Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 592

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Утренник можно завершить конкурсом команд. Каждой команде дастся по 6—8 заданий. Например:

  1. Развязать морской узел (учитывается время выполнения).

  2. Перечислить названия кораблей и речных судов.

  3. Что обозначают слова: шлюпка, паромная переправа, мачта, флагшток.

  4. Перетягивание каната.

  5. Выполнение строевых команд (бегом, направо, крутом и пр.).

  6. Нарисовать силуэт какого-либо судна (учитываются время и качество рисунка).

  7. Очистить картофель как можно экономнее (можно использовать весы для более точного определения результатов; учитываются вес и время).

  8. Что обозначает сигнал 808? (Показать детям, как этот сигнал передастся флажками, по азбуке Морзе, фонариком).

  9. Исполнить матросский танец (под мелодию «яблочко» или др.).

  10. Как называют: морского повара (кок), место для отдыха команды (кают-компания), морской колокол (рында), помещение, из которого капитан управляет судном (рубка).

Некоторые виды морских узлов



1) прямой 2) рифовый

3) штоковый 4) восьмерка

Русская семафорная азбука



Краткий словарь морских терминов:

Абордаж (фр.) — тактический прием ведения боя на море времен гребного и парусного флотов, заключающийся в том, что корабли сближаются вплотную, а исход боя решается врукопашную.

Кок (голл.) — повар на судне.

Кубрик (голл.) — общее жилое помещение для судовой команды при отсутствии кают.

Лоцман (голл.) — специалист по проводке судов в пределах определенного участка реки, моря и т.д.

Миля (англ.) морская (международная) — путевая мера длины, равная 1852 м.

Рубка — помещение для управления кораблем, оборудованное специальными приборами.

Румб (англ.) — единица угловой меры, равная 1/32 доле окружности, т.е. 111/4 градуса.

Экскурсия «Строим дом!»

Экскурсия проводится на стройке жилого дома.

Подготовительная работа.

За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут экскурсии, места остановки для пояснений, бесед, объекты, которые будут наблюдать ученики. Учитель встречается с людьми нескольких строительных профессий, которые потом покажут детям строительную площадку и расскажут им о своих профессиях (рассказы предварительно обсуждаются с учителем).


Ребята получают задание — подобрать стихи, загадки, иллюстрации, интересные сведения о строительстве и строителях.

Учитель рассказывает детям о технике безопасности.

Сценарий экскурсии (вариации вполне допустимы):

  1. Вводное слово учителя (повторение техники безопасности и правил поведения на стройке).

  2. Знакомство со строительными объектами, наблюдение за работой строителей.

Первый объект для наблюдения — разровненная строительная площадка, ведь именно с нее начинается строительство дома.

Площадку подготавливают с помощью специальной техники.

Учитель проводит беседу, используя следующие вопросы, стихи и загадки:

Там, где строят новый дом, Ходит воин со щитом.

Где пройдет он — станет гладко, Будет ровная площадка.

(Бульдозер)

Учитель:Как называют человека, работающего на бульдозере

(Бульдозерист)

Ребята наблюдают за работой бульдозера.

Учитель: Бульдозер — это маленький трактор. Впереди у него стальной щит, острая часть которого врезается в землю и разравнивает площадку.

После бульдозера на строительной площадке требуется другая машина:

К нам во двор забрался кот, Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

«Ложкой» с зубьями копает.

(Экскаватор)

К детям подходит экскаваторщик. Он рассказывает о своей работе и машине, отвечает на вопросы ребят. Школьники идут по стройке к месту, где хорошо видна работа подъемного крана.

Учитель: Какие строительные машины вы видели, пока шли?

Ребята называют, затем учитель вместе с ними читает об этих машинах стихи, интересные факты, вспоминают загадки. Во дворе стоит машина, Ростом с дом ее кабина,

А колеса — выше двери...

Не увидишь — не поверишь!

(Самосвал)

Как червяк с застывшей глиной,

По дороге «поезд» длинный Тащит серые щиты К переправе на мосты.

(Панелевоз)

В бочку ссыпали песок,

Щебень и цемент,

Влили воду — раскрутили,

Помешали — замесили, А потом залили в форму И насилу остудили.

Тот строительный «пирог»

Кран на крышу уволок. Что же бочка? Да опять Тесто влили дозревать.

(Бетономешалка)

Можно показать ребятам подготовленный для залития бетона (бетонирования) котлован, траншею или опалубку. Нужно рассказать, что бетонная смесь, взболтанная бетономешалкой, заливается бетонщиком в приготовленную форму. Там она затвердевает, превращаясь в бетон. Чтобы поверхность бетона была ровной, прочной и красивой, бетонщики «разглаживают» ее с помощью вибратора, который одновременно уплотняет бетон.



Когда школьники рассматривают подъемный кран, учитель может предложить им такую загадку:

Длинной шеей поверчу — Груз тяжелый подхвачу, Где прикажут — положу.

Человеку я служу.

(Подъемный кран)

Учитель: Посмотрите и скажите, как может передвигаться подъемный кран? (Вперед, назад, поворачиваться, поднимать и опускать стрелу.)

В ходе наблюдения учитель и строители задают ребятам вопросы:

  1. Зачем нужен на стройке кран? (Краном разгружают строительные материалы, подают детали и другие материалы для сборки здания).

  2. Из каких частей состоит башенный кран? (Стрела, механизмы для ее перемещения; башня, закрепленная в верхней части стрелы; кабина для машиниста крана).

Учитель может сообщить следующую информацию:

С помощью рычагов управляет краном машинист или иначе крановщик. Он работает, сидя в кресле. Машинист должен хорошо знать устройство крана, уметь устранять неисправности. Учитель выясняет, какими, по мнению детей, качествами должен обладать машинист башенного крана. Затем он дополняет ответы ребят: работа крановщика требует хорошего зрения, слуха (на слух можно определить сбои в работе двигателя), устойчивости вестибулярного аппарата (не должно быть боязни высоты, головокружения от постоянных поворотов крана), хорошего глазомера (опытный крановщик ставит груз с отклонением ± 5 см), умения быстро реагировать на команды строителей.

Можно обратить внимание ребят на то, что краны бывают разные, возможно, что на стройке используется также автомобильный кран.

Детей знакомят с профессией стропальщика. Это специально обученный рабочий, который навешивает груз с помощью специальных металлических тросов — строп — на крюк крана. Он дает жесты-указания крановщику о готовности груза к перемещению.

Ребята наблюдают за работой стропальщика и крановщика.

После экскурсии проводится краткая беседа.

Заключительная беседа. Ребятам предлагают написать и оформить рисунками, картинками домашние сочинения о работе на стройке, о понравившейся им профессии.

Когда дом будет построен, можно повторить экскурсию с целью знакомства с рабочими других строительных специальностей — столяром, стекольщиком, штукатуром, маляром и пр.

Встреча с родителями

«Профессии наших родителей»

Подготовка. Ребята получают задание узнать, где и кем работают их родители. По своему заданию они оформляют книжкикартинки с рисунками, различными фотографиями. Ребятам предлагается дать ответы на вопросы: «Где работают твои родители? Кем? Что они делают? Сколько получают? Где и сколько они учились? Что должны уметь люди их профессий?»


Учитель приглашает на встречу — классный час родителей, профессии которых будут интересны учащимся класса (как правило, это распространенные профессии).

Оформление. В классе можно повесить плакаты с юмористическими высказываниями о труде, шутливыми изображениями людей разных профессий.

Ход встречи:

I. Примерное вступительное слово учителя (вариации вполне допустимы):

— Ребята, каждый из вас наверняка уже задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас еще много времени впереди, чтобы выбрать профессию и работу себе по душе. А сегодня мы познакомимся с некоторыми из профессий ваших родителей. II. Выступление родителей по плану:

  1. Место работы, профессия, стаж.

  2. Чем конкретно занимается предприятие (организация) и родитель (что он делает, из каких материалов, какими инструментами, как выглядит его рабочее место).

  3. Знания и умения, необходимые работнику этой профессии.

  4. Трудности и преимущества данной профессии.

  5. Где родитель обучался своей профессии.

  6. Ответы на вопросы детей.

Каждый выступающий по возможности сопровождает свой рассказ наглядными примерами — показом фотографий, инструментов, сырья, продуктов деятельности. Длительность рассказа одного родителя — не более 5-ти минут. Можно заслушать в зависимости от проявленного учениками интереса рассказы 4—5-ти родителей.

III. Профессиональная игротека

  1. «Кто это создал?»

Дети делятся на 2 команды — «загадчиков» и «отгадчиков». Загадчики показывают продукты труда различных производств (хлеб, одежда, книги, часы и т.д.). Отгадчики называют профессии людей, которые участвовали в изготовлении этих изделий.

  1. Пантомима.

Ребята делятся на 2 команды. Участники по очереди загадывают друг другу с помощью пантомимы названия каких-нибудь профессий, изображая действия, характерные для работников этой профессии. Задача другой команды — угадать, какая профессия задумана.

  1. «Черный ящик».

На столе перед учителем стоит черный ящик. В нем находятся рабочие инструменты. Учитель опускает руку в ящик, берет один из инструментов и, не доставая его, говорит детям, какую работу, какие операции им выполняют (шьют, строгают, разрезают, варят, забивают и т.д.). Задача детей — назвать инструмент. Если он угадан правильно, учитель достает данный предмет из ящика и просит перечислить профессии тех людей, которые пользуются этим инструментом в работе.


В конце игротеки наиболее активных ребят можно поощрить шоколадной медалью «Знаток профессий».