Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 1013
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках
4. Теории местного самоуправления
ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании
Тема 6. Представительный орган местного самоуправления
Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления
Глава муниципального образования
Руководитель представительного органа местного самоуправления
ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении
Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе
ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В понимании одних исследователей цельюмуниципальногоуправленияявляется:
-
обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.11 -
создание органов власти, которые смогли бы обеспечить сохранение региона и страны как целостной системы. Очевидно, по их мнению, что эта цель общегосударственного уровня.12 -
повышениекачестважизнинаселенияна территории муниципального образования,13 под которым понимается развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала.14
Остановимся несколько подробнее на рассмотрении последней точки зрения исследователей. Для реализации главной цели муниципальной деятельности – повышение качества жизни населения можно «разложить» на отдельные частные цели (подцели), каждая из которых обеспечивает одну из составляющих качества жизни. В совокупности они представляют систему целей муниципальной деятельности и ее подсистем. Внутри каждой частной цели могут быть выделены свои подцели («дерево» целей).
Наиболее крупные подцели (цели подсистем) муниципальной деятельности в практике муниципального управления подразделяют на две группы.
Целью каждой подсистемы первойгруппыявляется удовлетворение какой-то конкретной потребности местных сообществ посредством организации предоставления соответствующих муниципальных услуг.
Речь идет о таких подсистемах муниципальной деятельности, которые обеспечивают:
во-первых, создание благоприятной среды обитания человека на территории муниципального
образования (безопасность, экологическая безопасность, градоустройство, жизнеобеспечение, занятость);
во-вторых, развитие самого человека (развитие человеческого потенциала).
Целевое назначение подсистем второй группы (экономические ресурсы, управление) является создание условий для функционирования подсистем первой группы.15
В качестве основных целей муниципального управления как вида муниципальной деятельности органов местного самоуправления предлагается рассматривать следующие.
11 Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С.186.
12 Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. – С.54.
13 Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.136.
14 Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. – С.432.
15 Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.140.
-
Налаживание партнерских отношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти, частным капиталом и населением. -
Организация защиты социально-экономических интересов жителей муниципального образования. -
Согласование интересов различных субъектов, расположенных на территории муниципального образования; создание условий для их жизнедеятельности. -
Привлечение самих граждан и их объединений к управлению и финансированию программ развития территории. -
Эффективное использование местных ресурсов. -
Формирование местной инфраструктуры, достаточной для нормального функционирования и развития территории.16
-
Основные хозяйственно-экономические функции муниципальногоуправленияПерваягруппафункцийсвязана с решением производственно-экономических
проблем. Муниципальные образования должны выступать не только пассивными держателями и распорядителями муниципальных ресурсов, но и активно участвовать в экономической политике по их размещению.
Важнейшее функциональное назначение муниципального образования состоит в обеспечении расширенного воспроизводства на своей территории, включая сферу производства, инвестиционную деятельность, социальные процессы, экологическую среду обитания.
Система муниципального управления должна выполнять следующие функции:
-
разработка и внедрение производственных и научно-технических программ, направленных на организацию и развитие межотраслевых производств; налаживать рациональные межотраслевые связи; -
развитие эксплуатации производственной инфраструктуры; -
создание условий для осуществления структурной перестройки производства и обеспечение за счет этого сбалансированности между производственной и социальной сферами; -
повышение уровня территориальной специализации, приоритетного развития ведущих отраслей специализации, определяющих экономическую направленность развития муниципального образования; -
использование многообразных форм реализации собственности для создания новых структурных подразделений, к числу которых относятся ассоциации, отраслевые объединения и акционерные общества, смешанные предприятия, предприятия, основанные на индивидуальной трудовой деятельности, а также имеющие арендную и другую коммерческую основу; -
создание новых экономических методов управления и экономического стимулирования по внедрению в систему муниципальных образований современных научно-технических достижений.17
Втораягруппафункцийсвязана с решением проблем планово-управленческой деятельности. Важнейшие функции этой группы видятся в следующем:
-
разработка комплексных планов экономического и социального развития территории и организация их выполнения; -
формирование и регулирования муниципального рынка средств производства, товаров народного потребления и услуг, оказываемых населению.18
16 Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – С.14-15.
17 Боровская М.А. Экономически ориентированное управление имущественным комплексом муниципального образования // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2006. - № 8. – С.38-39.
Третьягруппафункцийохватывает проблемы финансово-экономической деятельности. К ним относятся:
-
организация совместного финансирования муниципальных производственных программ, осуществление которых выходит за рамки отдельных предприятий; -
финансирование структурной перестройки производства; -
строительство объектов производственной инфраструктуры.19
Четвертаягруппафункцийсвязана с решением социальных проблем.
Пятаягруппафункцийсвязана с решением проблем обеспечения местными властями природно-экологических условий жизнедеятельности населения.
Шестая группа функций включает управление муниципальным образованием и его собственностью в новых условиях хозяйствования с учетом проблем, связанных
с демографическими процессами, регулированием занятости населения в субрегиональных образованиях, участие в обеспечении внешнеэкономических связей.20
-
Стратегический подход к муниципальному управлению в муниципальном образовании
-
Необходимостьстратегическогоподходакмуниципальномууправлению
Чем обуславливается необходимость использования органами местного самоуправления стратегического подхода к муниципальному управлению?
Прежде всего, особенностями условий, в которых протекает муниципальная деятельность. Их довольно часто связывают с кризиснымиявлениями, характерными для большинства муниципальных образований.
Во-первых, муниципальная власть осуществляет управление муниципальным образованием и проживающими в границах его территории местными сообществами (местным сообществом) в состоянии постоянного «дефицита» материальных и финансовых ресурсов, кадрового «голода» и такого явления, как общественный «застой» по отношению к местному самоуправлению, характерный для большинства граждан. Это состояние в муниципальном управлении некоторые исследователи и специалисты определяют как «ощущение состояние постоянного кризиса». Причем кризис усугубляется действиями самой муниципальной власти, которая вынуждена в своей муниципальной деятельности основного внимание уделять оперативному разрешению систематически возникающих проблем в различных подсистемах.
Во-вторых. Еще одним источником кризисных явлений выступают противоречия, которые возникают между корпорациями и их территориальными