Файл: Учебнометодическое пособие для студентов и преподавателей Тольятти 2017 Условные обозначения, использующиеся в пособии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 658

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Титульный лист

Условные обозначения, использующиеся в пособии

МОДУЛЬ 1

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари

ТЕСТЫ по теме «Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи и словари»

ТЕСТЫ по теме «Правильность речи и нормы литературного языка», «Орфоэпические нормы», «Акцентологические нормы»

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Тема 4. Морфологические нормы русского языка

ТЕСТЫ

Т ема 5. Синтаксические нормы русского языка

Т емы 6. Коммуникативные качества речи

ТЕСТЫ

МОДУЛЬ 2

Тема 7.Функциональные стили современного русского литературного языка. Официально-деловой стиль речи

ТЕСТЫ по теме «Функциональные стили современного русского литературного языка»

Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации

ТЕСТЫ

По сфере применения выделяют следующие виды ораторских речей:

Современная классификация ораторских речей по целевой установке говорящего:

ТЕСТЫ

Тема 11. Научный стиль речи. Его языковые и структурные особенности. Научный текст. Способы построения научного текста

ТЕСТЫ

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов

ТЕСТЫ

Тема 13. Особенности курсовой и дипломной работы. Библиографическое описание

ТЕСТЫ

Г лоссарий

Справочные материалы. Орфоэпический минимум

Лексический минимум. Плеонастические словосочетания

Паронимы

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ

Орфографический минимум


  1. Жанры: заявление, объяснительная записка, указ, отчет, постановление, расписка относятся к стилю

  1. научному

  2. разговорному

  3. публицистическому

  4. официально-деловому

  1. Большое количество аббревиатур, сложносокращенных слов, отглагольных существительных употребляется в речи

  1. официально-деловой

  2. художественный

  3. публицистический

  4. разговорный

  1. Не характерен для официально-делового стиля признак

  1. объективность изложения

  2. точность изложения

  3. экспрессивность изложения

  4. наличие реквизита

  1. Относится к лексике, присущей только официально-деловому стилю речи, слово

  1. быстрорастворимый

  2. скоропортящиеся

  3. нижеподписавшиеся

  4. возвратившиеся

  1. Для официально-деловой речи не характерно употребление конструкции:

  1. Оплату гарантируем

  2. Претензии следует предъявлять

  3. Контроль за выполнением возлагается

  4. Я сделала работу над ошибками

  1. Для официально-делового стиля не характерен признак

  1. объективность изложения;

  2. точность изложения;

  3. экспрессивность изложения;

  4. наличие реквизита.

  1. Официально-деловому стилю присуща функция:

  1. сообщения и воздействия;

  2. общения;

  3. эстетическая;

  4. информативная.




Тема 8. Деловое общение. Культура официально-деловой речи. Жанры устной деловой коммуникации



Для успеха в общении очень важно учитывать интересы, ценности адресата, его ожидания и цели, а также сферу общения. Этот принцип особенно важен в деловом общении, которое обслуживает официально-деловой стиль.

Всем известна сказка о двух медвежатах, которые делили найденный сыр. Они не доверяли друг другу и попросили лису поделить сыр. В результате лиса съела весь сыр, а медвежатам ничего не досталось. Также поучительна история о двух сестрах, у которых был всего один апельсин. Они разрезали его пополам. Выяс­нилось при этом, что

одной из сестер нужна была кожура, а вто­рой — сок. Каждая из них получила бы в два раза больше, если бы они учли интересы друг друга.

Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается употребление жаргонных и диалектных слов, просторечия и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональным языком, зна­ние терминов, свойственных определенной области общения (юри­дической, дипломатической, управленческой).

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписа­ные правила поведения. Регламентированность (протокол) пред­полагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных со­циальных групп и людей разной национальности. Протокол пред­писывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести дело­вую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету. В настоящее время создана целая сис­тема речевых формул для каждой речевой ситуации.

Регламентированность делового общения означает и ограни­ченность его временными рамками. Деловые встречи имеют стро­гий регламент: необходимо заранее наметить круг обсуждаемых проблем и провести тщательную подготовку к встрече.



Не менее важно и создание благоприятного психологи­ческого климата. Для этого рекомендуется:

  • Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжела­тельным взглядом, обращаться к нему по имени-отчеству или используя принятые в той или иной стране обращения.

  • Показывать свое желание понять позицию собеседника, ори­ентироваться на ожидаемый собеседником результат.

  • Стараться выявлять положительные качества собеседника.

  • Учитывать эмоциональное состояние собеседника.

  • Подчеркивать равенство позиций, вести себя спокойно и уве­ренно.

  • Эмоционально поддерживать разговор.

  • Выражать искреннее одобрение (все люди любят, когда их хвалят, говорят о достоинствах).

  • Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерчес­кие переговоры можно начинать с них. Чем больше делает че­ловек комплиментов, тем больше он их получает.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа: начальник — подчиненный, партнеры, коллеги и др.

Как считают психологи, каждый из нас в общении представ­ляет тот или иной тип. В зависимости от роли в общении, типа характера выделяют различные группы. В настоящее время созда­ны целые системы определения типа личности исходя из различ­ных признаков.

К общим принципам, обеспечивающим успех коммуникации, относятся принцип кооперации и принцип вежливости.

Принцип кооперации указывает на необходимость собеседников относиться к общению как к сотрудничеству, вносить в него добросовестный вклад. Принцип кооперации состоит из нескольких максим, т.е. правил:

  • максима количества: информации должно быть ровно столько, сколько требуется;

  • максима качества: информация должна быть правдивой;

  • максима релевантности: информация должна иметь отношение к теме разговора;

  • максима способа выражения: информация не должна быть двусмысленной,

Принцип вежливости включает в себя следующие максимы:

  • максима такта: следует уважать границы личной сферы собеседника;

  • максима великодушия: необходимо не обременять собеседника, не связывать его обещаниями;

  • максима одобрения: стараться больше хвалить собеседника, быть позитивным в оценках;

  • максима скромности: необходимо тактично отказываться от похвал в свой адрес;

  • максима согласия: не следует вставать в оппозицию к собеседнику без веских на то оснований;

  • максима симпатии: необходимо выражать симпатию к собеседнику, быть благожелательным.


Помимо принципов кооперации и вежливости, полезно знать основные тактики общения. К ним относятся:

  • понимающее общение – ориентировано на понимание собеседника и проявление уважения к его личности;

  • принижающе-уступчивое общение – ориентировано на понимание собеседника, но содержит реакции неуместного принижения чувств, стремлений и целей, неоправданные уступки собеседнику;

  • директивное общение – ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей;

  • защитно-агрессивное общении е- ориентировано на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, с унижением его чувства собственного достоинства.

Деловое общение может быть:

  • необходимым (когда без меж­личностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно),

  • желательным (определенные контакты способствуют более успешному осуществлению задач),

  • нейтральным,

  • нежела­тельным (затрудняет достижение цели).



Так, американский психолог Эверетг Шостром считает, что в каждом человеке сидит манипулятор. Он выделяет следующие типы:


  • диктатор (доминирует, приказывает, управляет),

  • жертва диктатора (подчиняется приказам),

  • калькулятор (обманывает, лжет, старается перехитрить),

  • прилипала (жаждет быть предметом забот, заставляет за себя все делать),

  • хулиган (преувеличивает агрессивность, управляет с помощью угроз),

  • славный парень (убивает добротой, моралист),

  • судья (никому не верит, критичен),

  • защитник (заботится о других, чрезмерно подчеркивая это).

Выделяются 4 типа людей в деловом общении:

    • активныйиграет роль человека, полного сил;

    • пассивный– прикидывается глупым и беспомощным («сиро­та казанская»);

    • соревнующийсябоец на турнире;

    • безразличный – играет роль, выбивая уступки.



Любопытным является и так называемый психогеометрический подход к типологии личности, который обосновал американский психолог С. Деллингер. Этот подход основан на том, какую гео­метрическую фигуру предпочитает человек.


Например, «квадрат» любит трудиться, любит стабильность и порядок, живет по плану. Его речь логичная, последовательная, обстоятельная, монотонная, со штампами и терминами.

«Треугольники — лидер, энергичен, решителен, прагматик, честолюбив, несамокритичен, детонатор межличностных отно­шений. Речь — логичная, ясная, ориентированная на суть дела, быстрая.

«Прямоугольник» недоволен собой, непоследователен, тяго­теет к поддержке. Речь — сбивчивая, эмоциональная, неясная.

«Круг» стремится к гармонии отношений, доброжелателен, стремится сопереживать, старается угодить всем, часто нереши­телен. Речь — часто отклоняющаяся от главной темы, плавная, эмоциональная.

«Зигзаг» любит заострять конфликт, остроумен, стремится к независимости, чувствует настроение людей, несдержан, экс­прессивен, не доводит дело до конца. Речь — непоследователь­ная, ассоциативная, яркая.

Успешное деловое взаимодействие определяется тем, как по­ставлена цель, определены интересы партнеров, выбраны стра­тегия и тактика.

В деловом общении ценятся такие качества, как обязатель­ность, верность слову, организованность, соблюдение нравствен­ных норм.

В деловом общении можно выделить следующие эта­пы: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение вопросов, принятие решения, достижение цели, выход из кон­такта.

Очень важным является первый этап - установление контакта. Иногда в ус­тановлении контакта человеку мешают:

  • эффект ореола – человеку положительному приписывается все хорошее, при отрицательном отношении к человеку – все плохое, даже его положительные поступки расцениваются в этом случае как отрицательные;

  • эффект типизации – суждение о человеке выносится с точки зрения собственного опыта или мнения других;

  • эффект первичности – первое впечатление о человеке самое сильное и его трудно переломить.

В деловом общении демонстрируются и плюсы, и минусы ин­дивидуальных особенностей человека. Поэтому в деловом обще­нии нужен самоанализ и постоянный контроль. В Древнем Риме, по обычаю, позади полководца-триумфатора ставили раба, кото­рый во время шествия выкрикивал фразу: «Берегись, чтобы не упасть», таким образом напоминая ему, что он всего лишь чело­век.