Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
докажет иного. Таким образом, бремя доказывания возложено на клиентуру, в то время как согласно ст.102 ВК доказать свою невиновность обязан перевозчик.
Специальная статья ВК СССР (104) посвящена вопросу освобождения перевозчика от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной упаковке и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза явилась следствием утраты или повреждения груза перевозчиком. В этой статье, как и в ст.103 ВК СССР бремя доказывания вины перевозчика при недостаче груза, при бывшего в исправной упаковке с исправными пломбами, возлагается на предъявителя претензии (иска).
Арбитражная практика идет по пути освобождения от ответственности воздушно-транспортного предприятия в случаях прибытия груза в исправной упаковке и с исправными пломбами отправителя. Однако применять ст.104 ВК, по нашему мнению, следует, учитывая два момента. Во- первых, исправность и опломбирование упаковки прибывшего груза не должны вызывать сомнений в части возможности их нарушения в пути следования. Во-вторых, в практике могут иметь место случаи повреждения (в том числе и по вине воздушно-транспортного предприятия) груза в процессе перевозки без нарушения упаковки и пломб. Так, могут быть повреждены без нарушения упаковки и пломб изделия из стекла, точные приборы, биопрепараты и т.д. Этот момент неоднократно подчеркивался в решениях судебно-арбитражных органов. Так, в одном из определений Верховного Суда РСФСР было указано, что внутритарный бой может быть и без повреждения тары.
Выдача груза получателю в таре требует особого внимания. Перевозчик должен по требованию получателя вскрывать отдельные места груза в таре и проверять его содержимое, если: а) повреждена тара, отправительские ленты или пломбы
; б) на таре обнаружены следы подмочки, подтеков, слышен звон стекла и т.д.; в) место груза уже вскрывалось; г) производился ремонт тары при перевозке; д) скоропортящийся груз доставлен по истечении срока, указанного в сертификате; е) в результате взвешивания установлена недостача.
Если грузополучатель при наличии этих обстоятельств не потребовал вскрытия мест и проверки их содержимого, то он лишается впоследствии права ссылаться на то, что недостатки выданного груза были скрытыми и он не мог их обнаружить при приемке груза.
25. Принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения в установленный срок. В соответствии с ВК СССР (ст.97) сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР. В настоящее время действуют временные сроки доставки грузов воздушным транспортом, утвержденные приказом МГА №406 от 10 июня 1965 г. Эти сроки дифференцированы в зависимости от вида груза: скоропортящиеся грузы; специальные грузы (выборные, посевные, уборочные и др., перевозимые по заданиям вышестоящих партийных и советских органов); мелкие домашние животные, птица и подопытные животные; грузы, хранение которых и аэропортах не разрешено; тяжеловесные и негабаритные грузы: все остальные грузы. Этим же приказом определены правила исчисления сроков доставки грузов.
За просрочку в доставке груза перевозчик несет ответственность в виде штрафа в размере 5% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 50% провозной платы. В том случае, если просрочка доставки груза произошла вследствие невозможности полетов по метеорологическим условиям или по причинам, которые перевозчик не мог предотвратить, ответственность перевозчика не наступает.
26. Воздушно-транспортное предприятие несет имущественную ответственность перед органами связи за вред, причиненный почте по вине перевозчика в размере ответственности органов связи перед отправителем (ст. 107 ВК СССР).
Вопрос о материальной ответственности сторон по договору воздушной перевозки почты урегулирован Правилами перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР
1. Согласно ст.63 Правил перевозки почты воздушно-транспортное предприятие несет ответственность за сохранность почты с момента приема се к перевозке до момента сдачи предприятию связи в порядке, установленном ст.102 и 103 ВК СССР. Перевозчик освобождается от ответственности за внутреннее содержание почтовых отправлении (вещей), доставленных в неповрежденной упаковке и с ненарушенными перевязями, пломбами или печатями органов связи; за утрату, недостачу вложения или повреждение почтовых отправлений, если они произошли либо вследствие явлений стихийного характера, либо в результате военных действий, умысла, небрежности или упущения отправителя, либо вследствие особых свойств пересылаемого предмета (§64 Правил перевозок почты)1.
Типовой договор на перевозку почты самолетами гражданской авиации предусматривает взаимную ответственность сторон за нарушение Правил перевозки почты по воздушным линиям СССР и условий договора. В частности, Аэрофлот несет ответственность: а) за несвоевременное предоставление расписаний или несвоевременное уведомление об изменении расписаний, а также об отмене пунктов посадки самолетов и изменении маршрутов по отдельным линиям – в каждом случае по 2 р. 50 коп. за каждый просроченный день; б) за каждый случай отмены вылета и за опоздание прибытия в промежуточный и конечный пункт самолета с гарантированной почтовой загрузкой по вине Аэрофлота – 20 руб.;2 в) за несвоевременное уведомление «Связи» о вынужденной посадке самолета с почтой – 5 руб.; г) за недоставку и сдачу не по назначению всей или части почты в пунктах посадки самолетов – 5 руб. за каждое место, но не более 30 руб.; д) за каждый случай отказа в приеме для отправки полной или части гарантированной нормы или согласованного по отдельным заявкам и своевременно доставленного количества почты, также за снятие почты в пути – 5 руб., за каждый мешок или отдельную упаковку, не более 30 руб.;3 е) за сдачу страховой почты без документов или при несоответствии ее документам – 5 руб. за каждый случай; ж) за нарушение сроков доставки почты с рейсовых самолетов к предприятию связи при аэропорту – 1 руб. за каждый рейс; з)
за задержку в отправке по вине Аэрофлота почты в пунктах ее перегрузки очередным рейсом или несообщении об этом органам связи – 5 руб. за каждый случай; и) за каждый случай несвоевременной подачи транспорта к предприятию связи в согласованные сроки под Погрузку почты – 5 руб.; к) за доставку отдельных мест почты в неисправной, с доступом к вложению упаковке – 1 руб. за каждое место.
Предприятия связи несут ответственность: а) за каждый случай опоздания выдачи почты и документов на отправку в согласованные сроки – 5 руб.; б) за каждый случай задержки выдачи расписок за принятую почту – 5 руб.; в) за неявку работников связи для обмена почты с прибывшими по расписанию самолетами на местных линиях, если в пунктах обмена нет аэропорта, – 10 руб. за каждый случай; г) за каждый случай простоя транспорта в предприятиях связи свыше согласованных сроков ожидания погрузки или разгрузки почты – 5 руб.; д) за несоответствие веса почты, указанного в документах, фактическому – 20 руб. за каждый случай.
Все случаи, вызывающие применение штрафных санкций, должны быть подтверждены междуведомственными актами.
27. Воздушно-транспортное предприятие, принявшее к перевозке багаж или груз, обязано доставить их в пункт назначения в полной сохранности.
Обстоятельства, которые могут в дальнейшем служить основанием для предъявления требований имущественного характера, должны быть удостоверены актами или установленными отметками, внесенными в транспортные документы.
В зависимости от вида имущества и характера удостоверяемых фактов на воздушном транспорте применяются коммерческие акты, акты о неисправностях при перевозке, междуведомственные акты и иные виды актов.
Коммерческие акты составляются для удостоверения следующих обстоятельств:
1) несоответствия наименования, веса или количества мест груза в натуре данным, указанным в перевозочном документе;
2) повреждения или порчи груза;
3) обнаружения недостачи, повреждения или порчи багажа:
4) обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
5) возвращения перевозчику похищенного груза или багажа;1
6) вскрытия или опломбирования багажа (груза) и случае обнаружения неисправностей при его перевозке.2
Коммерческий акт составляется в аэропорту, где производится выдача багажа или груза, в трех экземплярах на бланках установленной формы.3 Один экземпляр акта вручается грузополучателю (пассажиру); второй экземпляр – воздушно-транспортному предприятию, которому подчинен аэропорт места составления акта; третий – остается в аэропорту. Если неисправность перевозки произошла по вине другого предприятия, то составляются дополнительные копии коммерческого акта.
Коммерческий акт должен быть составлен до выдачи багажа или груза немедленно в день обнаружения неисправности. В акт заносятся все предусмотренные соответствующими графами сведения. Особое внимание следует уделить описанию сущности неисправности и обстоятельств, при которых она была обнаружена: в чем состоит неисправность при перевозке; какие следы повреждения имеются; каково состояние тары и пломб; при каких обстоятельствах была обнаружена неисправность и т.д. В случае необходимости может быть произведена экспертиза. Вместе с этим в коммерческий акт не следует включать какие-либо предположения о причинах повреждения багажа или груза, о виновности конкретных лиц и организации, так как это относится к компетенции специальных органов и должностных лиц.
Коммерческий акт подписывают начальник аэропорта (начальник отдела перевозок), другие должностные лица, участвующие в его составлении, а также грузополучатель (пассажир), имуществу которого причинен ущерб.1 Воздушно-транспортное предприятие обязано произвести регистрацию коммерческого акта в специальной книге.
Юридическое значение
Специальная статья ВК СССР (104) посвящена вопросу освобождения перевозчика от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной упаковке и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не докажет, что недостача груза явилась следствием утраты или повреждения груза перевозчиком. В этой статье, как и в ст.103 ВК СССР бремя доказывания вины перевозчика при недостаче груза, при бывшего в исправной упаковке с исправными пломбами, возлагается на предъявителя претензии (иска).
Арбитражная практика идет по пути освобождения от ответственности воздушно-транспортного предприятия в случаях прибытия груза в исправной упаковке и с исправными пломбами отправителя. Однако применять ст.104 ВК, по нашему мнению, следует, учитывая два момента. Во- первых, исправность и опломбирование упаковки прибывшего груза не должны вызывать сомнений в части возможности их нарушения в пути следования. Во-вторых, в практике могут иметь место случаи повреждения (в том числе и по вине воздушно-транспортного предприятия) груза в процессе перевозки без нарушения упаковки и пломб. Так, могут быть повреждены без нарушения упаковки и пломб изделия из стекла, точные приборы, биопрепараты и т.д. Этот момент неоднократно подчеркивался в решениях судебно-арбитражных органов. Так, в одном из определений Верховного Суда РСФСР было указано, что внутритарный бой может быть и без повреждения тары.
Выдача груза получателю в таре требует особого внимания. Перевозчик должен по требованию получателя вскрывать отдельные места груза в таре и проверять его содержимое, если: а) повреждена тара, отправительские ленты или пломбы
; б) на таре обнаружены следы подмочки, подтеков, слышен звон стекла и т.д.; в) место груза уже вскрывалось; г) производился ремонт тары при перевозке; д) скоропортящийся груз доставлен по истечении срока, указанного в сертификате; е) в результате взвешивания установлена недостача.
Если грузополучатель при наличии этих обстоятельств не потребовал вскрытия мест и проверки их содержимого, то он лишается впоследствии права ссылаться на то, что недостатки выданного груза были скрытыми и он не мог их обнаружить при приемке груза.
25. Принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения в установленный срок. В соответствии с ВК СССР (ст.97) сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР. В настоящее время действуют временные сроки доставки грузов воздушным транспортом, утвержденные приказом МГА №406 от 10 июня 1965 г. Эти сроки дифференцированы в зависимости от вида груза: скоропортящиеся грузы; специальные грузы (выборные, посевные, уборочные и др., перевозимые по заданиям вышестоящих партийных и советских органов); мелкие домашние животные, птица и подопытные животные; грузы, хранение которых и аэропортах не разрешено; тяжеловесные и негабаритные грузы: все остальные грузы. Этим же приказом определены правила исчисления сроков доставки грузов.
За просрочку в доставке груза перевозчик несет ответственность в виде штрафа в размере 5% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более 50% провозной платы. В том случае, если просрочка доставки груза произошла вследствие невозможности полетов по метеорологическим условиям или по причинам, которые перевозчик не мог предотвратить, ответственность перевозчика не наступает.
26. Воздушно-транспортное предприятие несет имущественную ответственность перед органами связи за вред, причиненный почте по вине перевозчика в размере ответственности органов связи перед отправителем (ст. 107 ВК СССР).
Вопрос о материальной ответственности сторон по договору воздушной перевозки почты урегулирован Правилами перевозки почты по воздушным линиям Союза ССР
1. Согласно ст.63 Правил перевозки почты воздушно-транспортное предприятие несет ответственность за сохранность почты с момента приема се к перевозке до момента сдачи предприятию связи в порядке, установленном ст.102 и 103 ВК СССР. Перевозчик освобождается от ответственности за внутреннее содержание почтовых отправлении (вещей), доставленных в неповрежденной упаковке и с ненарушенными перевязями, пломбами или печатями органов связи; за утрату, недостачу вложения или повреждение почтовых отправлений, если они произошли либо вследствие явлений стихийного характера, либо в результате военных действий, умысла, небрежности или упущения отправителя, либо вследствие особых свойств пересылаемого предмета (§64 Правил перевозок почты)1.
Типовой договор на перевозку почты самолетами гражданской авиации предусматривает взаимную ответственность сторон за нарушение Правил перевозки почты по воздушным линиям СССР и условий договора. В частности, Аэрофлот несет ответственность: а) за несвоевременное предоставление расписаний или несвоевременное уведомление об изменении расписаний, а также об отмене пунктов посадки самолетов и изменении маршрутов по отдельным линиям – в каждом случае по 2 р. 50 коп. за каждый просроченный день; б) за каждый случай отмены вылета и за опоздание прибытия в промежуточный и конечный пункт самолета с гарантированной почтовой загрузкой по вине Аэрофлота – 20 руб.;2 в) за несвоевременное уведомление «Связи» о вынужденной посадке самолета с почтой – 5 руб.; г) за недоставку и сдачу не по назначению всей или части почты в пунктах посадки самолетов – 5 руб. за каждое место, но не более 30 руб.; д) за каждый случай отказа в приеме для отправки полной или части гарантированной нормы или согласованного по отдельным заявкам и своевременно доставленного количества почты, также за снятие почты в пути – 5 руб., за каждый мешок или отдельную упаковку, не более 30 руб.;3 е) за сдачу страховой почты без документов или при несоответствии ее документам – 5 руб. за каждый случай; ж) за нарушение сроков доставки почты с рейсовых самолетов к предприятию связи при аэропорту – 1 руб. за каждый рейс; з)
за задержку в отправке по вине Аэрофлота почты в пунктах ее перегрузки очередным рейсом или несообщении об этом органам связи – 5 руб. за каждый случай; и) за каждый случай несвоевременной подачи транспорта к предприятию связи в согласованные сроки под Погрузку почты – 5 руб.; к) за доставку отдельных мест почты в неисправной, с доступом к вложению упаковке – 1 руб. за каждое место.
Предприятия связи несут ответственность: а) за каждый случай опоздания выдачи почты и документов на отправку в согласованные сроки – 5 руб.; б) за каждый случай задержки выдачи расписок за принятую почту – 5 руб.; в) за неявку работников связи для обмена почты с прибывшими по расписанию самолетами на местных линиях, если в пунктах обмена нет аэропорта, – 10 руб. за каждый случай; г) за каждый случай простоя транспорта в предприятиях связи свыше согласованных сроков ожидания погрузки или разгрузки почты – 5 руб.; д) за несоответствие веса почты, указанного в документах, фактическому – 20 руб. за каждый случай.
Все случаи, вызывающие применение штрафных санкций, должны быть подтверждены междуведомственными актами.
27. Воздушно-транспортное предприятие, принявшее к перевозке багаж или груз, обязано доставить их в пункт назначения в полной сохранности.
Обстоятельства, которые могут в дальнейшем служить основанием для предъявления требований имущественного характера, должны быть удостоверены актами или установленными отметками, внесенными в транспортные документы.
В зависимости от вида имущества и характера удостоверяемых фактов на воздушном транспорте применяются коммерческие акты, акты о неисправностях при перевозке, междуведомственные акты и иные виды актов.
Коммерческие акты составляются для удостоверения следующих обстоятельств:
1) несоответствия наименования, веса или количества мест груза в натуре данным, указанным в перевозочном документе;
2) повреждения или порчи груза;
3) обнаружения недостачи, повреждения или порчи багажа:
4) обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
5) возвращения перевозчику похищенного груза или багажа;1
6) вскрытия или опломбирования багажа (груза) и случае обнаружения неисправностей при его перевозке.2
Коммерческий акт составляется в аэропорту, где производится выдача багажа или груза, в трех экземплярах на бланках установленной формы.3 Один экземпляр акта вручается грузополучателю (пассажиру); второй экземпляр – воздушно-транспортному предприятию, которому подчинен аэропорт места составления акта; третий – остается в аэропорту. Если неисправность перевозки произошла по вине другого предприятия, то составляются дополнительные копии коммерческого акта.
Коммерческий акт должен быть составлен до выдачи багажа или груза немедленно в день обнаружения неисправности. В акт заносятся все предусмотренные соответствующими графами сведения. Особое внимание следует уделить описанию сущности неисправности и обстоятельств, при которых она была обнаружена: в чем состоит неисправность при перевозке; какие следы повреждения имеются; каково состояние тары и пломб; при каких обстоятельствах была обнаружена неисправность и т.д. В случае необходимости может быть произведена экспертиза. Вместе с этим в коммерческий акт не следует включать какие-либо предположения о причинах повреждения багажа или груза, о виновности конкретных лиц и организации, так как это относится к компетенции специальных органов и должностных лиц.
Коммерческий акт подписывают начальник аэропорта (начальник отдела перевозок), другие должностные лица, участвующие в его составлении, а также грузополучатель (пассажир), имуществу которого причинен ущерб.1 Воздушно-транспортное предприятие обязано произвести регистрацию коммерческого акта в специальной книге.
Юридическое значение