Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 588

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Экзотическая профессия»

Вряд ли где-нибудь, кроме Филиппин, существует такая редкая профессия — загонщики рыбы. Обычно это мальчишки. Они ныряют и плывут на небольшой глубине, держась за шнур с привязанными цветными лентами. Рыбы, пугаясь надвигающихся ленточек и людей, плывут в нужном направлении.

  • * *

Знаете, как в разные времена в разных странах назывались библиотеки? Так: «дома мудрости», «дома табличек», «прикуп мысли», «аптеки для души», «книгохранительные палаты».

  • * *

Название профессии «токарь» произошло от слова «точить». Он может выточить различные детали: болт, шайбу, шар, зубчатое колесо и другие, более сложные, изделия.

  • * *

Нити для тканей получают из самых разных растений: хлопка, льна, конопли, крапивы, текстильного банана, джута.

  • * *

Большинство теплых вещей для осенне-зимнего сезона изготовлено из нитей, полученных от животных — овец, коз, верблюдов, собак. Но есть нити, полученные и от насекомого — гусеницы тутового шелкопряда.

5-я «страница». Выберите два вопроса для обсуждения:

  • Как вы можете объяснить пословицу «Всякая вещь трудом создана»?

  • Можно ли сказать, что «бережливость — родственница труду»?

  • Можно ли прожить всю жизнь, не трудясь? Хорошо ли это?

  • Почему на свете существует так много профессий? Зачем люди трудятся?

6-я «страница». Учитель организует игру. Все дети встают в полукруг или круг. Ведущий — в центре. Он называет вперемежку профессии, инструменты, изделия и продукты труда, и при этом неожиданно бросает кому-нибудь из ребят мяч. Если слово, названное ведущим, обозначает профессию, играющий ловит мяч и бросает его обратно ведущему. Если слово обозначает инструмент или изделия, играющий должен, не ловя, отбить мяч ведущему.

Примерный перечень слов:

портной

платье ножницы молоток столяр художник

здание библиотекарь картина агроном книга сварщик

расческа шахтер вагонетка кирпич инженер бухгалтер

Для проведения устного журнала желательно использование всех «страничек». К участию в 1-й, 3-й и 4-й «страницах» можно привлечь и родителей, умеющих живо, образно и интересно рассказывать о жизни, об увлеченных своей работой людях.


«По водным просторам»

Команды: матросов, рулевых-мотористов, судовых электромехаников, судоводителей. Каждая команда (отряд) рисует себе эмблемы, придумывает девиз, готовит рассказ о своей профессии. Девочки могут помочь — они приносят книги, журналы, в которых есть материалы о профессиях в гражданском флоте, но в основном они выступают в роли зрителей.

Оформление: 1. Фотографии людей, имеющих профессии, связанные с морским и речным флотом, отражающие их профессиональную деятельность. 2. Выставка моделей судов. Оборудование:

  1. Специальные знаки и одежда для разных отрядов.

  2. Морской словарь (газета).

  3. Записи песен о море и профессиях, связанных с работой на море.

Примерный сценарий утренника

Ведущий (учитель): Народы, проживающие на территории России, издавна занимались морским промыслом и судоходством. Русский народ всегда считался народом-мореходом. Профессии моряков так же безграничны, как и само море. Эти профессии не только романтичны, но и трудны. Во время рейса на человека отрицательно воздействуют шум, качка, сквозняки. Оторванность на месяцы от родного дома создает у моряков чувство дискомфорта.

Экипаж судна подразделяется на командный состав и судовую команду. Командиры подразделяются на судоводителей (штурманы), судомехаников, радиоспециалистов. Судовая команда состоит из рядового (палубного) состава (матросы), машинной команды (мотористы, электрики и др.), обслуживающего персонала (повара, буфетчицы). Руководит всей командой капитан.

А теперь отправимся в плавание по миру профессий водных просторов.

(Выходят ребята из команды матросов)

Матросы:

Он силен и ловок,

Он — мечта мальчишек и девчонок.

Дисциплина для него — закон.

Символ морской дружбы он.

1-й матрос: Матросам на судне приходится выполнять очень разнообразную работу, даже такую, которая не связана с их основной специальностью. Рулевой с помощью руля и пульта управления ведет корабль. Направление хода судна он определяет по гирокомпасу или реже по путевому магнитному компасу. Рулевой должен хорошо знать, как ведет себя судно у берега, во льдах, в штормовую погоду и т.д. Кроме того, он должен знать иностранные языки и понимать команды по маневрированию на английском языке, поскольку плавание в нейтральных или чужих водах невозможно без этого.



2-й матрос: Матросу приходится наблюдать за горизонтом, поверхностью воды, окружающей обстановкой. Он, как говорят во флоте, должен быть впередсмотрящим. Это помогает вовремя обнаружить возможную опасность. Для впередсмотрящего важно иметь хороший глазомер. Вы легко можете оценить свой глазомер: вспомните, не проверяя, какая монета по размеру больше — 10 рублей или 5 рублей? Или они одинаковые? (5 рублей чуть больше.)

Глазомер можно тренировать, например, прикидывая, сколько шагов до какого-нибудь предмета (дома, дерева), а потом проверив, угадали вы или нет.

(Можно предложить ребятам определить длину отрезков, нарисованных на доске; какой из них длиннее. На самом деле они

одинаковы. Это можно проверить замером)

<-----------> >----------<

3-й матрос: Вахтенный матрос у трапа следит за передвижением людей по трапу во время стоянок. Перед выходом в море матросы задраивают люки (крышки трюмов), чистят и моют палубу.

4-й матрос: Матрос должен уметь многое: пользоваться спасательными средствами, управлять шлюпками, знать язык сигналов светом и флажками. Учатся всему этому в мореходных школах.

(Матросы уходят, их место занимают мотористы)

1-й моторист: Профессия рулевого возникла на флоте с момента его зарождения, потому что любое судно без управления бесполезно, как щепка в море. Профессия моториста появилась только после создания механических судов с двигателями внутреннего сгорания. Обе профессии вскоре стал совмещать один человек — моторист-рулевой.

2-й моторист: Рулевой стоит за штурвалом в рулевой рубке и управляет движением корабля по заданному курсу. Вахтенный начальник дает ему необходимые указания. В его обязанности входит также наблюдение за исправностью механизмов рулевого управления.

3-й моторист: В машинном отделении моторист по приборам и другим внешним сигналам следит за безотказной работой двигателя корабля. Моторист должен иметь слесарные навыки, ему нужна и цепкая, «топографическая» память, т.е. он должен запоминать те места, в которых уже побывал. Давайте проверим, какая у вас память.

(Пауза)

Игра «Глаз-фотограф»

Учитель располагает на доске следующие рисунки:

1

4

5









6

2

7







8

9

3








Ребятам предлагается посмотреть на левый квадрат и запомнить расположение цифр в нем. Через 4—5 секунд квадрат закрывается листом бумаги и желающие восстанавливают расположение цифр в правом квадрате. Ребят, давших наиболее точные ответы, можно поощрить призом (например, какой-либо логической головоломкой).

(Пауза. Далее звучит музыка, выходят судовые электромеханики)

1-й механик: Профессия электромеханика появилась недавно, со времени открытия электричества. Электричество впервые «пришло» на флот в прошлом веке. Сейчас же оно применяется повсеместно, в том числе на подводных лодках и на атомных ледоколах.

2-й механик: Электрическая энергия используется для управления судном и безопасности плавания, при погрузке и разгрузке. С помощью электроэнергии устанавливается радиосвязь между судами и берегом, связь внутри корабля. Освещение, вентиляция, отопление, сигнализация также не работают без электричества, т.е. оно стало главным «двигателем» судов.

3-й механик: Рабочим «местом» судового электромеханика является главный распределительный щит. На этом щите бесчисленное множество приборов, аппаратов, «рассказывающих» специалисту о «поведении» электроэнергии на корабле.

Чтобы оборудование работало исправно, электромеханик ежедневно его осматривает и не реже одного раза в 3 месяца чистит. Тот, кто любит технику, может попробовать работать электромехаником.

4-й механик: Судовой электромеханик обязан хорошо знать основы электробезопасности. У него должно быть сильно развито логическое мышление. Давайте проверим ваше логическое мышление.

Упражнение на логическое мышление

Матросы Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из матросов, если Петя на 2 года старше Белова?

(Пауза. Далее выходят судоводители)

1-й судоводитель: Наша профессия — мечта многих мальчишек. Кто не мечтает быть капитаном корабля, водить суда?! Это — одна из древних и мужественных профессий. Судоводитель и раньше должен был очень много знать, но теперь, когда корабли оснащены техникой, требования к знаниям командира возрастают.

2-й судоводитель: Рабочее место судоводителя — рулевая рубка, где расположен пульт управления судном. Работа за пультом — не из легких. Капитан не видит, как работают механизмы в машинном отделении, но он получает информацию об их работе по показаниям приборов. На пульт управления может поступать до 150-ти сигналов одновременно! Все они требуют быстрого принятия решений, поэтому командир находится в постоянном нервном напряжении.


3-й судоводитель: При прохождении всех сложных участков пути — каналов, гидросооружений, шлюзов, — а также при плохой видимости и шторме капитан должен выходить на капитанский мостик. По вахтенному уставу ночную службу (дежурство) должен вести только капитан. Судоводителей речного флота готовят в речных училищах.

4-й судоводитель: Вниманию тех, кто решил стать судоводителем! Эта профессия требует умения сосредоточиваться, быстрой реакции и принятия решений, развитого логического мышления, крепких нервов. Желающих проверить наличие у себя этих качеств приглашаем принять участие в «ринге» скорости принятия решений.

Приготовьте ручки, бумагу. Я буду очень быстро читать утверждения. Если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если нет, то «–».

Список утверждений:

  1. Адмиралтейство — это артиллерийский корабль.

  2. Сом — рыба без чешуи.

  3. В природе существуют меч-рыба, пила-рыба, молот-рыба, луна-рыба.

  4. Нет рыбы, которую назвали бы именем человека.

  5. Слоны не умеют плавать.

  6. Ракушки и водоросли — враги кораблей.

  7. По реке Оби круглый год ходят суда.

  8. Вода в реках и озерах промерзает до дна.

(Пауза. Далее следует разбор ответов на утверждения) Ответы на утверждения:

  1. Нет — адмиралтейство — орган управления флотом.

  2. Да.

  3. Да.

  4. Нет, бывает, это — рыба карп. Некоторые любители аквариумных рыбок называют своих рыбок именами людей.



  1. Нет, слон не только хорошо плавает, но и может погружаться под воду («нырять»), выставляя над поверхностью воды конец хобота.

  2. Да, ракушки и водоросли прилипают ко дну, чем способствуют покрытию дна ржавчиной, т.е. вызывают коррозию металла, вследствие которой дно судна может дать течь.

  3. Нет, глубокой осенью и зимой судохождение прекращается.

  4. Нет, лед легче воды, он поднимается на поверхность и способствует ослаблению воздействия мороза на воду, защищает ее от глубокого промерзания. Глубина водоема, т.е. толщина слоя воды, играет решающую роль. Максимально возможная зимой отрицательная температура воздействует только до определенной толщины слоя воды. Лужи, ручьи, мелкие водоемы промерзают до дна, а крупные водоемы — только на поверхности. По толщине льда, айсбергов можно сказать о действии мороза. Чем сильнее мороз и длительность (время) его воздействия, тем больше воды намерзает на внутреннюю поверхность льда, тем толще лед, тем слабее мороз подо льдом.