Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1007

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Обратим внимание на довольно низкую оценку респондентами возможностей реализации конституционных прав граждан на свободу собраний, манифестаций, митингов, демонстраций (1%), свободу распространения информации (2%), право на участие в управлении обществом и государством (3%), право избирать своих представителей в органы власти (4%). Среди "аутсайдеров" и право на создание обществ, союзов, объединений, представляющих и отстаивающих права своих членов и других людей (3%).167

Полученные данные позволяют сделать предварительный вывод, согласно которому участие местных сообществ как полноправных субъектов социального партнерства в развитии местного самоуправления на территории муниципальных образований скорее носит гипотетический характер. Члены местных сообществ как граждане воспринимают в первую очередь ценность тех конституционных прав, которые гарантируют им решение их жизненно важных социальных проблем. Что же касается реализации остальных



167 Источник: http://www.fondsozidanie.ru/news/?action=show&id=273. Обращение: 19.11.2015.

конституционных прав и свобод человека и гражданина, то они не рассматриваются как обязательное условие улучшения своей жизнедеятельности. Поэтому и местное самоуправление рассматривается большинством российских граждан как составная часть властной структуры, созданной государством, а не как условие реализации местными сообществами своего права на самоуправление.


    1. О степени вовлечения населения вделах МСУ на территории муниципальногообразования


Обратимся к оценкам экспертов, характеризующим отношение граждан к участию в местном самоуправлении. В качестве экспертов
выступали представители исполнительной и законодательной власти органов местного самоуправления, а также руководители местных общественных движений и политических партий.

Одним из показателей социальной активности граждан является степень участия населения в политических процессах, в управлении и принятии решений на местном уровне. По мнению 56,7% экспертов в опросах 1995-1996 годов и 44,5% в опросах 1998- 2000 годов, степень вовлеченности населения в дела местного самоуправления оценивалась как низкая. Только 13,2 и 21,6%, соответственно, заявили о ее увеличении.

Возможности общественных организаций, политических партий на муниципальном уровне оцениваются наиболее низко. В опросе 1995-1996 гг. это признали 14,8% экспертов по каждой позиции, 15,5% также оценивают и роль профсоюзов; во втором опросе 1998-2000 гг. мнение несколько изменилось, что связано, вероятно, с наступлением электоральных событий (соответственно 28,7, 17,3 и 23,2%).

Эксперты также выразили свое отношение к формам и методам влияния граждан на органы власти. При обоих замерах каждый второй указал в качестве наиболее влиятельных:

  1. электоральное голосование;

  2. референдум;

  3. средства массовой информации;

  4. органы местного самоуправления;

  5. специальные комиссии по устранению возникающих разногласий.168

Низкой признается и степень влияния митингов и публичных дискуссий (соответственно 17,5 и 19,9%).

Мнение экспертов заметно разошлось по вопросу участия населения в делах местного самоуправления. В опросе 1995-1996 гг. почти половина, а в опросе

1998-2000 гг. - 36,0% респондентов предлагали ввестисерьезныеограничениядляучастиянаселенияв решенииместных проблем.

  1. 15,5 и 12,3%, соответственно, - сторонники обсуждения с населением лишь самых простых вопросов. Частично это мнение поддержали 30,5 и 22%. Полностью согласен с утверждением, что участие людей в принятии решений необязательно, если они принимаются коллективом доверенных и компетентных лиц, в первый раз был практически каждый четвертый, а во второй - каждый третий эксперт.




168 Цветкова Г.П. Местное самоуправление и проблемы местных сообществ // Социс.

2002. № 2. С.40.

  1. В то же время при первом опросе каждый шестой эксперт безоговорочно и треть опрошенных частично поддерживали право каждой личности или организации подавать в суд на местную власть, обжаловать неправомерность их действий. При втором эти позиции выглядели соответственно как 51% и 31%.

  2. Утверждение "решение по общественным делам должно приниматься с учетом согласия общественности" в первый раз полностью признавали 45,2% экспертов и 48,7% - "скорее согласны", во второй - соответственно 56,7 и 33,6%.

  3. Отношение местных властей к правам людей характеризует и мнение экспертов по вопросу, имеют ли жители право требовать от официальных лиц объяснение мотивировки их действий, решений. При первом замере полностью согласились с этим правом 48,6% экспертов и частично - 43,8%; при втором - 56 и 34 соответственно. Утверждение "деятель обязан поступать в соответствии с пожеланиями населения, даже если он не согласен с ними" признали в первом опросе полностью 20% опрошенных и 23% его отвергли при 52% выразивших скорее согласие, чем несогласие; во втором - соответственно 25, 22,8 и 36,9% опрошенных.

  4. Взаимодействие местных властей и населения в принципе предполагает обязанность первых открыто информировать общественность не только об успехах, но и неудачах своей деятельности. В обоих замерах с этим полностью согласились по 80% экспертов. В то же время более 60% экспертов считали, что власти не должны обнародовать некоторые факты во избежание недоразумений.169




  1. Становление механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и местных сообществ





    1. Отипах(способах)взаимоотношенийместнойвластисместнымисообществамивроссийском местном самоуправлении


Стиль управления органов местной власти в настоящее время практически повсеместно носит авторитарный характер. Авторитаризм проявляется по-разному, что позволяет на его основе определенным образом классифицировать типы (способы) взаимоотношений властей с местными сообществами.170

Первыйтипэтоподчинениеместногосообществаместнойвласти. Проявляющееся доминирование власти бывает практически безграничным. Это, конечно, не означает, что администрация не соблюдает требуемых или принятых в современном российском обществе процедур. Однако они жестко контролируются главой администрации. Более того, почти полному контролю подлежат и местные СМИ, учредителем которых является все та же администрация.

Правда, и в этих условиях продолжают действовать и возникать новые общественные (некоммерческие) организации. Они, как правило, не создаются органами местной власти и не подотчетны ей. Среди них есть организации, протестующие при




169 Цветкова Г.П. Местное самоуправление и проблемы местных сообществ // Социс.

2002. № 2. С.41.

170 Халий И.А. Местные сообщества: взаимодействия социальных акторов // http://www.isras.ru/abstract_bank/1211796489.pdf. Обращение: 19.11.2015.

необходимости на действия муниципальной власти. Есть
организации, которые стараются, так или иначе, участвовать в принятии решений. Понимая силу властной стороны, происходит постепенное объединение усилий различных общественных организаций. В отдельных случаях они могут создавать собственную газету для выражения и придания публичности альтернативного мнения, ассоциации для организации совместной деятельности.

К этому же типу можно отнести и некоторым образом отличные отношения авторитарной власти и местного сообщества. В местах, где есть устойчивые риски (например, районы со сложной экологической обстановкой), местные власти, которым невозможно справиться в одиночку со всем тем, что требуется делать для выживания местного сообщества, вынуждены идти на сотрудничество с неправительственными организациями.

Второй тип представляет собой попытку реализации демократических отношений и взаимодействия между местной властью и местным сообществом. Выделяют две модели данного типа. Наиболее распространенным является такой стиль управления, при котором органы муниципальной власти, не имея опыта работы в демократических условиях, реализуют лишь внешние признаки демократии. Они при использовании соответствующей риторики стремятся максимально не вмешиваться в происходящее. Это отражается и в местных СМИ. В них практически невозможно найти материалов от лица представителей администрации, вплоть до публикации официальных документов. Но есть и реальные попытки демократизации, когда муниципальная власть допускает дозированное участие общественности в разработке и принятии управленческих решений. Довольно редко такое взаимодействие доходит