Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1005
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ТЕМА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Вопросыдлярассмотрения
-
Специфика муниципального управления. -
Муниципальное управление как форма организации муниципальной деятельности. -
Стратегический подход к муниципальному управлению в муниципальном образовании. -
Характеристика основных элементов управленческого цикла на муниципальном уровне.
Вместо введения
Осущностипонятия«организацияуправления»
Понятие «организация управления» имеет различные толкования в зависимости от того, какой смысл вкладывается в понятие «организация». В свою категория
«управление», так же как и «организация», может использоваться в различном смысле: 1) управление как процесс или как система; 2) управление как характеристика чего-либо (управляемый процесс, управленческая деятельность и т.п.
Наибольшее распространение получила первая группа понятий. Перечисленные выше словосочетания в первой группе понятий объединяет слово «организация». Отличие их друг от друга состоит лишь в предмете процесса организации, который во всех указанных примерах разный. В связи с этим термин «организация управления» дает понимание того, что в этом случае предметом организации является как процесс управления, так и система управления.
Процесс управления в организационных системах может существовать только в форме, т.е. в составе систем управления организаций, ведомств и других структурных подразделений экономики страны. В этой связи определение термина «организация управления» не может быть раскрыто в отрыве от создания новой или совершенствования действующей системы управления какой-либо организации.
Организация управления — это создание новой, либо преобразование или рационализация действующей системы управления, обеспечивающие эффективный режим ее функционирования на основе структуризации и регламентации поведения ее элементов, а также обобщение прогрессивного опыта и описание устройства системы управления в любой сфере деятельности.
Исходя из этого определения, следует, что организация управления может быть практически осуществлена различными путями: организационное проектирование системы вновь, реорганизация или рационализация действующей системы либо обобще- ние опыта и описание устройства эффективно работающей системы управления.
В предлагаемой лекции основное внимание будет уделено рассмотрению одного из центральных вопросов учебного курса – анализу процесса муниципального управления, как на уровне муниципального образования, так и на уровне конкретных муниципальных управленческих организаций, и прежде всего администрации муниципального образования.
Специфика муниципального управления
-
Муниципальноеуправлениекаквидуправленческойдеятельностиисистема
Управленческая деятельность – это такой тип профессиональной деятельности, специфика которой определяется ее наиболее общей задачей – организацией
деятельности других людей в направлении достижения общих целей, с опорой на принципы иерархии.1
Муниципальное управление в условиях становления местного самоуправления в трансформационном российском обществе связывается с управлением воспроизводством и развитием местных сообществ, а также социально-экономическим развитием городского или сельского поселения как территорий их проживания.
Муниципальное управление как вида управленческой деятельности характеризуется следующими чертами.
Во-первых, наличием собственной концепции, которая муниципального управления опирается на местном самоуправлении как институте народовластия и институте гражданского общества.
Во-вторых, в системе муниципального управления в качестве объектов управления рассматриваются:
-
местные сообщества; -
муниципальное образование как социально-экономическая система; -
муниципальная организация местного самоуправления; -
происходящие на территории муниципального образования социально- экономические и социально-политические и идеологические процессы.
В-третьих, в качестве субъектов управления в системе муниципального управления рассматриваются муниципальные управленческие организации, выборные
должностные лица местного самоуправления (к примеру, глава муниципального образования).
Элементами системымуниципальногоуправленияявляются ее теоретическая основа в виде концепции муниципального управления, объекты (местные сообщества и муниципальные образования, муниципальная организация местного самоуправления), субъекты (муниципальные управленческие организации, выборные должностные лица местного самоуправления).
На базе теоретической основы муниципального управления разрабатывается концепция муниципального управления. В ней определяются его сущность и содержание, определяются принципы и подходы. В концепции в качестве основных направлений муниципального управления выделяются:
-
управление муниципальной организацией местного самоуправления, -
управление местными сообществами;
-
управление муниципальным образованием как социально-экономической системой, включающим в себя управление муниципальным хозяйством; -
управление отдельными сферами жизнедеятельности местных сообществ, отраслями муниципального хозяйства; -
управление на территориях, которые имеют свои специфические особенности; -
управление муниципальными организациями, включая органы местного самоуправления.
-
Особенностимуниципальногоуправлениякаксоставнойчастисоциальногоуправления
По мнению некоторых представителей экономико-хозяйственного подхода, муниципальный менеджмент ориентирует муниципальную деятельность на удовлетворение потребностей населения в различных
услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. Отсюда следует вывод об идентичности понятий муниципального менеджмента и
1 Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: учебник // А.А. Одинцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – С.408.
менеджмента социального.2 На мой взгляд, вряд ли следует муниципальное управление сводить к муниципальному менеджменту, а муниципальный менеджмент - к социальному менеджменту. Муниципальное управление как составная часть социального управления имеет свои специфические особенности.
Формируемые местным сообществом или группой местных сообществ органы местного самоуправления преследует, прежде всего, социальные цели некоммерческого характера. Поэтому в качестве критерия эффективности и результативности их деятельности выступают не только результаты в хозяйственно-экономической сфере, но и в других основных сферах: социально-культурной, политической и идеологической.
Ещеоднаособенностьвидится в том, что муниципальное управление самым тесным образом связана с самоуправлением, т.е. с самоорганизацией местных сообществ, отдельных граждан. Отсюда вытекает специфическая роль местных сообществ как субъекта местного самоуправления. Местное сообщество в муниципальном управлении выступает одновременно в двух ролях – как цель и объект управления.
В то же время в качестве субъекта муниципального управления выступают не сами местные сообщества, а создаваемые органы местного самоуправления, с помощью которых местные сообщества добиваются решения вопросов своей жизнедеятельности.
Особенностьмуниципальногоуправлениязаключается в максимальном и эффективном использовании социального потенциала местных сообществ, которые базируется на человеческом ресурсе как главном ресурсе муниципальных образований. Составными его элементами являются интересы и потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства как местных сообществ в целом, так и ее отдельных индивидов, а также и создаваемых ими организаций.
Четвертая особенность состоит в том, что муниципальное управление основано на менталитете, традициях и обычаях, духовных и нравственных ценностях местных сообществ. Вместе с тем вряд ли правомерно сравнивать местные сообщества с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Именно такой подход декларируется коллективом авторов учебника «Система муниципального управления».3
Некоторые исследователи отмечают двойственную природу понятия
«муниципальное управление».4 Двойственность природы содержания муниципальной управленческой деятельности заключается в том, что, с одной стороны, муниципальная деятельность включает в себя вопросы общего взаимодействия органов