Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Биология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 780

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за разделы

«Клеточная биология» и «Разнообразие живых организмов. Биосфера и экосистемы»

Суммативное оценивание за разделы

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» и «Питание»

Суммативное оценивание за раздел «Транспорт веществ»

Осмос

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Транспорт веществ»

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Дыхание».

Суммативное оценивание за раздел «Выделение»

Суммативное оценивание за раздел «Координация и регуляция»

Рубрика для предоставления информации родителям

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Движение»

Рубрика для предоставления информации родителям

Суммативное оценивание за разделы

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания

Суммативное оценивание за раздел «Размножение»

Рубрика для предоставления информации родителям

ФИО обучающегося

Суммативное оценивание за раздел «Эволюционное развитие»

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Эволюционное развитие»

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ

Суммативное оценивание за раздел «Дыхание».





Цели обучения

        1. Сравнивать процессы анаэробного и аэробного дыхания, используя уравнение химической реакции процесса дыхания

        2. Рассмотреть связь между утомлением мышц и процессами анаэробного и аэробного дыхания

Критерий оценивания

Обучающийся:

  • Записывает уравнения химической реакции аэробного и анаэробного дыхания

  • Сравнивает процессы анааэробного и аэробного дыхания;

  • Вычисляет эффективность анаэробного и аэробного дыхания;

  • Оценивает эффективность анаэробного и аэробного дыхания;

  • Указывает причины утомления мышц;

  • Объясняет влияния аэробного и анаэробного дыхания на тип физической нагрузки.

Уровень мыслительных навыков

Навыки высокого порядка.

Время выполнения

20 минут

Задания


  1. Ниже представлены два уравнения химической реакции процесса дыхания: А) – аэробное дыхание в клетках организма,

В) – анаэробное дыхание (спиртовое брожение глюкозы).
A) С6Н12О6 + 2 > 6+ 6+ 38АТФ

    1. Определите пропущенные вещества в уравнении химической реакции.

      1. СО2; О2

      2. H2O; С02

      3. H2O; О2

      4. C2H5OH; СО2

B) С6Н12О6 > 2+ 2+ 2АТФ

(этанол)

    1. Определите пропущенные вещества в уравнении химической реакции.

      1. СО2; О2

      2. H2O; СО2

      3. H2O; О2

      4. C2H5OH; СО2




  1. Сравните аэробное и анаэробное дыхание относительно критериев.


Критерии Анаэробное дыхание Аэробное дыхание

Условие, при котором происходит данный процесс Конечные продукты
Скорость


Локализация в клетке










  1. При аэробном дыхании в процессе окисления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ. Общее количество энергии, высвобождаемой при полном окислении глюкозы, составляет 2880 кДж на 1 моль. 1 молекула АТФ=30,6кДж. Таким образом, эффективность превращения энергии при аэробном дыхании составляет: 38х30,6/2880=40,4%.

    1. Вычислите эффективность превращения энергии при анаэробном дыхании, если общее количество энергии из глюкозы при ее превращении в этанол 210 кДж на 1 моль.




    1. Вычислите эффективность превращения энергии анаэробного дыхания, если общее количество энергии из глюкозы при ее превращении в молочную кислоту 150 кДж на 1 моль. При молочно-кислом брожении выделяется 2 молекулы АТФ.




    1. Полученные Вами результаты не имеют значительных различий с аэробным (40,4%), объясните причину того, что аэробное дыхание считается более эффективным анаэробного.



  1. После интенсивного бега учащиеся ощущают утомление мышц, это связано с превышением анаэробного порога в мышцах.

    1. Назовите вещество, накопление которого повышает данный порог.

    2. Назовите причину повышения данного вещества в мышцах.




  1. Анаэробное дыхание обеспечивает быстрое поступление энергии, но только в течение короткого времени. Аэробное дыхание способно служить источником энергии неограниченно долго при достаточном количестве дыхательного субстрата ( в основном это углеводы).

    1. Приведите пример двух видов спорта, где анаэробный тип дыхания является более эффективным.

    2. Приведите пример двух видов спорта, где аэробный тип дыхания является более эффективным.




Критерий оценивания



задания

Дескриптор

Балл

Обучающийся

Записывает уравнение

химической реакции

аэробного и анаэробного дыхания

1

записывает конечные продукты аэробного дыхания;

1

записывает конечные продукты анаэробного дыхания;

1

Сравнивает процессы аэробного и анаэробного дыхания

2

сравнивает условие, при котором происходит аэробное и анаэробное дыхание;

1

сравнивает аэробное и анаэробное дыхание относительно конечных продуктов;

1

сравнивает аэробное и анаэробное дыхание

относительно скорости реакции;

1

сравнивает аэробное и анаэробное дыхание

относительно локализации в клетке;

1

Вычисляет эффективность анаэробного и аэробного дыхания

3

вычисляет эффективность превращения энергии при

спиртовом брожении;

1

вычисляет эффективность превращения энергии при

молочно-кислом брожении;

1

Оценивает эффективность

анаэробного и аэробного дыхания

оценивает эффективность аэробного и анаэробного дыхания;

1

Указывает причины утомления мышц

4

называет вещество, вызывающее утомление мышц;

1

указывает причину образования вещества,

вызывающего утомление мышц;

1

Объясняет влияния аэробного и анаэробного дыхания на тип физической нагрузки

5

приводит в качестве примера два вида спорта, с наибольшей эффективностью анаэробного типа

дыхания;

1

приводит в качестве примера два вида спорта, с

наибольшей эффективностью аэробного типа дыхания.

1

Всего баллов

13




Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел «Дыхание»

ФИО обучающегося


Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Низкий

Средний

Высокий

Записывает уравнение химической реакции аэробного и анаэробного дыхания

Затрудняется указать конечные продукты аэробного и анаэробного дыхания


Допускает ошибки при записи конечных продуктов аэробного дыхания / конечных продуктов анаэробного дыхания.


Записывает конечные продукты аэробного и анаэробного дыхания


Сравнивает процессы аэробного и анаэробного дыхания

Затрудняется указать отличия аэробного дыхания от анаэробного по представленным параметрам, допускает более двух ошибок при заполнении таблицы


Допускает ошибки при сравнении аэробного и анаэробного дыхания относительно конечных продуктов/ скорости реакции/ локализации в клетке


Указывает отличия аэробное дыхания от анаэробного по всем представленным в таблице параметрам



Вычисляет эффективность анаэробного и аэробного дыхания

Затрудняется провести вычисление эффективности спиртового, молочнокислого брожения


Допускает ошибку в расчётах эффективности в одном из требуемых видов брожения спиртовом / молочнокислом

Проводит расчёт эффективности спиртового и молочнокислого брожения.



Оценивает эффективность анаэробного и аэробного дыхания

Затрудняется при оценке эффективности типа дыхания



Допускает ошибки при оценке эффективности типа дыхания


Оценивает эффективность типа дыхания


Указывает причины утомления мышц

Затрудняется в определении названия вещества, вызывающего утомление мышц/допускает ошибки в указании причин образования данного вещества

Называет вещество, вызывающее утомление мышц/ допускает ошибки в указании причин образования данного вещества



Правильно называет вещество, вызывающее утомление

мышц/указывает причину

образования вещества, вызывающего утомление











мышц

Объясняет влияния аэробного и анаэробного дыхания на тип физической нагрузки

Затрудняется привести примеры видов спорта, относительно указанных типов дыхания

Допускает ошибки в примере с наибольшей эффективностью анаэробного типа дыхания/ в примере с наибольшей эффективностью аэробного типа дыхания.

Называет по два примера видов спорта на каждый их укаанных типов дыхания