Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
2
Наряду с этим ст.101 ВК СССР предусматривает частичное и даже полное освобождение перевозчика от ответственности, если будет установлено, что грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда. При действии непреодолимой силы перевозчик освобождается от ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира, если будет доказано, что возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность потерпевшего (см. табл.7).
Таблица7.
Ст.101 ВК СССР применяется только в случаях, если смерть, увечье или иное повреждение здоровья причинены пассажиру при старте, полете или посадке воздушного судна, а также при посадке и высадке пассажира. Ответственность воздушно-транспортного предприятия за вред, причиненный здоровью пассажира в аэропортах, аэровокзалах или в иных случаях, не предусмотренная ст.101 ВК СССР, наступает в соответствии с общими положениями гражданского законодательства об обязательствах из причинения вреда. Если вред здоровью пассажира причинен источником повышенной опасности (спецавтомашинами, электрокарами, самоходными трапами и др.), то ответственность перевозчика наступает в соответствии со ст.90 и 93 Основ. В иных случаях ответственность наступает согласно ст.88 Основ.
21. Вред, причиненный здоровью пассажира, должен быть возмещен в полном объеме. Возмещению подлежит действительно утраченное и не компенсированное. В случае повреждения здоровья или причинения смерти возмещение ирода состоит и возмещении убытков, не компенсированных пособием пли назначенной и получаемой после повреждения здоровья или смерти
пенсии (ст.92 Основ). Расходы на лечение, дополнительное питание, протезирование и т.д. возмещается в той части, которая не была компенсирована потерпевшему пассажиру путем бесплатного их предоставления.
Если вред причинен здоровью пассажира, возмещение получает пассажир. В случае смерти пассажира право на возмещение ущерба получат лица, находившиеся па иждивении погибшего.
22. Ответственность перевозчика за вред, причиненный багажу, грузу или почте, определяется ст.92, 93, 102, 103, 104, 105, 107 и 108 ВК СССР, а также нормативными актами, изданными па основании ВК СССР.
Воздушная перевозка грузов, как это определено ст.92 ВК СССР, осуществляется на основе планов, в соответствии с которыми «перевозчик обязан предоставить указанные в плане перевозочные средства, а грузоотправитель – предъявить к перевозке предусмотренный планом груз».1
При наличии договоров, заключенных на основе плана и в соответствии с ним, перевозчик несет ответственность в виде штрафа в размере 25% провозной платы за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза. Такая же ответственность наступает в случае невыполнения перевозчиком обязательств по внеплановым или сверхплановым перевозкам грузов по заявкам грузоотправителей, принятых перевозчиком.2
Президиум Верховного Совета СССР 24 ноября 1967 г. принял указ «Об усилении материальной ответственности организаций воздушного и морского транспорта», которым дополнил ст. 92 ВК СССР. Этим указом установлено, что перевозчик за неподачу перевозочных средств, а грузоотправитель за непредъявление груза к перевозке в согласованные сроки несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.1
Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, предусмотренных планом, если это произошло вследствие стихийного бедствия или невозможности полетов воздушных судов по метеорологическим причинам. Грузоотправитель освобождается от ответственности за непредъявление к перевозке груза или предъявление его
в меньшем количестве в случае аварий на предприятиях, вызвавших прекращение производства на срок не менее трех суток, или вследствие явлений стихийного характера.
Статьи 92 и 93 ВК СССР устанавливают также ответственность грузоотправителя за невыполнение плановых заданий,
ачастности, за непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза. Ответственность не наступает, если груз не будет предъявлен к перевозке вследствие явлений стихийного характера, а также аварий на предприятии, вызвавших прекращение производства на срок более трех суток.
23. Воздушно-транспортное предприятие несет имущественную ответственность за утрату, уменьшение веса, порчу или повреждение багажа или груза.2 Ответственность перевозчика ограничена Он должен возместить только положительный ущерб. Упущенная выгода возмещению не подлежит.3
Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины Согласно ст.102 ВК СССР перевозчик несет ответственность за сохранность багажа и груза, если не докажет, что их утрата, порча или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело. Объем ответственности воздушно-транспортного предприятия определен ст.105 ВК СССР:
а) за утрату багажа или груза, принятых к перевозке с объявленной ценностью, – в размере объявленной ценности;1
б) за утрату груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, – в размере действительной стоимости;
в) за утрату багажа, принятого к перевозке без объявленной ценности, – в размере, установленном тарифом2;
г) за утрату находящихся при пассажире вещей – в размере, установленном тарифом;
д) за повреждение груза, багажа или находящихся при пассажире вещей – в сумме, на которую понизилась их стоимость.
Стоимость груза, подлежащая возмещению государственному предприятию или учреждению, удостоверяется акцептованным счетом поставщика (грузоотправителя). Пели такого счета нет, то стоимость груза определяется по отпускной цене промышленности или заготовительной организации, установленной прейскурантом; стоимости тары по ценам прейскуранта; бюджетной наценке (если таковая установлена и фактически уплачена); действительным расходам по доставке груза в аэропорт и оплаченному тарифу на воздушную перевозку.3
Если утраченный груз принадлежал отдельным гражданам, то его стоимость определяется по единым розничным ценам государственных и кооперативных торговых предприятий, установленным в районе выдачи груза. При невозможности определить действительную стоимость груза, стоимость определяется экспертизой.
4
24. В соответствии со ст.102 ВК СССР перевозчик освобождается от ответственности за утрату, повреждение или порчу багажа или груза, если докажет, что эта утрата, порча или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело К таким обстоятельствам, в частности, относятся: а) вина отправителя или получателя; б) особые естественные свойства перевозимых предметов; в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме багажа или груза к перевозке5; г) сдача багажа или груза к перевозке без указания в перевозочном документе их особых свойств требующих специальных условий или мер предосторожности для сохранения при перевозке и хранении. Приведенный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, не исчерпывающий. Он может быть расширен. Например, обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности, являются различного рода требования государственных органов (санитарные, карантинные и т.д.).
Ст.103 ВК СССР также регулирует вопрос об освобождении от ответственности перевозчика. Однако в отличие от ст.102 ВК СССР в этой статье речь идет только об освобождении от ответственности при перевозке груза (ст.102 ВК СССР рассматривает вопрос об освобождении перевозчика от ответственности за вред, причиненный багажу, грузу и почте).1 В ст.103 ВК предусмотрено три основания, освобождающие перевозчика от ответственности: а) обстоятельства, связанные с погрузкой или выгрузкой средствами грузоотправителя или грузополучателя; б) непринятие необходимых мер к сохранению груза представителем грузоотправителя или грузополучателя, сопровождавшим груз; в) естественная убыль груза при его перевозке в пределах установленных норм. Приведенным перечень является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит. Наконец, согласно ст.103 ВК установлено, что если утрата, уменьшение веса, порча или повреждение груза могли произойти вследствие одной или нескольких указанных причин, то предполагается, что они произошли от этих причин, пока предъявитель претензии или иска не
Наряду с этим ст.101 ВК СССР предусматривает частичное и даже полное освобождение перевозчика от ответственности, если будет установлено, что грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда. При действии непреодолимой силы перевозчик освобождается от ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира, если будет доказано, что возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность потерпевшего (см. табл.7).
Таблица7.
Условия, при которых причинен вред | Основания для уменьшения возмещения вреда | Основания для отказа в возмещении вреда |
При действии непреодолимой силы | | Умысел или грубая неосторожность потерпевшего |
При обычных условиях эксплуатации воздушного транспорта | Грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда | Умысел потерпевшего (грубая неосторожность) |
Ст.101 ВК СССР применяется только в случаях, если смерть, увечье или иное повреждение здоровья причинены пассажиру при старте, полете или посадке воздушного судна, а также при посадке и высадке пассажира. Ответственность воздушно-транспортного предприятия за вред, причиненный здоровью пассажира в аэропортах, аэровокзалах или в иных случаях, не предусмотренная ст.101 ВК СССР, наступает в соответствии с общими положениями гражданского законодательства об обязательствах из причинения вреда. Если вред здоровью пассажира причинен источником повышенной опасности (спецавтомашинами, электрокарами, самоходными трапами и др.), то ответственность перевозчика наступает в соответствии со ст.90 и 93 Основ. В иных случаях ответственность наступает согласно ст.88 Основ.
21. Вред, причиненный здоровью пассажира, должен быть возмещен в полном объеме. Возмещению подлежит действительно утраченное и не компенсированное. В случае повреждения здоровья или причинения смерти возмещение ирода состоит и возмещении убытков, не компенсированных пособием пли назначенной и получаемой после повреждения здоровья или смерти
пенсии (ст.92 Основ). Расходы на лечение, дополнительное питание, протезирование и т.д. возмещается в той части, которая не была компенсирована потерпевшему пассажиру путем бесплатного их предоставления.
Если вред причинен здоровью пассажира, возмещение получает пассажир. В случае смерти пассажира право на возмещение ущерба получат лица, находившиеся па иждивении погибшего.
22. Ответственность перевозчика за вред, причиненный багажу, грузу или почте, определяется ст.92, 93, 102, 103, 104, 105, 107 и 108 ВК СССР, а также нормативными актами, изданными па основании ВК СССР.
Воздушная перевозка грузов, как это определено ст.92 ВК СССР, осуществляется на основе планов, в соответствии с которыми «перевозчик обязан предоставить указанные в плане перевозочные средства, а грузоотправитель – предъявить к перевозке предусмотренный планом груз».1
При наличии договоров, заключенных на основе плана и в соответствии с ним, перевозчик несет ответственность в виде штрафа в размере 25% провозной платы за все непредъявленное или невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза. Такая же ответственность наступает в случае невыполнения перевозчиком обязательств по внеплановым или сверхплановым перевозкам грузов по заявкам грузоотправителей, принятых перевозчиком.2
Президиум Верховного Совета СССР 24 ноября 1967 г. принял указ «Об усилении материальной ответственности организаций воздушного и морского транспорта», которым дополнил ст. 92 ВК СССР. Этим указом установлено, что перевозчик за неподачу перевозочных средств, а грузоотправитель за непредъявление груза к перевозке в согласованные сроки несут ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок.1
Перевозчик освобождается от ответственности за неподачу перевозочных средств, предусмотренных планом, если это произошло вследствие стихийного бедствия или невозможности полетов воздушных судов по метеорологическим причинам. Грузоотправитель освобождается от ответственности за непредъявление к перевозке груза или предъявление его
в меньшем количестве в случае аварий на предприятиях, вызвавших прекращение производства на срок не менее трех суток, или вследствие явлений стихийного характера.
Статьи 92 и 93 ВК СССР устанавливают также ответственность грузоотправителя за невыполнение плановых заданий,
ачастности, за непредъявление к перевозке предусмотренного планом груза. Ответственность не наступает, если груз не будет предъявлен к перевозке вследствие явлений стихийного характера, а также аварий на предприятии, вызвавших прекращение производства на срок более трех суток.
23. Воздушно-транспортное предприятие несет имущественную ответственность за утрату, уменьшение веса, порчу или повреждение багажа или груза.2 Ответственность перевозчика ограничена Он должен возместить только положительный ущерб. Упущенная выгода возмещению не подлежит.3
Ответственность перевозчика наступает при наличии его вины Согласно ст.102 ВК СССР перевозчик несет ответственность за сохранность багажа и груза, если не докажет, что их утрата, порча или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело. Объем ответственности воздушно-транспортного предприятия определен ст.105 ВК СССР:
а) за утрату багажа или груза, принятых к перевозке с объявленной ценностью, – в размере объявленной ценности;1
б) за утрату груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, – в размере действительной стоимости;
в) за утрату багажа, принятого к перевозке без объявленной ценности, – в размере, установленном тарифом2;
г) за утрату находящихся при пассажире вещей – в размере, установленном тарифом;
д) за повреждение груза, багажа или находящихся при пассажире вещей – в сумме, на которую понизилась их стоимость.
Стоимость груза, подлежащая возмещению государственному предприятию или учреждению, удостоверяется акцептованным счетом поставщика (грузоотправителя). Пели такого счета нет, то стоимость груза определяется по отпускной цене промышленности или заготовительной организации, установленной прейскурантом; стоимости тары по ценам прейскуранта; бюджетной наценке (если таковая установлена и фактически уплачена); действительным расходам по доставке груза в аэропорт и оплаченному тарифу на воздушную перевозку.3
Если утраченный груз принадлежал отдельным гражданам, то его стоимость определяется по единым розничным ценам государственных и кооперативных торговых предприятий, установленным в районе выдачи груза. При невозможности определить действительную стоимость груза, стоимость определяется экспертизой.
4
24. В соответствии со ст.102 ВК СССР перевозчик освобождается от ответственности за утрату, повреждение или порчу багажа или груза, если докажет, что эта утрата, порча или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело К таким обстоятельствам, в частности, относятся: а) вина отправителя или получателя; б) особые естественные свойства перевозимых предметов; в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме багажа или груза к перевозке5; г) сдача багажа или груза к перевозке без указания в перевозочном документе их особых свойств требующих специальных условий или мер предосторожности для сохранения при перевозке и хранении. Приведенный перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, не исчерпывающий. Он может быть расширен. Например, обстоятельствами, освобождающими перевозчика от ответственности, являются различного рода требования государственных органов (санитарные, карантинные и т.д.).
Ст.103 ВК СССР также регулирует вопрос об освобождении от ответственности перевозчика. Однако в отличие от ст.102 ВК СССР в этой статье речь идет только об освобождении от ответственности при перевозке груза (ст.102 ВК СССР рассматривает вопрос об освобождении перевозчика от ответственности за вред, причиненный багажу, грузу и почте).1 В ст.103 ВК предусмотрено три основания, освобождающие перевозчика от ответственности: а) обстоятельства, связанные с погрузкой или выгрузкой средствами грузоотправителя или грузополучателя; б) непринятие необходимых мер к сохранению груза представителем грузоотправителя или грузополучателя, сопровождавшим груз; в) естественная убыль груза при его перевозке в пределах установленных норм. Приведенным перечень является исчерпывающим и распространительному толкованию не подлежит. Наконец, согласно ст.103 ВК установлено, что если утрата, уменьшение веса, порча или повреждение груза могли произойти вследствие одной или нескольких указанных причин, то предполагается, что они произошли от этих причин, пока предъявитель претензии или иска не