Файл: Учебное пособие. Л. 1969 Волков М. М. Советское воздушное право. Учебное пособие.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 385

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1

4. Воздушная перевозка багажа осуществляется на основании договора перевозки багажа, который заключается пассажиром с авиатранспортным предприятием. Багажом называются предметы, вещи и другое имущество пассажира, перевозимые на том же самолете, на котором следует пассажир (несопровождаемый багаж, как правило, оформляется грузовой накладной). Багаж подразделяется на зарегистрированный и незарегистрированный (ручная кладь). Зарегистрированный багаж это багаж, находящийся под присмотром перевозчика. На него выдают багажную квитанцию и багажную бирку. Ручная кладь – это багаж, находящийся под присмотром пассажира. Ручная кладь обычно состоит из предметов, которые требуются пассажиру во время полета. Договор перевозки багажа удостоверяется багажной квитанцией, которая обычно объединена с пассажирским билетом.2 Помимо багажа, пассажир имеет право провозить некоторые вещи, не подлежащие взвешиванию и учету в качестве багажа.3 Эти вещи входят в условный вес пассажира.

5. Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный пассажиру и багажу, в соответствии с правилами Варшавской конвенции и Правилами международной авиаперевозки 1963 г. Ответственность перевозчика наступает в случае, если на борту воздушного судна или во время посадки и высадки пассажиру причинены телесные повреждения или смерть.

Перевозчик несет ответственность за багаж, если вред был причинен во время воздушной перевозки и багаж находился под охраной перевозчика. На перевозчика ложится ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания доставки пассажира или багажа.

В соответствии со ст.22 Варшавской конвенции при перевозке пассажира ответственность перевозчика ограничена суммой 250 тысяч франков,4 если особым соглашением не установлен более высокий предел ответственности. Ответственность за вред, причиненный зарегистрированному багажу, ограничена суммой 250 франков за 1 кг брутто.

Пассажир имеет право объявить ценность на зарегистрированный багаж, уплатив дополнительный сбор. В отношении ручной клади ответственность перевозчика ограничена суммой
5 тысяч франков.

6. Международная воздушная перевозка грузов осуществляется на основе договора, по которому перевозчик обязуется в установленный срок доставить вверенный ему груз1 в пункт назначения и сдать его грузополучателю, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор воздушной перевозки груза оформляется авиагрузовой накладной, форма которой определена МГА. При установлении формы накладной должны учитываться требования Варшавской конвенции и стандарт ИАТА2:

Юридическое значение грузовой накладной состоит в том, что она:

а) удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза по указанному маршруту и в установленный срок;

б) содержит указание о специфике груза; в) является таможенным свидетельством;

г) дает возможность указать сумму объявленной ценности;

е) определяет условия международной воздушной перевозки груза.

Подписывая грузовую накладную, стороны (перевозчик и грузоотправитель) заключают письменный договор о воздушной перевозке груза.3

Договор грузовой перевозки считается заключенным с момента сдачи отправителем груза вместе с грузовой накладной и принятия груза и накладной перевозчиком. Время принятия груза к перевозке удостоверяется наложением штампа на накладной и подписью перевозчика.

7. Грузы, перевозимые или подлежащие перевозке на самолетах Аэрофлота, должны отвечать определенным требованиям, предъявляемым к ним органами государственной власти и перевозчиком.

К международной перевозке принимаются те грузы, на которые отправитель сделал письменную заявку и получил разрешение на ввоз, вывоз или транзит через территорию СССР. Разрешения выдаются Министерством внешней торговли СССР и торговыми представительствами СССР за границей. Принимая грузы к перевозке, следует учитывать правила, действующие в любой

стране, над территорией которой будет производиться международный полет. Порядок оформления и оплаты грузов на международных воздушных линиях определен постановлением Совета Министров СССР.

Грузы должны отвечать следующим основным требованиям, установленным перевозчиком:

а) груз и его упаковка не должны создавать опасности для самолета, пассажиров и перевозимого имущества;

б) упаковка груза должна обеспечивать полную сохранность перевозимого груза;

в) каждое место груза должно иметь соответствующую маркировку: указание на пункты отправления и назначения, наименование и адрес отправителя и получателя, указание номеров заказов или контрактов и индекс внешнеторговой организации;

г) если груз перевозится с объявленной ценностью, то должен быть опечатан сургучной печатью или опломбирован перевозчиком (грузоотправителем);

д) к грузам должны быть приложены все требуемые документы.

Перевозка скоропортящихся, опасных, радиоактивных, подкарантинных и других особых грузов производится на основе специальных правил и инструкций МГА СССР.

Ответственность перевозчика за вред, причиненный грузу, ограничена: 250 франков за 1 кгбрутто. Однако на принимаемые грузы может быть объявлена ценность, которая не должна превышать их действительную стоимость.

8. Положения Варшавской конвенции об ограниченной ответственности перевозчика за вред, причиненный пассажиру, багажу и грузу, не применяются, если будет доказано, что ущерб явился результатом действия или бездействия перевозчика, имевшего целью причинить вред (умышленная вина), или его действия без рассудка, но с сознанием того, что в результате этого, возможно, произойдет вред (грубая небрежность).

Перевозчик не имеет права ссылаться на положения ст.22 Конвенции об ограниченной ответственности и в том случае, если он осуществлял воздушную перевозку пассажира, багажа и груза без выдачи соответствующего документа, или если эти документы были выданы, но не содержали уведомления о том, что к перевозке пассажира, багажа и груза могут применяться постановления Варшавской конвенции, и что эта Конвенция в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчика за вред, причиненный пассажиру, багажу или грузу.
1

9. Варшавская конвенция устанавливает ответственность только за виновное причинение вреда. В соответствии со ст.20 Конвенции перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что принять необходимые меры было невозможно. К основаниям, освобождающим перевозчика от ответственности, относится причинение вреда в результате исполнения законов государства (например, требования государственных органов: санитарные правила, таможенные правила и т.д.). Если перевозчик докажет, что причиной вреда была вина по терпевшего или вина потерпевшего содействовала наступлению вреда, то суд, согласно закону страны, где рассматривается дело, может ограничить ответственность перевозчика или полностью освободить его от ответственности.

Вопрос об ответственности за вред, причиненный пассажиру, багажу или грузу, если перевозка не подпадает под действие Варшавской конвенции, регулируется Воздушным кодексом СССР (ст.131, 132, 133).

10. При разрешении споров, вытекающих из международной воздушной перевозки, обязательно соблюдение претензионного порядка. Поэтому при получении багажа или груза без предъявления претензии считается впредь, до доказательства противного, что багаж или груз были доставлены в надлежащем состоянии и в соответствии с договором перевозки.

Претензия составляется в письменном виде с приложением необходимых документов (пассажирский билет и багажная квитанция, грузовая накладная, коммерческим акт или другой вид акта, расчет суммы, подлежащем возмещению и т.д.), подтверждающих право требовать возмещения. Претензия направляется авиатранспортному предприятию (в СССР – ТУМВЛ).

Закон1 устанавливает сроки на предъявление претензии: 7 дней со дня получения багажа, 14 дней со дня получения груза и 21 день со дня передачи
багажа или груза в случае опоздания. При отсутствии претензионного заявления, поданного в установленные сроки в письменном виде, иск к перевозчику не принимается.

В случае отклонения претензии или частичного ее удовлетворения пассажир, грузополучатель или другое уполномоченное лицо имеет право обратиться с иском к авиапредприятию.

Порядок рассмотрения исков определяется законом суда, где предъявлен иск. В СССР иски, вытекающие из международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, рассматриваются судебными органами.

Иск предъявляется по выбору истца либо в суде по местонахождению управления перевозчика, либо по месту заключения договора перевозки, либо по месту назначения.

Иск должен быть заявлен в течение двух лет с момента прибытия воздушного судна по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или с момента остановки перевозки. Порядок исчисления сроков определяется законом суда, где заявлен иск.