Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА
ЭКИПАЖ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО СУДНА
ПОЛЕТЫ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СССР
ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА, ГРУЗОВ И ПОЧТЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИИ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ, УСТАНОВЛЕННЫХ МГА СССР
Правила перевозок устанавливают, что воздушно-транспортное предприятие, получившее претензию по почте, обязано принять ее независимо от того, какое предприятие Аэрофлота виновно в нарушении договора перевозки, и в трехдневный срок переслать тому воздушно-транспортному предприятию, которое обязано рассмотреть претензию в соответствии с действующим законодательством. Об этом уведомляется заявитель. В случае непосредственного обращения с претензией пассажира или груза отправителя (грузополучателя) к ненадлежащему предприятию, воздушно-транспортное предприятие в приеме претензии отказывает и разъясняет, к какому воздушно-транспортному предприятию следует обратиться с претензией.
34. Поступившая претензия рассматривается претензионной комиссией воздушно-транспортного предприятия в составе: заместителя (помощника) руководителя предприятия по перевозкам и коммерческой эксплуатации – начальника службы (председатель комиссии), главного бухгалтера и юрисконсульта (старшего юрисконсульта). Претензионные комиссии действуют в соответствии с Положением о претензионных комиссиях воздушно-транспортных предприятий гражданской авиации.1
На претензионные комиссии возлагается рассмотрение всех претензий предприятий, организаций, учреждений и граждан о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора воздушной перевозки пассажира, багажа, груза или почты.
Принятая к рассмотрению претензия подлежит проверке. Проверка претензии производится претензионистом службы перевозок или другим должностным лицом. По окончании проверки претензия рассматривается претензионной комиссией. Большинством голосов претензионная комиссия принимает решение и оформляет его в виде протокола, который подписывается всеми членами прецизионной комиссии. Протокол заседания претензионной комиссии утверждает руководитель предприятия. Заявителю претензии направляется письменное уведомление о результатах рассмотрения его претензии, подписанное руководителем предприятия. При отклонении претензии заявителю вместе с уведомлением возвращаются все представленные им
документы.
Воздушно-транспортное предприятие обязано рассмотреть за явленную претензию и дать ответ на нее заявителю в течение трех месяцев со дня ее получения (при смешанных перевозках шесть месяцев, по претензиям об уплате штрафов 45 дней).
Если претензия будет отклонена или ответ на нее не получен в установленный срок, заявитель имеет право в течение двух месяцев со дня получения ответа или со дня истечения срока, установленного для ответа на претензию, предъявить воздушно-транспортному предприятию иск в арбитраже или суде в соответствии общими нормами гражданского законодательства (ст.116 ВК СССР).
Глава 7.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ПАССАЖИРОВ, БАГАЖА И ГРУЗОВ
1. Перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения находятся на территории двух государств, или на территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства, признается международной воздушной перевозкой.
Все международные воздушные перевозки делятся на два вида:
1) международные воздушные перевозки в смысле Варшавской конвенции.1
2) международные воздушные перевозки, не являющиеся таковыми в смысле Варшавской конвенции.
Такое деление международных воздушных перевозок имеет принципиальное значение. В зависимости от того, является та или иная международная воздушная перевозка международной в смысле Варшавской конвенции или нет, по-разному решается целый ряд вопросов об условиях перевозки и прежде всего о пределах ответственности перевозчика.
Определение международной воздушной перевозки в смысле Варшавской конвенции дается в ст.1 Конвенции: «Всякая перевозка, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, есть или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены на территории государств участников Конвенции, либо на территории одного государства участника Варшавской конвенции, если предусмотрена остановка на территории другого государства является международной в смысле Варшавской конвенции».
Воздушная перевозка не будет международной в смысле Варшавской конвенции, если согласно определению сторон место от правления и место назначения находятся на территории государств не участников Варшавской конвенции, либо на территории одного государства, не являющегося участником Варшавской конвенции, если предусмотрена остановка на территории другого государства.
Однако в некоторых случаях имеются исключения
из этого правила. Дело в том, что наличие двух форм регулирования международных воздушных перевозок создаст определенные трудности и неудобства для перевозчика как с точки зрения порядка оформления перевозки, так и с точки зрения пределов ответственности. В связи с этим ряд государств решают эту проблему путем установления единой регламентации международных воздушных перевозок. Так, некоторые государства законодательно установили, что положения Варшавской концепции распространяются на все международные воздушные перевозки независимо от того, являются они международными в смысле Конвенции или нет.1
Другие государства ввели в свое законодательство положения Варшавской конвенции без ссылки на нее.2 Наконец, положения Варшавской конвенции применяются на основе двусторонних соглашений между государством участником Конвенции и государством, не являющимся участником Конвенции.3
Международная воздушная перевозка почты регулируется постановлениями Всемирного почтового союза. Варшавская Конвенция на перевозку почты не распространяется.
В СССР эта проблема урегулирована гл.8 ВК СССР Согласно ст.120 ВК СССР положения гл.8 распространяются на международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов, если иное не урегулировано международными договорами с участием СССР.
Следовательно, международные воздушные перевозки в смысле Варшавской конвенции регулируются последней (так как СССР участник Конвенции), а международные перевозки, не являющиеся таковыми в смысле Варшавской конвенции (между СССР и государством не участником Конвенции) регулируются гл. 8 ВК СССР.
Сопоставление статей гл. 8 ВК СССР и Варшавской конвенции показывает, что Кодекс воспроизводит основные положения Конвенции без ссылки, на нее.4
Таким образом, в СССР вопрос единообразия в регулировании международных воздушных перевозок решен путем включения в ВК СССР раздела о международных воздушных перевозках, содержащего основные разделы Варшавской конвенции.
2. Международные воздушные перевозки пассажиров, багажа и грузов регулируются рядом правовых актов. Эти акты можно условно разделить на четыре группы:
а) многосторонние международные соглашения
– конвенции с участием СССР (например, Варшавская конвенция);
б) двухсторонние соглашения Правительства СССР с правительствами иностранных государств о воздушном сообщении;
в) правовые нормы, установленные компетентными органами власти СССР, в целях регулирования международных воздушных перевозок;
г) двухсторонние и многосторонние соглашения Аэрофлота с иностранными авиапредприятиями по вопросам международных воздушных перевозок.
Рассмотрим основные положения правового регулирования международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.
3. Международная воздушная перевозка пассажира осуществляется на основе договора, по которому авиатранспортное предприятие (перевозчик) принимает на себя обязанность доставить пассажира и его багаж в. пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить перевозчику стоимость его перевозки. При наличии до говора перевозки багажа сверх установленной нормы – стоимость доставки последнего.
Сторонами договора международной воздушной перевозки являются перевозчик
– авиатранспортное предприятие, которое выдало билет пассажиру; перевозило или должно было перевозить пассажира; предоставляло или должно было предоставить другое обслуживание согласно Правилам перевозки; пассажир–лицо, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне с согласия перевозчика (за исключением членов экипажа).1
Договор международной воздушной перевозки считается заключенным с момента выдачи билета пассажиру и действует до прибытия его в аэропорт назначения.2
Будучи двухсторонней сделкой, договор международной воздушной перевозки устанавливает определенные права и обязанности для каждой стороны.
Перевозчик обязан предоставить пассажиру место в самолете согласно купленному билету и перевезти его багаж (в том числе бесплатно в пределах установленной нормы); обеспечить определенные удобства и обслуживание; доставить его в пункт назначения, возместить материальный ущерб, если он будет причинен. Пассажир обязан оплатить стоимость проезда и соблюдать правила, установленные перевозчиком.