Файл: Учебнометодическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 972
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Под воздействием липазы желудочного сока
адреналин*; 2. глюкокортикоиды*; 3. инсулин;
1.недостаточности щитовидной железы*
2.недостаточности половых желез*
1. дыхание*; 2. кровообращение*; 3. мышечную нагрузку ;
1. соматотропин*; 2. инсулин*; 3. глюкагон; 4. адреналин
1. Сохранение азотистого равновесия*
1. соматотропный гормон*; 2. адреналин*;
3. норадреналин*; 4. глюкортикоиды
1. гипогликемия*; 2. гипергликемия; 3. уровень глюкозы в норме
1. печень*; 2. скелетные мышцы*; 3. почки; 4. селезенка; 5. кожа
Для контроля усвоения темы решите следующие ситуационные задачи:
-
Человек в сутки употребляет с пищей такое количество питательных веществ, в котором содержится 3000 ккал. Сколько калорий получает организм?
Примечание: для ответа на этот вопрос следует вспомнить понятие «усвояемости пищи».
-
Почему физиологический тепловой коэффициент белка меньше физического? -
В каком случае у человека дыхательный коэффициент может быть больше 1? Почему? -
Может дыхательный коэффициент быть меньше 0,7? В каком случае? -
У каких животных дыхательный коэффициент относительно выше - у хищников или травоядных? -
Какие этапные изменения претерпевает дыхательный коэффициент при полном голодании? -
Как изменяется дыхательный коэффициент при избыточном потреблении углеводов? -
С мочой выделилось за сутки 12 г азота. Сколько белка распалось в организме? -
У беременной женщины за сутки с мочой выделилось 8,7 г азота, потеря его с калом составила 6,2 г. В организм с пищей за сутки поступило 110 г белка. Оцените азотистый баланс.
-
Как отразится на величине основного обмена прием человеком пищи, богатой белками накануне обследования? -
Одинаков ли уровень обмена у 2-х взрослых людей одного роста, веса, пола и возраста, если один из них перед обследованием получил 200 г мяса, а другой - 200 г картофеля? -
У одного из обследуемых после приема пищи обмен энергии увеличился на 0,5%, у другого - на 10%. В каком случае исследование проведено у взрослого, в каком - у ребенка? -
Как повлияет на энергетический обмен введение адреналина? -
В чем состоит основная причина мышечной слабости при тиреотоксикозе? -
Изменится ли основной обмен и в какую сторону, если определять его:
а) при температуре окружающей среды, которая вызывает ощущение холода;
б) в душном помещении при высокой концентрации С02 в воздухе?
-
Как изменится уровень энергетического обмена у спящего человека по сравнению с уровнем его основного обмена? -
Какие механизмы обеспечивают поддержание постоянной концентрации глюкозы в крови при её внутривенном введении? -
За счёт каких веществ, в первую очередь, человек теряет в весе при полном голодании? -
Человек за сутки употребил в пищу 100 г белка, 40 г углеводов, 70 г жира. Можно ли рекомендовать такую диету мужчине 170 см, 75 кг, 30 лет? -
Как рационально распределить 2800 ккал при 4-х разовом питании студента?
Возрастные особенности системы пищеварении
Изменения системы пищеварения при старении
(профильный материал для студентов лечебного факультета)
1. Изменение аппетита и насыщения при старении.
-
Происходит повышение порогов, т. е. снижение, вкусовой чувствительности к кислому, горькому, соленому и особенно к сладкому (избыточное потребление сладкого). -
Имеется тенденция к избыточному питанию, ожирению (уменьшение энергетических затрат на фоне нормальной или повышенной возбудимости пищевого центра).
2. Изменение секреторной и моторной функций пищеварительной системы при старении организма.
-
Секреторная функция:
в полости рта: уменьшение количества секреторных клеток в слюнных железах, снижение объема секреции слюны (сухость во рту); снижение активности амилазы слюны, что уменьшает переваривание углеводов в желудке.
в желудке: уменьшение количества желез, их париетальных и главных клеток; снижение образования количества секрета и выделения свободной НС1 на 40 — 50 %, продукции пепсина и его протеолитической активности.
в поджелудочной железе: снижение массы железы на 50 %; сокращение числа ацинусов и островков (в том числе β-клеток); снижение внешнесекреторной функции железы: снижение объема секреции и активности панкреатических ферментов (липазы, трипсина, амилазы на 50 — 80 %); нарушение гуморального механизма регуляции деятельности железы (снижение концентрации секретина и ХЦК-ПЗ).
в тонкой кишке: уменьшение количества функционирующих желез, замена секреторных клеток соединительнотканными; уменьшение числа ворсинок на слизистой оболочке; снижение функции секретирующих клеток (например, снижение выработки ХЦК-ПЗ);
в толстой кишке: изменение кишечной микрофлоры — уменьшение количества молочнокислых микробов, снижение ферментативной активности кишечной палочки, развитие гнилостной микрофлоры.
-
Моторная функция:
ротовая полость: снижение эффективности жевания в связи с уменьшением количества зубов;
пищевод: удлинение и искривление пищевода, атрофия его гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры; снижение тонуса пищевода и величины внутрипищеводного давления, ослабление силы и скорости перистальтических движений, замедление прохождения пищи;
желудок: жировое перерождение мышечных волокон, увеличение количества соединительной ткани; ослабление двигательной активности желудка во время пищеварения.
тонкий и толстый кишечник: увеличение общей длины кишечника из-за атрофии мышечного слоя, снижение мышечного тонуса кишечной стенки, замедление перистальтики и продвижения химуса, склонность к запорам.
3. Функции печени при старении.
-
Снижение регенерационной способности органа и его массы. -
Уменьшение функциональной активности клеток печени: белковосинтетической функции (преимущественно синтеза альбуминов и протеолитических ферментов); гликогенсинтезирующей и гликогендепонирующей функции; синтеза фосфолипидов; выделительной функции печени; фагоцитирующей способности макрофагов печени -
Увеличение синтеза холестерина; -
Желчный пузырь: снижение эвакуаторно-моторной функции; увеличение объема остаточной желчи, что способствует образованию желчных камней и желчнокаменной болезни.
4. Энергетические затраты организма в старческом возрасте.
Уменьшение интенсивности основного обмена после 40 лет в связи со снижением функции щитовидной, поджелудочной, половых желез; уменьшение рабочей прибавки в связи со снижением двигательной активности, атрофией мышц; сохранение возбудимости пищевого центра при снижении энергетических затрат (тенденция к дисбалансу между приходом и использованием питательных веществ).
Состояние системы пищеварения у детей раннего возраста
(профильный материал для студентов педиатрического факультета)
1. Питание в антенатальном периоде.
Гистотрофное питание: за счет запасов цитоплазмы яйцеклетки, слизистой оболочки матки, желточного мешка (до 2 — 3-го месяца беременности).
Гемотрофное или трансплацентарное питание: питательные вещества поступают из крови матери через плаценту. Расщепления питательных веществ не требуется, возможен их гидролиз ферментами плаценты (с 2 —3-го месяца беременности и до рождения).
Амниотрофное питание (с 4 —5-го месяца беременности и до рождения):
• амниотическая жидкость поступает в пищеварительный тракт плода за счет дыхательных, сосательных и глотательных движений. Пищеварение сначала происходит аутолити-чески, позже появляется собственный тип пищеварения (полостное, пристеночное, внутриклеточное);
• происходит подготовка пищеварительного аппарата к постнатальному лактотрофному питанию: формируются эндокринные клетки, закладываются периферические и центральные механизмы нейрогуморальной регуляции пищеварительных функций.
2. Типы питания в постнаталъном периоде.
Лактотрофное питание (молоко матери, донора):
• питательные вещества молока и молозива матери гидролизуются преимущественно по типу аутолитического пищеварения;
• внутриклеточное и мембранное пищеварение сформировано в большей мере, чем полостное.
Искусственное питание (смеси, коровье молоко):
• резко усиливает секреторную деятельность пищеварительных желез, раньше включается собственный тип пищеварения;
• не обеспечивает иммунную защиту (не содержит нативных IgA).
Смешанное питание (лактотрофное + другие питательные вещества), введение прикорма (рекомендуется с 4-го месяца).
Дефинитивное питание (замещает лактотрофное и смешанное питание в 1 год) — характерен собственный тип пищеварения.
3. Пищеварение в полости рта.
Сосание — безусловный рефлекс, обеспечивающий в грудном возрасте поступление в организм питательных веществ. Формируется у плода с 4-го месяца внутриутробного развития.
Глотание - в онтогенезе глотательный рефлекс формируется раньше, чем сосательный;
у грудного ребенка, в отличие от взрослых, сосание, глотание и дыхание могут происходить одновременно; пища не попадает в гортань из-за более высокого, чем у взрослых, расположения ее входа.
Жевание - становится эффективным к 1,5 — 2,0 годам; молочные зубы прорезываются с 6-го до 30-го месяца; они заменяются постоянными с 5 — 6 до 12—18 лет; «зубы мудрости» появляются в 18 — 25 лет.
Особенности слюноотделения:
• у новорожденных слюнные железы выделяют мало слюны; она необходима для герметизации губ с грудью матери при лактотрофном питании;
• с 4 — 6-го месяца слюноотделение усиливается из-за введения прикорма; неумение глотать слюну приводит к слюнотечению, которое прекращается в 1,0—1,5 года;
• ведущее значение в регуляции слюноотделения имеет безусловный рефлекс с рецепторов корня языка и слизистой; на его основе формируются натуральные условные слюноотделительные рефлексы;
• особенности качественного состава слюны: рН слюны 6,0 — 7,8; низкая активность амилазы, которая достигает уровня взрослого со 2-го года; высокая липолитическая активность (реализуется в желудке); активность лизоцима меньше, чем у взрослого.