Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
коммерческого акта состоит в том, что он является основным доказательством как наличия, так и причин недостачи, повреждения или порчи багажа или груза: коммерческий акт составляется непосредственно после обнаружения неисправности перевозки; он содержит подробное описание обстоятельств, при которых неисправность обнаружена, а также самих неисправностей; в составлении коммерческого акта участвуют представители как перевозчика, так и владельца (получателя) багажа или груза. Поэтому получение багажа или груза без оформления неисправности коммерческим актом лишает грузополучателя (пассажира) права предъявлять какие-либо претензии и иски воздушно-транспортному предприятию.2 Доказательственное значение коммерческого акта снижается, если осмотр неисправности багажа или груза сделан поверхностно, с опозданием или без участия компетентных лиц (экспертов).
28. Недостача, повреждение или порча багажа (груз;)) могут быть обнаружены в процессе воздушной перевозки, когда их фиксация производится без участия пассажира (грузовладельца). В частности, неисправность при воздушной перевозке может быть обнаружена во время погрузки или выгрузки багажа (груза) на самолет или с самолета, на складе аэропорта, в промежуточном аэропорту и т.д. При обнаружении недостачи или повреждения багажа или груза в подобных случаях составляется акт о неисправностях при перевозке. Назначение акта о неисправностях состоит в том, чтобы зафиксировать: а) какая неисправность перевозки имеет место (сущность неисправности и обстоятельства, при которых она обнаружена); б) в ведении какого воздушно-транспортного предприятия находился багаж или груз в момент обнаружения неисправности при перевозке; в) по вине какого предприятия причинен вред багажу или грузу. Акт составляется по форме, утвержденной МГА СССР, в четырех экземплярах один экземпляр прикладывается к
перевозочным документам, второй экземпляр направляется в отдел перевозок воздушно транспортного предприятия; третий направляется воздушно-транспортному предприятию, по вине которого причинен вред (в ведении которого находился багаж или груз в момент обнаружения неисправности); четвертый остается в аэропорту составления акта. О составлении акта о неисправностях при перевозке делается отметка на перевозочном документе. Акт подлежит обязательной регистрации.
Акт о неисправностях при перевозке играет важную роль в процессе расследования неисправности при перевозке, а также установления конкретного виновника в причинении вреда багажу или грузу.
Акт о неисправностях является внутренним актом и предъявлению клиентуре не подлежит. При наличии акта о неисправностях в дальнейшем, при выдаче багажа или груза получателю, составляется коммерческий акт.
29. Неисправности при перевозке почты оформляются между ведомственными актами. Форма междуведомственного акта определена МГА СССР по согласованию с Министерством связи СССР.1 Междуведомственные акты составляются в следующих случаях: невыполнение сторонами установленных гарантированных норм почтовой загрузки самолетов; обнаружение при приеме почты повреждения или неисправности упаковки почтового отправления; замедление продвижения почты в результате отмены или задержки вылета самолетов, прекращения полетов, вынужденных посадок и т.д.2 Междуведомственные акты составляются во всех случаях применения санкций согласно типовому договору на перевозку почты самолетами МГА.3 На основании акта производят расследование и принимают меры по устранению нарушений при перевозке почты. Акт является также основанием для взыскания установленных имущественных санкции.
30. Правила воздушной перевозки предусматривают основания для составления актов в иных случаях, в частности, при выдаче багажа без предъявления багажной квитанции.4 Специальная форма акта установлена на невостребованный и бездокументный багаж (груз) при его вскрытии и оценке, а также на найденную вещь.
31. Возмещение материального ущерба, причиненного багажу, грузу или почте, воздушно-транспортное предприятие производит на основании претензий, заявленных пассажиром, владельцем груза или предприятием почты. Претензионный порядок является обязательной стадией при разрешении имущественного спора. Согласно ст.112 ВК СССР до предъявления к перевозчику иска обязательно предъявление ему претензии. Без соблюдения претензионного порядка судебные и арбитражные органы исков не принимают.
Претензионное разбирательство является добровольным административным рассмотрением и разрешением споров. Назначение претензионного порядка состоит в том, чтобы разгрузить судебные и арбитражные органы от рассмотрения большого количества споров. В процессе рассмотрения претензий воздушно-транспортное предприятие удовлетворяет обоснованные требования клиентуры и отклоняет с убедительным обоснованием те требования, которые не основаны на законе. Претензионный порядок дает возможность перевозчику быстро и тщательно проверить правильность претензии и дать на нее ответ по существу, собрав необходимые материалы.
Претензии, вытекающие из перевозки пассажира или багажа, могут быть предъявлены по усмотрению заявителя претензии воздушно-транспортному предприятию через аэропорт отправления или назначения Претензии, вытекающие из перевозки груза, предъявляются воздушно-транспортному предприятию через аэропорт назначения.1 Претензии, вытекающие из перевозки почты, предъявляются по месту составления междуведомственного акта. В случае полной утраты (уничтожения) почты и почтовых документов претензии предъявляются по месту нахождения аэропорта, которому была адресована накладная на почтовое отправление.2
При смешанных перевозках претензии предъявляются к воздушно-транспортному предприятию, если конечным пунктом является аэропорт, и к другой транспортной организации, если конечным пунктом являются железнодорожная или автомобильная станция, пристань или порт.3
32. Порядок предъявления и рассмотрения претензий определен Воздушным кодексом СССР (ст.112–116), Правилами перевозки пассажиров багажа и грузов (§398–415), Правилами перевозки почты (§65–74).4
Право на предъявление претензии в случае причинения вреда здоровью пассажира имеет лицо, на имя которого выписан проездной билет, а в случае его смерти иждивенцы. Право предъявления претензии при полной утрате багажа принадлежит предъявителю багажной квитанции, а при повреждении, порче или частичной утрате багажа – предъявителю выданного перевозчиком коммерческого акта. При полной утрате груза право на предъявление претензии принадлежит грузополучателю при условии предъявления грузовой накладной с отметкой аэропорта о неприбытии груза или документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза или грузоотправителю при предъявлении выданной ему грузовой накладной. В случае частичной утраты или повреждения груза право на предъявление претензии имеет грузополучатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом, и коммерческого акта, выданного перевозчиком. При просрочке
в доставке груза – грузополучатель, предъявивший грузовую накладную, следовавшую с грузом.
Передача права на предъявление претензии, как правило, не допускается. Исключение составляют претензии, вытекающие из перевозки грузов. Согласно ст.114 ВК грузоотправитель имеет право передать право на предъявление претензии грузополучателю, а грузополучатель – грузоотправителю. Кроме того, грузоотправитель и грузополучатель могут передать принадлежащее им право на предъявление претензии вышестоящей или нижестоящей организации.
33. Претензия должна быть изложена в письменной форме и содержать все необходимые для ее разрешения сведения с приложением соответствующих документов.5
К претензии должны быть приложены следующие документы:
а) при полной утрате груза – грузовая накладная с отметкой о неприбытии груза или справка воздушно-транспортного предприятия об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза; счет поставщика (или грузоотправителя), удостоверяющий количество и стоимость отправленного грузa (к подлиннике или копии, заверенной главным бухгалтером); справка плательщика об оплате стоимости утраченного груза, а также тарифа за перевозку;
б) при полной утрате багажа багажная квитанция и багажная бирка, а также справка аэропорта назначения о неприбытии багажа;
в) при частичной утрате, порче или повреждении груза грузовая накладная (подлинный экземпляр); коммерческий акт, выданный аэропортом назначения; документ, подтверждающий оплату стоимости груза и тарифа за перевозку; расчет по претензии;
г) при частичной утрате или повреждении багажа – коммерческий акт;
д) при просрочке доставки груза – грузовая накладная, следовавшая с грузом;
е) при полной утрате почты: копия почтовой накладной; справка о непоступлении почтового отправления в место
назначения; справка о размере материальной ответственности органов связи перед клиентурой на основании выписки из подавательской книги предприятия связи, принявшего почтовое отправление;
ж) при частичной утрате, повреждении или порче почты: междуведомственный акт; копия отдельной и общей накладной, при которой следовало почтовое отправление; справка о размере материальной ответственности органов связи перед клиентурой.
Претензия может быть заявлена воздушно-транспортному предприятию в течение шести месяцев, а претензия об уплате штрафов – в течение 45 дней. Эти сроки исчисляются: а) в случае частичной утраты, повреждения или порчи багажа или груза – со дня выдачи багажа или груза; б) полной утраты груза – по истечении 10 суток по окончании срока доставки груза; в) полной утраты багажа – с момента истечения срока доставки багажа; г) несвоевременной доставки груза – по истечении срока доставки; д) в других случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Претензия предъявляется воздушно-транспортному предприятию через начальника аэропорта (начальника отдела перевозок). Получив претензию, должностное лицо обязано выдать расписку с указанием времени приема претензионного заявления (год, месяц, число), полного перечня прилагаемых к заявлению документов с указанием их номеров, суммы заявленной претензии и ее краткое обоснование, наименование организации (лица), от которой принята претензия. На расписке указывается фамилия должностного лица, принявшего претензию, и ставится печать.
При приеме претензии компетентное должностное лицо проверяет наличие необходимых сведений в заявлении и прилагаемые документы. В случае обнаружения дефектов в тексте заявления, а также отсутствия или неполноты содержания приложенных документов воздушно-транспортное предприятие обязано в десятидневный срок со дня получения заявления возвратить его с прилагаемыми документами заявителю и указать причины возвращения. При этом возврат претензионного заявления не приостанавливает течение срока на подачу претензии.
28. Недостача, повреждение или порча багажа (груз;)) могут быть обнаружены в процессе воздушной перевозки, когда их фиксация производится без участия пассажира (грузовладельца). В частности, неисправность при воздушной перевозке может быть обнаружена во время погрузки или выгрузки багажа (груза) на самолет или с самолета, на складе аэропорта, в промежуточном аэропорту и т.д. При обнаружении недостачи или повреждения багажа или груза в подобных случаях составляется акт о неисправностях при перевозке. Назначение акта о неисправностях состоит в том, чтобы зафиксировать: а) какая неисправность перевозки имеет место (сущность неисправности и обстоятельства, при которых она обнаружена); б) в ведении какого воздушно-транспортного предприятия находился багаж или груз в момент обнаружения неисправности при перевозке; в) по вине какого предприятия причинен вред багажу или грузу. Акт составляется по форме, утвержденной МГА СССР, в четырех экземплярах один экземпляр прикладывается к
перевозочным документам, второй экземпляр направляется в отдел перевозок воздушно транспортного предприятия; третий направляется воздушно-транспортному предприятию, по вине которого причинен вред (в ведении которого находился багаж или груз в момент обнаружения неисправности); четвертый остается в аэропорту составления акта. О составлении акта о неисправностях при перевозке делается отметка на перевозочном документе. Акт подлежит обязательной регистрации.
Акт о неисправностях при перевозке играет важную роль в процессе расследования неисправности при перевозке, а также установления конкретного виновника в причинении вреда багажу или грузу.
Акт о неисправностях является внутренним актом и предъявлению клиентуре не подлежит. При наличии акта о неисправностях в дальнейшем, при выдаче багажа или груза получателю, составляется коммерческий акт.
29. Неисправности при перевозке почты оформляются между ведомственными актами. Форма междуведомственного акта определена МГА СССР по согласованию с Министерством связи СССР.1 Междуведомственные акты составляются в следующих случаях: невыполнение сторонами установленных гарантированных норм почтовой загрузки самолетов; обнаружение при приеме почты повреждения или неисправности упаковки почтового отправления; замедление продвижения почты в результате отмены или задержки вылета самолетов, прекращения полетов, вынужденных посадок и т.д.2 Междуведомственные акты составляются во всех случаях применения санкций согласно типовому договору на перевозку почты самолетами МГА.3 На основании акта производят расследование и принимают меры по устранению нарушений при перевозке почты. Акт является также основанием для взыскания установленных имущественных санкции.
30. Правила воздушной перевозки предусматривают основания для составления актов в иных случаях, в частности, при выдаче багажа без предъявления багажной квитанции.4 Специальная форма акта установлена на невостребованный и бездокументный багаж (груз) при его вскрытии и оценке, а также на найденную вещь.
31. Возмещение материального ущерба, причиненного багажу, грузу или почте, воздушно-транспортное предприятие производит на основании претензий, заявленных пассажиром, владельцем груза или предприятием почты. Претензионный порядок является обязательной стадией при разрешении имущественного спора. Согласно ст.112 ВК СССР до предъявления к перевозчику иска обязательно предъявление ему претензии. Без соблюдения претензионного порядка судебные и арбитражные органы исков не принимают.
Претензионное разбирательство является добровольным административным рассмотрением и разрешением споров. Назначение претензионного порядка состоит в том, чтобы разгрузить судебные и арбитражные органы от рассмотрения большого количества споров. В процессе рассмотрения претензий воздушно-транспортное предприятие удовлетворяет обоснованные требования клиентуры и отклоняет с убедительным обоснованием те требования, которые не основаны на законе. Претензионный порядок дает возможность перевозчику быстро и тщательно проверить правильность претензии и дать на нее ответ по существу, собрав необходимые материалы.
Претензии, вытекающие из перевозки пассажира или багажа, могут быть предъявлены по усмотрению заявителя претензии воздушно-транспортному предприятию через аэропорт отправления или назначения Претензии, вытекающие из перевозки груза, предъявляются воздушно-транспортному предприятию через аэропорт назначения.1 Претензии, вытекающие из перевозки почты, предъявляются по месту составления междуведомственного акта. В случае полной утраты (уничтожения) почты и почтовых документов претензии предъявляются по месту нахождения аэропорта, которому была адресована накладная на почтовое отправление.2
При смешанных перевозках претензии предъявляются к воздушно-транспортному предприятию, если конечным пунктом является аэропорт, и к другой транспортной организации, если конечным пунктом являются железнодорожная или автомобильная станция, пристань или порт.3
32. Порядок предъявления и рассмотрения претензий определен Воздушным кодексом СССР (ст.112–116), Правилами перевозки пассажиров багажа и грузов (§398–415), Правилами перевозки почты (§65–74).4
Право на предъявление претензии в случае причинения вреда здоровью пассажира имеет лицо, на имя которого выписан проездной билет, а в случае его смерти иждивенцы. Право предъявления претензии при полной утрате багажа принадлежит предъявителю багажной квитанции, а при повреждении, порче или частичной утрате багажа – предъявителю выданного перевозчиком коммерческого акта. При полной утрате груза право на предъявление претензии принадлежит грузополучателю при условии предъявления грузовой накладной с отметкой аэропорта о неприбытии груза или документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза или грузоотправителю при предъявлении выданной ему грузовой накладной. В случае частичной утраты или повреждения груза право на предъявление претензии имеет грузополучатель при условии представления грузовой накладной, следовавшей с грузом, и коммерческого акта, выданного перевозчиком. При просрочке
в доставке груза – грузополучатель, предъявивший грузовую накладную, следовавшую с грузом.
Передача права на предъявление претензии, как правило, не допускается. Исключение составляют претензии, вытекающие из перевозки грузов. Согласно ст.114 ВК грузоотправитель имеет право передать право на предъявление претензии грузополучателю, а грузополучатель – грузоотправителю. Кроме того, грузоотправитель и грузополучатель могут передать принадлежащее им право на предъявление претензии вышестоящей или нижестоящей организации.
33. Претензия должна быть изложена в письменной форме и содержать все необходимые для ее разрешения сведения с приложением соответствующих документов.5
К претензии должны быть приложены следующие документы:
а) при полной утрате груза – грузовая накладная с отметкой о неприбытии груза или справка воздушно-транспортного предприятия об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о неприбытии груза; счет поставщика (или грузоотправителя), удостоверяющий количество и стоимость отправленного грузa (к подлиннике или копии, заверенной главным бухгалтером); справка плательщика об оплате стоимости утраченного груза, а также тарифа за перевозку;
б) при полной утрате багажа багажная квитанция и багажная бирка, а также справка аэропорта назначения о неприбытии багажа;
в) при частичной утрате, порче или повреждении груза грузовая накладная (подлинный экземпляр); коммерческий акт, выданный аэропортом назначения; документ, подтверждающий оплату стоимости груза и тарифа за перевозку; расчет по претензии;
г) при частичной утрате или повреждении багажа – коммерческий акт;
д) при просрочке доставки груза – грузовая накладная, следовавшая с грузом;
е) при полной утрате почты: копия почтовой накладной; справка о непоступлении почтового отправления в место
назначения; справка о размере материальной ответственности органов связи перед клиентурой на основании выписки из подавательской книги предприятия связи, принявшего почтовое отправление;
ж) при частичной утрате, повреждении или порче почты: междуведомственный акт; копия отдельной и общей накладной, при которой следовало почтовое отправление; справка о размере материальной ответственности органов связи перед клиентурой.
Претензия может быть заявлена воздушно-транспортному предприятию в течение шести месяцев, а претензия об уплате штрафов – в течение 45 дней. Эти сроки исчисляются: а) в случае частичной утраты, повреждения или порчи багажа или груза – со дня выдачи багажа или груза; б) полной утраты груза – по истечении 10 суток по окончании срока доставки груза; в) полной утраты багажа – с момента истечения срока доставки багажа; г) несвоевременной доставки груза – по истечении срока доставки; д) в других случаях – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Претензия предъявляется воздушно-транспортному предприятию через начальника аэропорта (начальника отдела перевозок). Получив претензию, должностное лицо обязано выдать расписку с указанием времени приема претензионного заявления (год, месяц, число), полного перечня прилагаемых к заявлению документов с указанием их номеров, суммы заявленной претензии и ее краткое обоснование, наименование организации (лица), от которой принята претензия. На расписке указывается фамилия должностного лица, принявшего претензию, и ставится печать.
При приеме претензии компетентное должностное лицо проверяет наличие необходимых сведений в заявлении и прилагаемые документы. В случае обнаружения дефектов в тексте заявления, а также отсутствия или неполноты содержания приложенных документов воздушно-транспортное предприятие обязано в десятидневный срок со дня получения заявления возвратить его с прилагаемыми документами заявителю и указать причины возвращения. При этом возврат претензионного заявления не приостанавливает течение срока на подачу претензии.