Файл: Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников на уроках литературного чтения (при изучении стихотворений в 3 классе) Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 338
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Критерии и показатели сформированности навыка чтения у детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКТЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ программ по литературному чтению
Критерии оценивания темпа чтения
Критерий оценивания понимания прочитанного
Критерии оценивания выразительности речи
Задания на развитие скоростного чтения:
Задания, направленное на формирование выразительности чтения.
Г. Егоров [12].
Но нет единой точки зрения в психологической и методической литературе по поводу того, что такое навык чтения, и как он соотносится с техникой чтения и пониманием прочитанного.
Л. М. Шварц и Т. Г. Егоров больше всего обращают внимание на взаимосвязь зрительного восприятия речедвигательных процессов и понимания прочитанного. Они отмечают, что на первой ступени понимание отделено от процесса восприятия: ученик вначале читает слово целиком и только потом осознает его. Однако уже на этой ступени овладения чтением решающая роль принадлежит пониманию, поэтому обучающийся перечитывает слово, чтобы его понять, исправляет ошибки, если допускает их [38].
Овладение пониманием прочитанного рассматривается в динамике, начиная от понимания способов чтения до осмысления идейно-образной стороны произведения. Высшая ступень осмысления характеризуется наличием у младших школьников умения самостоятельно производить работу с читаемым текстом. Д. Б. Эльконин, рассматривая обучение чтению в динамике, выделяет, что каждый этап обучения: первоначальное обучение чтению и процесс его дальнейшего развития имеет свою определенную цель [39].
Чтение и понимание становятся едиными только на основе сформированного навыка чтения. Чтение «про себя» является более высокой ступенью овладения чтением, и оно не может быть введено, если до конца не сформировано чтение вслух и целыми словами.
Проблема осознанного чтения, выдвинутая К. Д. Ушинским, породила в свое время много вопросов: как добиться понимания художественного произведения, не разрушая его эмоциональной основы, как установить наиболее правильное
соотношение между логическим и «эстетическим» анализом и другие, которые впервые попытался разрешить Ушинский, создавая учебники. При создании учебников он придерживался принципа – все, что прочитано, должно быть понятным [60].
Понимание предложения в контексте, отмечает Н. Г. Морозова, нельзя сводить к пониманию отдельных составляющих его слов. Понимание предложений предполагает наличие развитого умения находить правильные логические соотношения между отдельными словами, выделять в предложении каждое слово, несущее основной смысл [35].
Предложения в контексте находятся между собой в определенной зависимости, поэтому важной частью выступает определение взаимоотношений между предложениями, описывающими какой-либо факт или событие, а не только верное понимание мысли текста. Этой же проблемой занимались и О. И. Никифорова в работе «Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания», большое значение она отводит представлениям в восприятии слова и фразы, особенно в художественном произведении [43, с.62].
Исследователи неоднократно занимались выяснением степени понимания причинно-следственных событий, разных жанров произведений, уровнем понимания художественного образа (в младших классах особенно поступков действующих лиц и их мотивов). Младшие школьники проходят все основные ступени осознания прочитанного, т.е. понимание фактической стороны, подтекста и смысла – считает Н. Г. Морозова. Причем одни учащиеся уже в 1 классе стоят на ступени понимания смысла, другие остаются на уровне фактического понимания предметной стороны. Как полагают
исследователи, при слаборазвитом навыке чтения младшие школьники, как правило, остаются на первой ступени осмысления при самостоятельном чтении незнакомого текста [35].
Таким образом, осмысление произведения характеризуется как сложный процесс, в котором различные ступени анализа и синтеза являются основой восприятия прочитанного текста, которая обеспечивает понимание эмоционально-образной и идейной сторон произведения.
Беглость повышается за счет совершенствования правильности чтения, что придает читаемому тексту больше осознанности. Определим, что значит читать правильно. В первую очередь, правильно читать, значит читать безошибочно, плавно воспроизводить звуковую сторону текста. Правильность чтения требует отчетливого произношения слов или их форм без искажений, без пропусков, вставок или замены звуков или слогов, правильной постановки ударений в словах, соблюдения основных требований орфоэпии. В случае если данные требования нарушаются или ошибки при чтении вызываются неточным восприятием слова, читающий вынужден пользоваться догадками или домысливанием части слова [14].
Сокращение слогов или букв, или малознакомое заменяется знакомым при отсутствии навыков правильного чтения. Бывает, что ошибки, подразумевающие замену одной буквы другой происходят нередко вследствие дефектов речи обучающегося, реже – под влиянием диалектной речи. За ошибку следует считать повторение слогов в словах, а также повторение слов в предложении.
Основная причина ошибок при
чтении – определение слова по некоторым опознавательным признакам, что часто бывает ошибочным. Чтение происходит по общему виду [49].
Лишь со временем формируется такой навык чтения, при котором можно с точностью узнать слово по общему виду, по отдельным признакам; при этом обучающийся не останавливается на каждом слоге слова.
Правильность чтения в значительной степени зависит от длины слов, от степени знакомства со словом, от степени понимания лексического значения, от слогового и морфемного состава слова. Например, в исследованиях Т. Г. Егорова установлено, что чтение слов с сочетанием согласных в начале слова является более простым процессом, чем чтение слов с сочетанием согласных в середине или в конце слова. Имеет также значение положения в слове ударения: из трехсложных, например, труднее для чтения слова с ударением на последнем или на первом слоге [12].
Существует также термин «плавное чтение», которое входит в определение правильности чтения. Плавным чтением называется чтение слов с грамматическим ударением, возможным только при слиянии слогов в слове; предлоги читаются слитно с предыдущим словом; при чтении каждого предложения также соблюдаются элементарные требования правильности и плавности. Предложение читается с правильной интонацией, которая определяется содержанием и конечным знаком препинания. При чтении соблюдаются знаки препинания внутри предложения и логическое ударение. Не допускаются паузы, не оправданные пунктуацией или требованием выразительного чтения [28].
Некоторые ошибки проявляются из-за непонимания или искаженного
понимания прочитанного; другие – из-за непонимания смысла отдельных слов или фраз; третьи – из-за нетвердого усвоения графического образа букв; четвертые – в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв с артикуляционными актами и пониманием [14].
Число ошибок постепенно снижается в результате перехода из класса в класс, но происходит это неравномерно. По наблюдениям Егорова, наиболее резкое снижение количества ошибок наблюдается от первого класса ко второму, т.е. тогда, когда совершается переход от слого-аналитической ступени к ступени становления синтетических приемов чтения. Во втором классе, т.е. на второй ступени чтения возникает пауза, которая охватывает собой второй и третий классы. Четвертый класс является переломным; здесь происходит граница между ступенью становления синтетических приемов чтения и синтетической ступенью. На этой ступени заметно некоторое улучшение показателей правильности чтения [47].
Выполнение всех правил и устранение ошибок необходимо для правильного чтения.
Чтение, как познавательная деятельность заключается в приеме и обработке текстовой информации, представляет для младших школьников сложный и длительный процесс, требующий от них волевых усилий, более глубокого объема и устойчивого внимания.
В навык чтения входят четыре компонента, такие как: правильность,беглость,осознанностьи выразительность.
Ведущее место среди этих компонентов осознанность. Она трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, реализующих этот замысел; осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Осознанностьзависит от необходимого жизненного опыта,
Но нет единой точки зрения в психологической и методической литературе по поводу того, что такое навык чтения, и как он соотносится с техникой чтения и пониманием прочитанного.
Л. М. Шварц и Т. Г. Егоров больше всего обращают внимание на взаимосвязь зрительного восприятия речедвигательных процессов и понимания прочитанного. Они отмечают, что на первой ступени понимание отделено от процесса восприятия: ученик вначале читает слово целиком и только потом осознает его. Однако уже на этой ступени овладения чтением решающая роль принадлежит пониманию, поэтому обучающийся перечитывает слово, чтобы его понять, исправляет ошибки, если допускает их [38].
Овладение пониманием прочитанного рассматривается в динамике, начиная от понимания способов чтения до осмысления идейно-образной стороны произведения. Высшая ступень осмысления характеризуется наличием у младших школьников умения самостоятельно производить работу с читаемым текстом. Д. Б. Эльконин, рассматривая обучение чтению в динамике, выделяет, что каждый этап обучения: первоначальное обучение чтению и процесс его дальнейшего развития имеет свою определенную цель [39].
Чтение и понимание становятся едиными только на основе сформированного навыка чтения. Чтение «про себя» является более высокой ступенью овладения чтением, и оно не может быть введено, если до конца не сформировано чтение вслух и целыми словами.
Проблема осознанного чтения, выдвинутая К. Д. Ушинским, породила в свое время много вопросов: как добиться понимания художественного произведения, не разрушая его эмоциональной основы, как установить наиболее правильное
соотношение между логическим и «эстетическим» анализом и другие, которые впервые попытался разрешить Ушинский, создавая учебники. При создании учебников он придерживался принципа – все, что прочитано, должно быть понятным [60].
Понимание предложения в контексте, отмечает Н. Г. Морозова, нельзя сводить к пониманию отдельных составляющих его слов. Понимание предложений предполагает наличие развитого умения находить правильные логические соотношения между отдельными словами, выделять в предложении каждое слово, несущее основной смысл [35].
Предложения в контексте находятся между собой в определенной зависимости, поэтому важной частью выступает определение взаимоотношений между предложениями, описывающими какой-либо факт или событие, а не только верное понимание мысли текста. Этой же проблемой занимались и О. И. Никифорова в работе «Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания», большое значение она отводит представлениям в восприятии слова и фразы, особенно в художественном произведении [43, с.62].
Исследователи неоднократно занимались выяснением степени понимания причинно-следственных событий, разных жанров произведений, уровнем понимания художественного образа (в младших классах особенно поступков действующих лиц и их мотивов). Младшие школьники проходят все основные ступени осознания прочитанного, т.е. понимание фактической стороны, подтекста и смысла – считает Н. Г. Морозова. Причем одни учащиеся уже в 1 классе стоят на ступени понимания смысла, другие остаются на уровне фактического понимания предметной стороны. Как полагают
исследователи, при слаборазвитом навыке чтения младшие школьники, как правило, остаются на первой ступени осмысления при самостоятельном чтении незнакомого текста [35].
Таким образом, осмысление произведения характеризуется как сложный процесс, в котором различные ступени анализа и синтеза являются основой восприятия прочитанного текста, которая обеспечивает понимание эмоционально-образной и идейной сторон произведения.
Беглость повышается за счет совершенствования правильности чтения, что придает читаемому тексту больше осознанности. Определим, что значит читать правильно. В первую очередь, правильно читать, значит читать безошибочно, плавно воспроизводить звуковую сторону текста. Правильность чтения требует отчетливого произношения слов или их форм без искажений, без пропусков, вставок или замены звуков или слогов, правильной постановки ударений в словах, соблюдения основных требований орфоэпии. В случае если данные требования нарушаются или ошибки при чтении вызываются неточным восприятием слова, читающий вынужден пользоваться догадками или домысливанием части слова [14].
Сокращение слогов или букв, или малознакомое заменяется знакомым при отсутствии навыков правильного чтения. Бывает, что ошибки, подразумевающие замену одной буквы другой происходят нередко вследствие дефектов речи обучающегося, реже – под влиянием диалектной речи. За ошибку следует считать повторение слогов в словах, а также повторение слов в предложении.
Основная причина ошибок при
чтении – определение слова по некоторым опознавательным признакам, что часто бывает ошибочным. Чтение происходит по общему виду [49].
Лишь со временем формируется такой навык чтения, при котором можно с точностью узнать слово по общему виду, по отдельным признакам; при этом обучающийся не останавливается на каждом слоге слова.
Правильность чтения в значительной степени зависит от длины слов, от степени знакомства со словом, от степени понимания лексического значения, от слогового и морфемного состава слова. Например, в исследованиях Т. Г. Егорова установлено, что чтение слов с сочетанием согласных в начале слова является более простым процессом, чем чтение слов с сочетанием согласных в середине или в конце слова. Имеет также значение положения в слове ударения: из трехсложных, например, труднее для чтения слова с ударением на последнем или на первом слоге [12].
Существует также термин «плавное чтение», которое входит в определение правильности чтения. Плавным чтением называется чтение слов с грамматическим ударением, возможным только при слиянии слогов в слове; предлоги читаются слитно с предыдущим словом; при чтении каждого предложения также соблюдаются элементарные требования правильности и плавности. Предложение читается с правильной интонацией, которая определяется содержанием и конечным знаком препинания. При чтении соблюдаются знаки препинания внутри предложения и логическое ударение. Не допускаются паузы, не оправданные пунктуацией или требованием выразительного чтения [28].
Некоторые ошибки проявляются из-за непонимания или искаженного
понимания прочитанного; другие – из-за непонимания смысла отдельных слов или фраз; третьи – из-за нетвердого усвоения графического образа букв; четвертые – в результате рассогласования процессов зрительного опознания букв с артикуляционными актами и пониманием [14].
Число ошибок постепенно снижается в результате перехода из класса в класс, но происходит это неравномерно. По наблюдениям Егорова, наиболее резкое снижение количества ошибок наблюдается от первого класса ко второму, т.е. тогда, когда совершается переход от слого-аналитической ступени к ступени становления синтетических приемов чтения. Во втором классе, т.е. на второй ступени чтения возникает пауза, которая охватывает собой второй и третий классы. Четвертый класс является переломным; здесь происходит граница между ступенью становления синтетических приемов чтения и синтетической ступенью. На этой ступени заметно некоторое улучшение показателей правильности чтения [47].
Выполнение всех правил и устранение ошибок необходимо для правильного чтения.
Чтение, как познавательная деятельность заключается в приеме и обработке текстовой информации, представляет для младших школьников сложный и длительный процесс, требующий от них волевых усилий, более глубокого объема и устойчивого внимания.
В навык чтения входят четыре компонента, такие как: правильность,беглость,осознанностьи выразительность.
Ведущее место среди этих компонентов осознанность. Она трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, реализующих этот замысел; осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Осознанностьзависит от необходимого жизненного опыта,