Файл: Тема концептуальные положения организации муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1015

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 2. Категория «местное самоуправление» в общественных науках

4. Теории местного самоуправления

ТЕМА 3. ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 4. Теоретические аспекты организации местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании

Тема 6. Представительный орган местного самоуправления

Тема 7. Местная администрация как субъект муниципального управления

Глава муниципального образования

Глава местной администрации

Руководитель представительного органа местного самоуправления

ТЕМА 9. Формы участия населения муниципального образования в местном самоуправлении

Тема 11. Местные сообщества и органы муниципальной власти: опыт и практика взаимоотношений и взаимодействия

Тема 12. Государство и местное самоуправление в современном российском обществе

Основные принципы и формы взаимодействия и взаимоотношений органов государственной и муниципальной власти

ТЕМА 13. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

самоорганизации и участия граждан в местном самоуправлении, а с другой – как социальный механизм, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе реализации местными сообществами и гражданами своих прав на осуществление местного самоуправления.

  1. Муниципальная организация местного самоуправления создается местным сообществом или группой местных сообществ для достижения стоящих перед его членами общественно значимых целей. Обязательным условием формирования и функционирования этого социального образования является наделение его публично- властными, социально-экономическими и общественно-деятельностными функциями для решения вопросов жизнедеятельности местных сообществ.

6. Введение в научно-практический оборот категории «муниципальная организация местного самоуправления» позволяет четко зафиксировать муниципальную модель организации местного самоуправления. Заметим одну из моделей, но далеко не единственную в практике местного самоуправления.

Как показывает мировой опыт, именно муниципальная организация местного самоуправления соответствует потребностям рыночной экономики и демократического общества. Она представляет собой один из наиболее устойчивых элементов в конструкции конституционного устройства страны, «кирпичик» в системе власти и одновременно неотъемлемый элемент гражданского общества.

Тема 5. Структура органов местного самоуправления в муниципальном образовании


Вопросыдлярассмотрения

  1. О сущности понятия «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления».

  2. Публично-властные органы в структуре муниципальной организации местного самоуправления (определение понятия, классификация).

  3. Характеристика основных вариантов структуры публично-властных органов в муниципальной организации местного самоуправления.



  1. О сущности понятия «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления»



В современной теории и практике муниципального управления в Российской Федерации понятие «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления» не получила должного научного осмысления. В федеральном законодательстве это понятие отсутствует. В нем используется термин «структура органов местного самоуправления», используемый в нормативных правовых актах. К примеру, в части второй 131 статьи Конституции Российской Федерации закреплено положение, согласно которому структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.145

Правда, законодатели не раскрыли сущности и содержания применяемого термина. Довольно часто понятие «структура органов местного самоуправления» рассматривается как синоним термину «система органов местного самоуправления». Как считают некоторые исследователи, население должно иметь право определять систему органов местного самоуправления (представительные органы, органы управления муниципальным хозяйством, главы муниципальных образований и др.).

146

Понятие «публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления» в самом широком смысле рассматривается нами как определенная упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности органов муниципальной власти в своей деятельности для достижения целей, поставленных перед ними местными сообществами.

В узком смысле это понятие определяется как система органов и должностных лиц местного самоуправления. Она представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных между собой и находящихся в устойчивых отношениях элементов, которые обеспечивают ее функционирование и развитие как единого целого.Ее элементами являются органы местного самоуправления, а также выборные лица местного самоуправления.

Процесс управления муниципальной организацией местного самоуправления предполагает распределение задач и функций управления, полномочий, прав и




145 Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. С.52.

146 Местное самоуправление: Учебное и научно-практическое пособие / В.И.Васильев. – М., 1999. С.167.

ответственности между его участниками. Следовательно, публично-властная структура муниципальной организации местного самоуправления представляет собой форму разделения и кооперации деятельности ее элементов, в рамках которой осуществляется процесс муниципального управления, направленный на достижение поставленных перед ними местным сообществом целей.

Следует подчеркнуть, что в структуре муниципальной организации местного самоуправления имеет еще один важнейший элемент это общественно- деятельностный
(властный) блок. Он представляет собой совокупность формальных и неформальных институтов местного самоуправления, их организационных форм, которые должны быть взаимосвязаны с элементами публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления. Однако, слова «должны быть» не означают, что в реальности можно утверждать о тесном взаимодействии как двух основных блоков (подсистем) муниципальной организации местного самоуправления, а также их элементов.

Мировой и отечественный опыт становления и развития муниципальной власти позволяет говорить, с одной стороны, о наличии различных видов публично-властных структур муниципальной организации местного самоуправления, а с другой – о наличии в этой структуре тех элементов, без которых она не может функционировать и развиваться. К примеру, вряд ли можно говорить о полноценной публично-властной структуре, если в ней отсутствует выборный орган местного самоуправления.

Выбор публично-властной структуры муниципальной организации местного самоуправления зависит как от объективных, так и субъективных факторов, которые должны рассматриваться сквозь призму политики органов государственной власти. Она формируется на основе понимания политической и управленческой элитой всех уровней, включая и муниципальный, роли и места муниципальной организации местного самоуправления в управлении местными сообществами, в решении насущных проблем их жизнедеятельности, особенностей построения и функционирования.

  1. Публично-властные органы в структуре муниципальной организации местного самоуправления (определение понятия, классификация).





    1. Осущностипонятий"муниципальнаяуправленческаяорганизация","органместногосамоуправления","органмуниципального управления".


Уточним сущность исследуемых нами категорий муниципальной науки.

Термин«органместногосамоуправления».Как отмечают исследователи термин

«орган» является частью более широкого понятия «организация». Орган рассматривается как разновидность организации, через который организация совершает свои действия.

Понятие «орган местного самоуправления» понимается нами, с одной стороны, как публично-властный орган. Его можно определить как муниципальную управленческуюорганизацию, наделенную Уставом муниципального образования определенными полномочиями по решению отдельных вопросов жизнедеятельности местного сообщества в соответствии с ее целевым назначением. С другой стороны, - категория

«орган местного самоуправления» отражает объективное существование элементавпублично-властной структуремуниципальнойорганизацииместногосамоуправления,

выполняющего в соответствии со своим организационно-правовым статусом возложенную на него функцию управления.

Понятия«органыместногосамоуправления»,«органымуниципальногоуправления».Можно ли их считать однопорядковыми? На наш взгляд, в данном случае не может быть однозначного ответа.

По мнению некоторых исследователей (А.И.Радченко), органами муниципального управления являются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления (3).147 Вместе с тем остается открытым вопрос о выборных органах местного самоуправления. Можно ли их относить к органам муниципального управления или нет –