ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Современные требования к постановке задач методической работы
Модели формирования методического пространства образовательной
Методическая служба на основе методических циклов и /или образовательных областей
Методическая служба на индивидуальной основе
Методическая служба на комплексной основе
Методическая служба на дифференцированной основе
Методическая служба на основе работы микрогрупп
Методическая служба на диагностической основе
Методическая служба на основе актуальных задач школы
Критерии эффективности методической работы
Формы методической работы в образовательной организации
Научно-практические конференции
Педагогические и методические чтения
Школы передового опыта (групповое наставничество)
Индивидуальное наставничество, консультации, собеседования
Методические выставки, бюллетени
Методические уголки и кабинеты
Открытые уроки и внеурочные мероприятия
В ходе мастер-класса участники:
Позиция руководителя мастер-класса
Алгоритм технологии мастер-класса.
Примерный план проведения мастер-класса:
Критерии качества подготовки и проведения мастер – класса
Работа над единой методической темой (проблемой)
Тематические педагогические советы
Изучение, обобщение и освоение педагогического опыта как особая форма методической работы
Интерактивные формы методической работы в образовательной организации
Методический диалог (круглый стол)
Деловые игры бывают следующих видов:
Подведение итогов проводится наосновеэмоциональнопережитыхучастниками суждений.
Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников.
И, самое важное, педагоги должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.
Тренинг
Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания»которыхучастникиполучаютновыепредставления,знакомятсясновымипонятиями. Главное в тренинге — дать педагогам в действии новый опыт,которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используютраздаточный материал,технические средстваобучения.
Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное иоткровенноеобщение,ответственностьвдействияхиприобсуждениирезультатовтренинга.
Мозговой штурм
Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики изучения какой-то темы, дляпринятиярешенийпоопределеннойпроблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативныйметодрешенияпроблемнаосновестимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказыватькак можно большее количествовариантов решения,в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Предварительный этап (постановка проблемы). В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. На этом этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Основнойэтап(генерацияидей).Здесь очень важно соблюдать определенные правила:
Главное
— количество идей. Нет никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Заключительный этап (группировка, отбор и оценка идей). На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Анализ конкретных педагогических ситуаций (кейс-метод)
Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы ихрешения.
Для полноценного анализа необходимо тщательноотобратьситуации, отвечающие целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическаяпрактика,материалыпосостояниюпреподавания,периодическаяпечать.
Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализапричинывозникновенияситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В заключение разрабатываются методические рекомендациипедагогу,столкнувшемусяспохожейситуациейнапрактике
.
Можно разнообразить данную форму методической работы игровыми моментами. Тогда участников знакомят с ситуацией, распределяют между ними роли. Участники (не обязательно все) получают описание ситуации, в котором содержится объяснение занимаемой каждым из них (по роли) позиции. После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.
Методическая мозаика
Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность педагогов, позволяет включить в работу большее количество участников.
Методический мост
Данная форма родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий. Методический мост часто является разновидностью дискуссии. Но к проведению этой формы методической работы привлекаютсяучителяразныхобразовательныхучрежденийокруга,города,родители. Важным является факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга.
Главная цель методического моста — обмен передовым педагогическимопытом,распространениеинновационныхтехнологийобученияивоспитания.
Виртуальный методический кабинет
как одна из современных форм методической работы
Виртуальный методический кабинет — это целостная многофункциональная информационно-образовательная среда, ориентированная на активную и немедленную методическую поддержку образовательного процесса.
Виртуальный методический кабинет позволяеторганизовать методическоепространстводлявсехегоучастников,создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь,