Файл: Учебнометодическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 972

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Для контроля усвоения темы решите следующие ситуационные задачи:

    1. Человек в сутки употребляет с пищей такое количество питательных веществ, в котором содержится 3000 ккал. Сколько калорий получает организм?

Примечание: для ответа на этот вопрос следует вспомнить понятие «усвояемости пищи».

    1. Почему физиологический тепловой коэффициент белка меньше физического?

    2. В каком случае у человека дыхательный коэффициент может быть больше 1? Почему?

    3. Может дыхательный коэффициент быть меньше 0,7? В каком случае?

    4. У каких животных дыхательный коэффициент относительно выше - у хищников или травоядных?

    5. Какие этапные изменения претерпевает дыхательный коэффициент при полном голодании?

    6. Как изменяется дыхательный коэффициент при избыточном потреблении углеводов?

    7. С мочой выделилось за сутки 12 г азота. Сколько белка распалось в организме?

    8. У беременной женщины за сутки с мочой выделилось 8,7 г азота, потеря его с калом составила 6,2 г. В организм с пищей за сутки поступило 110 г белка. Оцените азотистый баланс.




    1. Как отразится на величине основного обмена прием человеком пищи, богатой белками накануне обследования?

    2. Одинаков ли уровень обмена у 2-х взрослых людей одного роста, веса, пола и возраста, если один из них перед обследованием получил 200 г мяса, а другой - 200 г картофеля?

    3. У одного из обследуемых после приема пищи обмен энергии увеличился на 0,5%, у другого - на 10%. В каком случае исследование проведено у взрослого, в ка­ком - у ребенка?

    4. Как повлияет на энергетический обмен введение адреналина?

    5. В чем состоит основная причина мышечной слабости при тиреотоксикозе?

    6. Изменится ли основной обмен и в какую сторону, если определять его:

а) при температуре окружающей среды, которая вызывает ощущение холода;

б) в душном помещении при высокой концентрации С02 в воздухе?

    1. Как изменится уровень энергетического обмена у спящего человека по сравне­нию с уровнем его основного обмена?

    2. Какие механизмы обеспечивают поддержание постоянной концентрации глюкозы в крови при её внутривенном введении?

    3. За счёт каких веществ, в первую очередь, человек теряет в весе при полном го­лодании?

    4. Человек за сутки употребил в пищу 100 г белка, 40 г углеводов, 70 г жира. Можно ли рекомендовать такую диету мужчине 170 см, 75 кг, 30 лет?

    5. Как рационально распределить 2800 ккал при 4-х разовом питании студента?




Возрастные особенности системы пищеварении
Изменения системы пищеварения при старении

(профильный материал для студентов лечебного факультета)
1. Изменение аппетита и насыщения при старении.

  • Происходит повышение порогов, т. е. снижение, вкусовой чув­ствительности к кислому, горькому, соленому и особенно к сладкому (избыточное потребление сладкого).

  • Имеется тенденция к избыточному питанию, ожирению (уменьшение энергетических затрат на фоне нормальной или повышенной возбудимости пищевого центра).

2. Изменение секреторной и моторной функций пищеварительной системы при старении организма.

  • Секреторная функция:

в полости рта: уменьшение количества секреторных клеток в слюн­ных железах, снижение объема секреции слюны (сухость во рту); снижение активности амилазы слюны, что уменьшает пе­реваривание углеводов в желудке.

в желудке: уменьшение количества желез, их париетальных и глав­ных клеток; снижение образования количества секрета и выделения свободной НС1 на 40 — 50 %, продукции пепсина и его протеолитической активности.

в поджелудочной железе: снижение массы железы на 50 %; сокращение числа ацинусов и островков (в том числе β-клеток); снижение внешнесекреторной функции железы: снижение объема секреции и активности панкреати­ческих ферментов (липазы, трипсина, ами­лазы на 50 — 80 %); нарушение гуморального механизма регуляции деятельно­сти железы (снижение концентрации секретина и ХЦК-ПЗ).

в тонкой кишке: уменьшение количества функционирующих желез, заме­на секреторных клеток соединительнотканными; уменьшение числа ворсинок на слизистой оболочке; снижение функции секретирующих клеток (например, снижение выработки ХЦК-ПЗ);

в толстой кишке: изменение кишечной микрофлоры — уменьшение количества молочнокислых микробов, сниже­ние ферментативной активности кишечной палочки, разви­тие гнилостной микрофлоры.

  • Моторная функция:

ротовая полость: снижение эффективности жевания в свя­зи с уменьшением количества зубов;

пищевод: удлинение и искривление пищевода, атрофия его глад­кой и поперечно-полосатой мускулатуры; снижение тонуса пищевода и величины внутрипищеводного давления, ослабление силы и скорости перисталь­тических движений, замедление прохождения пищи;


желудок: жировое перерождение мышечных волокон, уве­личение количества соединительной ткани; ослабление дви­гательной активности желудка во время пищеварения.

тонкий и толстый кишечник: увеличе­ние общей длины кишечника из-за атрофии мышечного слоя, снижение мышечного тонуса кишечной стенки, замедление перисталь­тики и продвижения химуса, склонность к запорам.

3. Функции печени при старении.

  • Снижение регенерационной способности органа и его массы.

  • Уменьшение функциональной активности клеток печени: белковосинтетической функции (преимущественно синте­за альбуминов и протеолитических ферментов); гликогенсинтезирующей и гликогендепонирующей функ­ции; синтеза фосфолипидов; выделительной функции печени; фагоцитирующей способности макрофагов печени

  • Увеличение синтеза холестерина;

  • Желчный пузырь: снижение эвакуаторно-моторной функции; увеличение объема остаточной желчи, что способствует об­разованию желчных камней и желчнокаменной болезни.

4. Энергетические затраты организма в старческом возрасте.

Уменьшение интенсивности основного обмена после 40 лет в связи со снижением функции щитовидной, поджелудочной, половых желез; уменьшение рабочей прибавки в связи со снижением двига­тельной активности, атрофией мышц; сохранение возбудимости пищевого центра при снижении энергетических затрат (тенденция к дисбалансу между прихо­дом и использованием питательных веществ).
Состояние системы пищеварения у детей раннего возраста

(профильный материал для студентов педиатрического факультета)
1. Питание в антенатальном периоде.

Гистотрофное питание: за счет запасов цитоплазмы яйце­клетки, слизистой оболочки матки, желточного мешка (до 2 — 3-го месяца беременности).

Гемотрофное или трансплацентарное питание: питательные вещества поступают из крови матери через плаценту. Расщеп­ления питательных веществ не требуется, возможен их гидро­лиз ферментами плаценты (с 2 —3-го месяца беременности и до рождения).

Амниотрофное питание (с 4 —5-го месяца беременности и до рождения):

• амниотическая жидкость поступает в пищеварительный тракт плода за счет дыхательных, сосательных и глотатель­ных движений. Пищеварение сначала происходит аутолити-чески, позже появляется собственный тип пищеварения (по­лостное, пристеночное, внутриклеточное);


• происходит подготовка пищеварительного аппарата к постнатальному лактотрофному питанию: формируются эндо­кринные клетки, закладываются периферические и централь­ные механизмы нейрогуморальной регуляции пищеваритель­ных функций.

2. Типы питания в постнаталъном периоде.

Лактотрофное питание (молоко матери, донора):

• питательные вещества молока и молозива матери гидролизуются преимущественно по типу аутолитического пищева­рения;

• внутриклеточное и мембранное пищеварение сформиро­вано в большей мере, чем полостное.

Искусственное питание (смеси, коровье молоко):

• резко усиливает секреторную деятельность пищеварительных желез, раньше включается собственный тип пищеварения;

• не обеспечивает иммунную защиту (не содержит нативных IgA).

Смешанное питание (лактотрофное + другие питательные вещества), введение прикорма (рекомендуется с 4-го меся­ца).

Дефинитивное питание (замещает лактотрофное и смешан­ное питание в 1 год) — характерен собственный тип пищева­рения.

3. Пищеварение в полости рта.

Сосание — безусловный рефлекс, обеспечивающий в груд­ном возрасте поступление в организм питательных веществ. Формируется у плода с 4-го месяца внутриутробного развития.

Глотание - в онтогенезе глотательный рефлекс формируется раньше, чем сосатель­ный;

у грудного ребенка, в отличие от взрослых, сосание, глота­ние и дыхание могут происходить одновременно; пища не попадает в гортань из-за более высокого, чем у взрослых, расположения ее входа.

Жевание - становится эффективным к 1,5 — 2,0 годам; молочные зубы прорезываются с 6-го до 30-го месяца; они заменяются постоянными с 5 — 6 до 12—18 лет; «зубы муд­рости» появляются в 18 — 25 лет.

Особенности слюноотделения:

• у новорожденных слюнные железы выделяют мало слюны; она необходима для герметизации губ с грудью матери при лактотрофном питании;

• с 4 — 6-го месяца слюноотделение усиливается из-за введе­ния прикорма; неумение глотать слюну приводит к слюноте­чению, которое прекращается в 1,0—1,5 года;

• ведущее значение в регуляции слюноотделения имеет без­условный рефлекс с рецепторов корня языка и слизистой; на его основе формируются натуральные условные слюноот­делительные рефлексы;

• особенности качественного состава слюны: рН слюны 6,0 — 7,8; низкая активность амилазы, кото­рая достигает уровня взрослого со 2-го года; высокая липолитическая активность (реализуется в желудке); активность лизоцима меньше, чем у взрослого.