Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1009

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

4. Теории местного самоуправления



Идеи общинного управления были высказаны французом Турэ в докладе по законопроекту о реформе местного управления, сделанного в Национальном Собрании Франции (1790 г.) Его автор выделял две основные проблемы в организации местного управления. Первая это вопрос о собственных делах общины, которые присущи по своей природе муниципальному управлению (местному самоуправлению).

Вторая проблема это вопрос о делах государственных, которые передаются органам муниципального управления государством.

Французский государственный деятель, историк и литератор А.Токвиль отмечал, что

«самоуправление есть основа гражданственности и благосостояния Великобритании и США». В своей книге «Демократия в Америке» он писал «Общинные институты играют для установления независимости ту же роль, что и начальные школы для науки; они открывают путь к свободе и учат его пользоваться этой свободой. Без общественных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свобод, она так и не приобретет».

  1. Теория«свободной(естественной)общины»возникла в середине ХIХ века в Бельгии и Франции. Представители этого научного направления - Гербер, Аренс, В.Н. Лешковский и др. В ее основу положена идея о самостоятельности и независимости общины от государства, ее праве заведовать своими идеалами. При этом подчеркивается, что государство не создает общину, а лишь признает ее. Отсюда и требование; местная (муниципальная, коммунальная, общинная) власть должна быть признана наравне с исполнительной, законодательной и судебной властью.


Принципы организации местного самоуправления, которые были положены в основу теории свободной общины:

под местным самоуправлением понимается управление общиной собственными делами, которые отличны по своей природе от дел государственных;

четкое разделение дел: чисто местных (общинных) и государственных, т.е. переданных общине государством части своих дел;

невмешательство органов государственной власти в дела, которые находятся в ведении общины. Речь идет лишь о праве государства осуществлять контроль за тем, чтобы община не выходила за пределы своей компетенции.

  1. Общественная теория самоуправления (общественно-хозяйственная теория). В ее основу положена концепция противопоставления общины и государства. Община наравне с государством имеет равные права на ведение собственных дел, так как является первичной по отношению к государству, которое должно уважать свободу общинного управления. Сущность самоуправления сторонникам данной концепции видится в предоставлении местному сообществу права самому ведать своими общественными делами, формировать свои органы самоуправления, которые не входят в состав органов государственной власти. За последними сохранялось право заведовать только




106 Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. -

М.,1998.С.24.

государственными делами. Словом, противопоставление общественных (местных, общинных) интересов государственным, как считали сторонники общественной теории самоуправления, создает условия для предоставления полной самостоятельности органов самоуправления.

Сторонники так называемой «общественно-хозяйственной теории» (Р.Моль, А. Васильчиков) делали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу – сферу хозяйственной деятельности. При этом хозяйственная деятельность местных сообществ ограничивалась границами территории их проживания. А.И.Васильчиков ратовал за жесткое ограничение компетенции между органами общественного самоуправления и органами государственной власти.

Попыткой практической реализации общественно-хозяйственной теории была земская организация местного самоуправления в России (60-е годы 19 века – начало ХХ столетия).

Как показал опыт развития местного самоуправления в различных странах, идея противопоставления общины (местного сообщества) государству оказалась несостоятельной. Практика развития местного самоуправления привела к осознанию того, что необходимо четко определять предметы ведения между местным самоуправлением и государственной властью, а также разделять полномочия между органами всех видов власти в части управления государственными делами на местном уровне.

  1. Государственная теория местного самоуправления. Ее сущность состоит в том, что местное самоуправление как управление публичного характера есть часть государства, одна из форм организации местного государственного управления. Местному сообществу государство передавало часть своих государственных дел, подчинив его деятельность прежде всего интересам государства. Проблема состояла в том, чтобы произвести водораздел между задачами государственного управления и местного самоуправления. Это, во-первых. Вторая проблема виделась в порядке решения вопроса управления местным сообществом: либо через органы самоуправления, избираемые самим сообществом, либо через назначение государством своих чиновников на местах без учета мнения населения.

  2. Юридическиеиполитическиетеорииместногосамоуправления.


Суть юридической теории состоит в том, что ее сторонники видели в органах самоуправления юридические лица. Последние создаются государством для удовлетворения общественных потребностей местного населения. Орган самоуправления не является частью государственного аппарата, так как помимо осуществления функций государственного управления ведает местными пользами и нуждами.

Отношения государств и самоуправляющихся общин (местных сообществ) должны строиться как юридические отношения.

Сторонники политической теории видели основу самоуправления в совокупности юридических гарантий, обеспечивающих самостоятельность самоуправляющихся сообществ. Через органы самоуправления государство осуществляет свои функции при содействии местного населения. Выборность в местном самоуправлении рассматривалась как один из способов достижения самостоятельности его органов.

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ



Вопросыдлярассмотрения

  1. Территория муниципального образования (сущность и содержание понятия).

  2. Основные подходы к разработке критериев формирования территории муниципального образования.

  3. Социально-экономические критерии оптимальности территории муниципального образования.


  1. Территория муниципального образования (сущность и содержание понятия)





    1. Определениепонятия«территориямуниципальногообразования»


В наиболее общем виде территорией муниципального образования является пространство (земля) в пределах очерченных границами этого муниципального образования вне зависимости от формы собственности и целевого назначения.107

Территория муниципального образования рассматривается нами как неотъемлемая часть пространства региона. Речь идет об ареале юрисдикции муниципальной организации местного самоуправления в пределах административно-территориальной границы, установленной законом субъекта Российской Федерации. Структурно-объектное содержание территории муниципального образования представляет собой совокупность расположенных на ней элементов природно-ресурсного, социально-экономического и историко-культурного потенциала региона.

Территория муниципального образования обладает только присущим ей набором определенных природно-климатических и географических, социально-экономических и историко-культурных характеристик в совокупности со сложившейся социо-эколого-