Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1021

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

надзора и контроля за работой органов и должностных лиц местного самоуправления, предназначенных для обеспечения законности и конституционных принципов функционирования местного самоуправления и его органов. Административный контроль



призван обеспечивать надлежащее выполнение органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Механизмгосударственнойподдержкиместного самоуправления предусматривает:

  • создание условий для реализации конституционных прав граждан на местное самоуправление и формирования эффективной системы взаимодействия муниципальной власти с населением;

  • оказание помощи органам местного самоуправления в формировании и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований;

  • обеспечение научно-методической и информационной поддержки местного самоуправления;

  • формирование эффективной государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров.



  1. 1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   36

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти





    1. Механизмвзаимодействияоргановгосударственнойимуниципальнойвласти

С чем ассоциируется у граждан России государство? На этот вопрос довольно точно дал ответ М.Е. Салтыков-Щедрин, великий русский писатель и бывший вице-губернатор. В своих «Благонамеренных речах» писал: «Одни смешивают его с отечеством, другие – с законом, третьи – с казной, четвертые – громадное большинство – с начальством» И далее следует весьма примечательное замечание: «Одним словом, из всего видно, что выражение «государство» даже в понятиях массы культурных людей не представляет ничего не определенного, а просто принадлежит к числу слов, случайно вошедших в общий разговорный язык и силою привычки укоренившихся в нем… Ежели мы, русские, вообще имеем довольно смутные понятия об идеалах, лежащих в основе нашей жизни, то особенною безалаберностью отличается наше отношение к одному из них, и самому главному к государству».182

Приведем еще одно замечательное высказывание о государстве русского революционера и теоретика анархизма П.А. Кропоткина. В своей работе «Современная наука и анархия» он писал: «Мы видим из всего предыдущего, как ошибочно видеть в государстве что-либо другое, кроме лестничной организации чиновников, избранных или назначенных для управления различными отраслями общественной жизни … Мы видим, как ошибочно думать, что достаточно переменить их персонал, чтобы заставить машину

идти в каком угодно направлении».183 (8)

П.А.Кропоткин довольно образно охарактеризовал один из признаков государства – наличие структурированной организации чиновников, предназначение которой состоит в управлении обществом, своими гражданами.

Какие изменения произошли в обыденном сознании россиян по сравнению с представлениями граждан о государстве времен второй половины девятнадцатого столетия? Выскажем предположение, что это замечательное высказывание великого




182 Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи. Собрание сочинений. Т.5. М.: Издательство «Правда», 1988. – С.480.

183 Цитир. по кн.: Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1990. – С.79.

русского сатирика вполне можно использовать в качестве характеристики взглядов большей части наших современников на российское государство. В их представлениях государство ассоциируется прежде всего с деятельностью органов власти всех уровней и особой группы людей, которую называют начальством, чиновничеством, бюрократией и т.п.

В научных трудах понятие «бюрократия» рассматривается гораздо шире, чем отдельная социальная группа, выполняющая функции управления государством. Речь идет об определении способа и формы организации власти и управления. Это бюрократическая система создается корпорацией чиновников-управленцев для осуществления своих властных полномочий. Государство не может обойтись без бюрократии, а бюрократия без государства. Только государство обеспечивает бюрократии самое главное средство для своего существования - власть над обществом, территориальными и
местными сообществами. Бюрократия вечна до тех пор, пока существует государство.

Писатель Савва Дангулов в своем романе «Дипломаты» словами главного героя выразил одно из самых характерных свойств бюрократии ее способность к самовыживанию и адаптации к изменениям в окружающей ее внешней среде: «Да, была всесильная русская бюрократия, воплотившая в себе немецкую изощренность и азиатскую своекорыстность. Все могло пасть – трон, армия, экономическая мощь, но бюрократия …, ее как клопа не берет ни холод, ни голод».184

Нетрудно убедиться в правоте слов писателя, если вспомнить, что мы живем уже не советском государстве, а в государстве российском. Нет названия страны - СССР, нет ее государственного флага, былой экономической и политической мощи. Но бюрократия жива! Бывшая советская бюрократия в лице ее номенклатуры довольно быстро адаптировалась к новым условиям, «изменила свое лицо», возросла численно, окрепла экономически и политически, представляя собой социальную страту (социальный слой) в социальной структуре российского общества.

Она создала организацию государственной и муниципальной власти, удовлетворяющую интересы бюрократической корпорации, но далеко не соответствующую потребностям граждан и общества в целом. В структуре этой организации свое определенное место занимают органы муниципальной власти. По закону они не входят в систему органов государственной власти. Однако по неписанным законам бюрократии, в том числе и российской, любая местная власть в лице ее органов и должностных лиц является неотъемлемым элементом бюрократической организационной структуры. Взаимосвязь двух элементов и
уровней этой структуры очевидна, так как в основе ее построения и функционирования лежит основополагающий принципединствабюрократии, т.е. принцип создания и функционирования единой организации государственной власти на всех территориальных уровнях управления, включая местный. Вместе с тем подчеркнем, что в странах, где эффективно функционируют институты гражданского общества, в том числе и институт местного самоуправления, государство и созданная им бюрократическая корпорация управленцев осуществляют свою деятельность в правовом поле и под жестким контролем своих граждан и созданных ими общественных
184 Дангулов С.А. Дипломаты. Собрание сочинений. Т.1. М.: Художественная литература, 1982. – С.193.

институтов. Отношения, которые складываются между уровнями власти, также являются предметом пристального внимания гражданского общества. Гражданам далеко не безразлична эффективность взаимодействия органов власти в решении вопросов их жизнедеятельности и защиты их конституционных прав и свобод.

Практика государственного и муниципального управления в странах с развитой демократией позволяет выявить так называемые общие (публичные) принципы организацииидеятельностиоргановгосударственнойвластииоргановместногосамоуправления. К их числу относят:

  • принцип народовластия: источником государственной и местной власти является народ;

  • принцип законности означает, что, организационное устройство и функционирование всех ветвей власти осуществляется в правовом поле;

  • принцип выборности представительных (законодательных) органов, их самостоятельность и независимость друг от друга и от органов исполнительной власти;