Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1020

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.163.

конструктивного взаимодействия всех сторон социального партнерства. Как правило, такой целью совместной деятельности провозглашается повышение уровня и качества жизни местного населения. Она одновременно может рассматриваться и как целевая установка стратегического развития муниципального образования.

В связи с отсутствием эффективно работающих механизмов включения населения в процессы самоорганизации, проблемами участия граждан на уровне МСУ необходима разработка поэтапных моделей социального взаимодействия органов МСУ с населением МО. Целью подготовительных этапов является повышение уровня доверия населения к органам МСУ. Переходными (подготовительными) моделями для построения партнерских отношений на уровне МСУ являются: асимметричная двусторонняя модель (модель информирования) и диалоговая модель социального взаимодействия.175 В реализации стратегической цели социального партнерства в муниципальном образовании можно выделить следующие основные направления по повышению эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и местного сообщества, которое может быть представлено как в целом, так и в лице общественных объединений и организаций, групп по интересам.

Первое направление посвящено вопросам обследования территории, на которой проживают либо одно местное сообщество, либо несколько местных сообществ. Целью обследования является диагностика тенденций и анализ сложившегося на ней положения во всех сферах жизнедеятельности местного населения. На данном этапе
осуществляется учет общественных объединений и организаций граждан, групп интересов, изучаются их позиции по основным вопросам участия граждан в местном самоуправлении, проблемам социально-экономического развития территории и обобщаются их предложения и идеи.

Второе направление предусматривает организацию коммуникаций администраций с местным сообществом. Его реализация обуславливает необходимость решения таких задач, как организация среды для коммуникаций, установление контактов, выявление лидеров и активистов, нахождение через публичные обсуждения и дискуссии общего вектора интересов, создание рабочей группы, включающей заинтересованные стороны, разработка и реализация образовательных программ и консультаций.

Ещеоднонаправлениесвязано с социальным проектированием. Речь идет об определении форм участия местных сообществ в процессах развития территории; создании обобщенного образа будущего и согласовании приоритетных направлений развития; проведении фестивалей, конкурсов и тендеров проектов; разработке и реализации образовательных программ; обучении экспертизе и оценке проектов.

Четвертоенаправлениепредусматривает активизацию местных сообществ в осуществлении местного самоуправления. Его содержание составляют формирование чувства принадлежности к месту, создание механизмов социального партнерства, организация системы социального проектирования, разработка и реализация общественных и муниципальных программ.

В процессе взаимодействия органов местного самоуправления и местного

населения решаются задачи превращения местных сообществ в субъекты развития




175 Дюк А.В Организация социального взаимодействия органов МСУ с населением // http://www.isras.ru/abstract_bank/1208456713.pdf. Обращение: 19.11.2015.

территории, делегирование органами муниципальной власти некоторых полномочий и функций субъектам социального партнерства, привлечения общественности к обследованию, диагностике, анализу и прогнозированию ситуации в местных сообществах.

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе


Вопросыдлярассмотрения

  1. Сущность и содержание государственной политики в области местного самоуправления.

  2. Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти.



  1. Сущность и содержание государственной политики в области местного самоуправления



На протяжении всей истории становления и развития государства и местного самоуправления между двумя этими социальными явлениями прослеживается тесная органическая взаимосвязь и взаимозависимость. Выбор местными сообществами модели организации местного самоуправления во многом зависит от государства как политической организации публичной власти в стране. Местное самоуправление в своем развитии всегда подчиняется тем нормам, которые устанавливаются государством в своем законодательстве. Вместе с тем местное самоуправление может оказывать существенное влияние на развитие социально-экономического, культурного и духовного потенциала общества, если государство гарантирует самостоятельность данному институту и обеспечивает местным сообществам право на осуществление местного самоуправления.

«Государство насколько необходимо, местное самоуправление насколько возможно».176 Как мне представляется, в этом крылатом выражении М.С. Горбачева очень точно отражена сущность взаимоотношений и взаимодействия государства и местного самоуправления в современном
российском обществе.

    1. Государство и местное самоуправление: общее и особенное



Понятие«государство»как общенаучная категория отражает форму и определенный способ политической организации публичной власти, т.е. совокупность официальных органов, действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества с местными агентами (представителями) этих органов. При этом данная организация распространяется на все общество и выступает его официальным представителем, а в необходимых случаях опирается на средства и меры принуждения.

К числу основных признаков государства относят:

  • наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функции государственной власти и обладающей монополией узаконенного применения насилия;





176 Версты. 2000. 1 апреля.

  • право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

  • определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция государства, или населенную территорию, на которую распространяются юридические нормы

Понятие«местноесамоуправление»в отличие от категории «государство» в общественных науках не имеет точного определения. Не останавливаясь на анализе сущности и содержания искомой дефиниции, сосредоточим внимание на анализе двух концепций о природе местного самоуправления. Каждая из них в отдельности или симбиоз этих концепций может рассматриваться в качестве теоретической основы доктрины государственной политики в