Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1017

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования; а с другой, - она связана с регулированием хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.5

Управленческую деятельность муниципалитета некоторые исследователи разделяют на два вида: хозяйственно-экономическую и социально-политическую.6 Основный вид




2 Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.131.

3 Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.131,132,133.

4 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – С.29.

5 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – С.9-10.

6 Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. – С.107.

хозяйственной деятельности органов местного самоуправления это подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.

Хозяйственноемуниципальноеуправлениепредставляется как деятельность органов местного самоуправления, направленная на реализацию общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства».7

Если же вести речь о содержании управленческой деятельности муниципальным
хозяйством, то предлагается выделить два основных направления: властное и экономическое. Это обуславливается тем, что методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми они вынуждены контактировать.8

Нетрудно заметить, что в данном случае муниципальное управление рассматривается с позиции хозяйственно-экономического подхода, согласно которому муниципальная профессиональная деятельность связывается с управлением местным (муниципальным) хозяйством или управлением муниципальной социально- экономической системой. При этом социальная направленность муниципального управления не является его сущностной характеристикой.


    1. Онекоторыхособенностяхпроцессамуниципальногоуправлениякакуправляющего воздействиясубъектовмуниципальнойдеятельностинаееобъекты


Процесс муниципального управления на муниципальном уровне предполагает управляющие воздействия субъекта управления в лице органов местного самоуправления на основные объекты управления – местные сообщества и муниципальное образование как социально-экономическую систему. При этом обратим внимание на то обстоятельство, что в этом процессе всегда имеют место две ее характерные особенности

  • неопределенностьи субъективность. Они присутствуют в муниципальной деятельности, прежде всего, при анализе и оценке изменений, происходящих в муниципальном образовании, а также при разработке и принятии органами местного самоуправления управленческих решений.


Рассматривая вопрос о возможностях воздействия субъекта муниципального управления на муниципальное образование, выделяют его устойчивые и изменяемые характеристики, которые поддаются восприятию управляющих воздействий.

К устойчивым характеристикам, слабо поддающихся по восприятию управляющих воздействий, относятся:

    • географические и природно-климатические условия;

    • социально-демографический состав населения;

    • объем предметов ведения и полномочий;

    • отношения собственности.

К характеристикам, изменяемым по восприятию управляющих воздействий, относятся:

    • профессиональные и иные качества трудовых ресурсов;

    • взаимоотношения органов местного самоуправления с бизнесом и гражданским обществом;




7 Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. М.: КНОРУС, 2007. – С.112.

8 См.:Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: учебник для вузов. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

    • организационные структуры муниципального управления;

    • мотивация работников.9

Изменение устойчивых характеристик муниципального образования приводит к изменению сущностных параметров объекта и влечет за собой качественное изменение соотношений между объектом и субъектом управления. Поэтому процесс муниципального управления осуществляется главным образом через воздействие на изменяемые характеристики муниципального образования как социально-экономической системы.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Муниципальное управление как форма организации муниципальной деятельности





    1. Общая характеристика муниципальнойдеятельностиимуниципальнойполитики


Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность населения муниципального образования (местного сообщества) и органов местного самоуправления. Эту деятельность некоторые исследователи определяют как муниципальную деятельность, под которой понимается «самостоятельная и под своюответственностьдеятельностьнаселенияиоргановместногосамоуправленияпорешениювопросовместногозначения».

Нетрудно заметить, что авторы учебника по существу процитировали определение понятия «местное самоуправление», заменив его термином «муниципальная деятельность».

Муниципальное управление в данном контексте рассматривается как организационнаяформамуниципальной деятельности. В качестве предметаэтой деятельности называется благоустройство жизни на территории муниципального образования (благоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг.10

Выделяют два основных аспекта муниципальной деятельности. Первый из них рассматривается сквозь призму соблюдения законности, а второй - это определение целесообразности муниципальной деятельности, которая осуществляется на системной основе, предполагающей постановку и реализацию определенных целей. Это сторона муниципальной деятельности связывает с политикой органов местного самоуправления по реализации поставленной перед ними цели управления. В данном случае речь идет о муниципальнойполитике
, под которой понимается система взаимосвязанных между собой целей и механизмов их достижения. Особенность муниципальной политики заключается в том, что она базируется на основе публично-властных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. Законодательство выступает в рамках ограничительного фактора муниципальной политики, так как регулирует права и ответственность муниципальной власти в ее проведении на территории муниципального образования.


    1. Целеполаганиевмуниципальнойдеятельности


При разработке целей муниципальной деятельности и формировании муниципаль- ной политики в муниципальном образовании необходимо учитывать следующие факторы:




9 Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.134.

10 Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.135.

    • приоритеты федеральной и региональной политики с учетом сложившегося положения дел;

    • цели корпоративной деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования;

    • целевые установки и ориентации различных групп населения, а также местных структур гражданского общества.

В зависимости от целей муниципального управления определяются его функции, выбираются формы, методы и средства управления. Грамотная постановка целей имеет основополагающее значение для организации муниципального управления.