летном службе).

Порядок согласования строительства зданий и сооружений на приаэродромных территориях и воздушных трассах определен специальной инструкцией.

Нарушение правил, определенных ст. 38 ВК СССР, обязывает организации или граждан произвести в сроки, указанные компетентными органами МГА СССР, снос, перенос или необходимые изменения сооружений за свой счет и своими силами. Во избежание предусмотренных законом нарушений при строительстве в районе аэродромов зданий и сооружений установлено, что отвод земель под строительство намеченных объектов производится соответствующими органами только после получения согласия МГА СССР на это строительство. Согласованию с организациями, в ведении которых находятся аэродромы и аэропорты, подлежит также планировка и перепланировка городов и других населенных пунктов, расположенных в районе аэродрома.


3. Все гражданские аэродромы подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов Союза ССР.1

Государственная регистрация аэродромов классов А, Б, В и Г производится Управлением наземных сооружений МГА СССР, а аэродромов классов Д и Е – управлениями. Основанием для регистрации аэродрома являются документы, удостоверяющие принадлежность аэродрома, акт о техническом состоянии и основной характеристике аэродрома, протокол комиссии, подтверждающий пригодность аэродрома для эксплуатации соответствующими типами самолетов или вертолетов. В соответствии с установленными документами УНС МГА СССР (управление ГА) выдает свидетельство о регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Все изменения, происшедшие в период эксплуатации аэродрома, должны вноситься в Государственный реестр гражданских аэродромов.

Свидетельство о регистрации и годности к эксплуатации аэродрома выдается на срок до трех лет (для аэродромов А, Б, В и Г классов) и до двух лет для аэродромов Д и Е классов. По истечении срока действия свидетельства последнее подлежит продлению, но не более чем на три (два) года. Орган, производящий регистрацию аэродрома, может в определенных случаях отказать в регистрации (с указанием причин отказа). Отказ в регистрации является одновременно запрещением дальнейшей эксплуатации аэродрома. Подразделение, в ведении которого находится аэродром, имеет право в двухнедельный срок обжаловать решение органа, производящего регистрацию аэродрома, в МГА СССР. Решение министра является окончательным.

Министерство гражданской авиации в лице его компетентных органов имеет право запретить эксплуатацию аэродрома (ограничить) на срок или без указания срока, если состояние аэродрома не обеспечивает безопасности полетов или используется с нарушением установленных правил.

При ликвидации аэродрома или прекращении его эксплуатации последний подлежит исключению из Государственного реестра СССР.

4. Аэродромы должны поддерживаться в состоянии, пригодном для эксплуатации: обеспечивать своевременный прием и выпуск в полет воздушных судов, их техническое обслуживание, а также руководство движением воздушных судов в районе аэродрома и на воздушных трассах.


Для опознания аэродромов с воздуха и ориентировки экипажей при взлете и посадке воздушных судов аэродромы (ВПП) подлежат маркировке в соответствии с Наставлением по аэродромной службе в гражданской авиации (НАС ГА-61).

В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов владельцы высоких здании и сооружений, расположенных на приаэродромной территории и в пределах воздушных трасс, обязаны по требованию компетентных органов МГА СССР устанавливать на этих зданиях и сооружениях за свой счет ночные световые и дневные маркировочные знаки, а также радиотехнические устройства (ст. 37 ВК СССР).

В соответствии с требованиями Воздушного кодекса СССР приказом министра гражданской авиации СССР установлены правила дневной маркировки, светового ограждения и радиомаркировки препятствий, находящихся па приаэродромных территориях и воздушных трассах.

5. Аэродромные услуги в аэропортах МГА СССР (посадки, взлеты, техническое обслуживание, стоянки и т.д.) для воздушных судов Аэрофлота предоставляются безвозмездно. С воздушных судов, принадлежащих другим министерствам и ведомствам, а также иностранным авиакомпаниям зa пользование аэродромами взимается плата по установленным тарифам.

Обслуживание иностранных самолетов на территории СССР производится по тарифам, определенным договорами или соглашениями между СССР и иностранными государствами (авиакомпаниями). Так, в соответствии с Соглашением о взаимном предоставлении услуг между Аэрофлотом и Иран Эр установлены сборы за техническое и коммерческое обслуживание в аэропортах Ирана и СССР. Государства и авиакомпании, с которыми СССР не имеет договоров или соглашений о регулярном воздушном сообщении, производят плату за аэродромные услуги в соответствии с утвержденными ставками (приказ МГА СССР № 255 от 27 апреля 1966 г.). В зависимости от максимального взлетного веса предусмотрены посадочные сборы, сборы за стоянку самолета, ставки за техническое и коммерческое обслуживание иностранных самолетов, ставки за услуги цеха бортпитания и уборки самолета, ставки за охрану самолета.