Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 606
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Советы организаторам:
— ни в коем случае не разжигайте соперничества между мини-группами;
— поддерживайте ростки дружбы, взаимопомощи, настойчивости в осуществлении задуманного;
— всячески поощряйте работу над поручениями вне школы;
— высоко оценивайте и развивайте взаимопомощь при выполнении дел-поручений;
— периодически устраивайте обсуждение всем классом опыта выполнения постоянных дел-поручений, например, на общем сборе-«огоньке».
В целях профинформирования возможно включение в работу
«Живой газеты».
Это познавательное организаторское дело, обозрение, представляющее собой серию коротких выступлений, главной целью которых является помощь школьникам в правильном оценивании положительных и отрицательных сторон своей жизни и настраивании на решение определенных задач. Материалом для нее могут служить:
-
Положительный опыт, заслуживающий распространения и развития. -
События в общественной жизни. -
Радостные перспективы жизни и т.д.
Газета может иметь постоянные рубрики: «Аргументы и факты», «Спрашивайте — отвечаем», «Это интересно», «Очевидное — невероятное» и т.п. Весь материал оформляется с помощью самых разнообразных выразительных средств (жанров, приемов), например: перекличка, сценка или серия сценок, в том числе с комментариями, репортаж, живые картинки, карикатуры, шуточные оды, эпиграммы, «шуточная энциклопедия» и т.д. Возможно музыкальное сопровождение. «Живая газета» длится не более 15—20 минут.
«Живую газету» можно выпускать эпизодически и регулярно.
Участники газеты, а их должно быть не менее 7—10 человек, сначала обсуждают программу номера, придумывают ее композицию.
Подготовка к выпуску живой газеты начинается на сборестарте участников, где сообща выбирается название, составляется план номера и жанра выступлений, решается, в каких частях выступают все участники, а в каких — отдельные группы, распределяется работа по дальнейшей подготовке.
Игры и конкурсы могут быть самыми разнообразными и проводиться как самостоятельные мероприятия (конкурс «Лучший по профессии»), или в ходе других мероприятий, например, в ходе классного часа.
Игра — одна из активных форм профпросвещения. В процессе игры участники вступают в определенные социальные психологические отношения, «пробуют» себя в роли профессионалов, выполняя отдельные элементы и даже комплекс присущих им обязанностей.
Конкурс помогает определить, у кого из учащихся более глубокие знания по определенной тематике, выше уровень профессиональных навыков, способностей.
Тематический утренник или вечер может быть посвящен одной профессии или целой отрасли.
В ходе утренников и вечеров могут проводиться конкурсы, игры, включаться номера художественной самодеятельности, музыкальное сопровождение.
Для младших школьников рекомендуется проведение утренников примерно такой тематики: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем быть?», «Наши мамы и бабушки», для средних и старших школьников — вечеров: «Защита профессии», «Выбор профессии — дело серьезное», «Поиск, творчество, инициатива», «День работников автомобильного транспорта, сельского хозяйства, строительства» и т.д.
Экскурсия — одна из распространенных форм получения профессиональной информации. Не зря говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В ходе экскурсии учащихся знакомят с профессиональными учебными заведениями, предприятиями, учреждениями, работой региональных отделов службы занятости, центра профориентации.
Во время экскурсии на предприятия и в учебные заведения школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, учебного заведения, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности.
Среди различных форм проведения профориентационной работы, активизирующих профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Однако эти экскурсии не всегда отвечают задачам профориентации и не всегда создают у учащихся полное представление о той или иной профессии. Поэтому возникает необходимость проведения экскурсий, на которых ученики не ограничивались бы простым наблюдением за трудовым процессом, а изучали бы суть деятельности в той или иной профессии. Задача такой экскурсии заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся с современной техникой, технологией производства, организацией труда, устройством и принципами действия машин, но и научить их самостоятельно производить конкретный анализ профессиональной деятельности.
Перед экскурсией, как и перед другими видами профориентационной работы, ставится задача обучения школьников самостоятельному анализу профессии. Успешное решение этой задачи связано с развитием познавательной активности школьников в процессе экскурсии. Поэтому особое место в проведении экскурсии занимает поисковый метод получения информации, постановка перед учащимися поисковой проблемной задачи. При этом они не просто получают от экскурсовода готовую информацию о профессии, но знакомятся с методами ее анализа и, осваивая его доступные элементы, овладевают умением самостоятельно анализировать профессиональную деятельность. Навык анализа, приобретенный во время экскурсии, помогает учащемуся разобраться в сложном мире профессий и выбрать мотивированно и обоснованно подходящую сферу трудовой деятельности.
Можно выделить следующие типы профориентационных экскурсий:
-
Обзорные — с целью общего знакомства с предприятием. Такая экскурсия проводится по определенному маршруту: музей, цех, отдел технического обучения. Она, по возможности, сопровождается короткой беседой с одним-двумя рабочими на каждом участке по ходу экскурсии, рассказом об условиях для подготовки и повышения квалификации рабочих. Целесообразны в работе с младшими школьниками. -
Тематические — проводятся по темам школьных предметов по плану школы. Школа разрабатывает тематический цикл экскурсий в соответствии со школьной программой в целях всестороннего ознакомления с предприятиями и пропаганды определенных профессий для подростков и старшеклассников. В цикле экскурсии на одно и то же предприятие могут проводиться последовательно:
а) ознакомление с предприятием в целом — с его участками,
технологическим процессом, продукцией, беседы с руководителями и передовиками производства;
б) ознакомление с ведущими профессиями основного произ-
водства, с оборудованием отдельных цехов, спецификой работы специалистов по предмету и цели труда, типами основных орудий, с производственными операциями и обязанностями, с санитарно-гигиеническими условиями, организацией и режимом труда на отдельных участках;
в) аналогичное ознакомление с работой вспомогательных
служб и участков;
г) ознакомление с учебно-производственной базой и формами
подготовки кадров для предприятия (экскурсия в базовое училище, учебный цех предприятия).
Профориентационную тематику экскурсий нередко расширяют, планируют дополнительные экскурсии по конкретной теме: «Перспективы развития предприятия», «Молодые специалисты» и т.д.
3. Профессиографические. В ходе учебного процесса раскрывается содержание той или иной профессии. Группы формируются по интересам. Желательно, чтобы число учащихся не превышало 15 человек. На предприятии эта группа знакомится с содержанием деятельности специалиста и степенью механизации труда, связью с другими специалистами в процессе труда, потребностью в кадрах, возможностями совмещения работы с учебой, перспективой роста квалификации, требованиями, предъявляемыми профессией к личностным качествам человека, возможными противопоказаниями, примерами успешного овладения профессией молодыми специалистами, их творчеством и т.д., в соответствии с профессиограммой.
Планирование экскурсии.
Каждая экскурсия строится по определенному плану, в котором отражаются следующие этапы ее проведения:
1. Подготовка:
— составление списков и подготовка учащихся к экскурсии;
— разработка плана и содержания экскурсии, расчет времени, маршрутов, участков показа с указанием: кто, где рассказывает и показывает;
— подбор и назначение организатора экскурсии и экскурсоводов.
Подготовка учащихся к экскурсии включает:
— психологическую подготовку учащихся: ввести их в предстоящую работу, раскрыть ее значение, настроить на восприятие;
— сообщение темы, цели посещения, названия предприятия;
— обсуждение плана наблюдения: что наблюдать, в какой последовательности и с какой целью;
— указание пути сбора отчетного материала, выдачу задания по подготовке записных книжек, бумаги для зарисовок, ручки, карандаша, фотоаппарата и т.д.;
— доведение до сведений учащихся сроков и форм подведения итогов: план отчета (Приложение 9), написание сочинений, рефератов, описание профессий, проведение анкетирования (Приложения 6, 7, 8).
То, что школьники будут заранее знать о предстоящем подведении итогов, заставляет их более ответственно настроиться на экскурсию, быть более внимательными. Но при этом надо избегать излишних второстепенных заданий по оформлению результатов экскурсии.
И в заключение следует обратить внимание на технику безопасности.
-
Проведение экскурсии:
— вступительная беседа;
— практический показ с пояснением;
— заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы, вручение памяток, обращений, приглашений, буклетов;
— выявление эффективности проведения экскурсии путем анкетирования.
-
Подведение итогов:
— оформление итогов (отчет, альбом, реферат, описание профессий, информационный бюллетень, стенгазета и т.д.);
— выявление профнамерений (сочинения, анкетирование).
Турнир знатоков. Это познавательное мероприятие, проводимое несколькими микрогруппами, каждая из которых по очереди организует состязание между остальными участниками. Турнир знатоков может проводиться по одному профилю или быть комплексным, когда каждый тур состязаний имеет свой профиль.
Например, турнир знатоков может состоять из: знатоков математики; знатоков музыки; знатоков родного края; знатоков литературы и т.д.
В организации своего тура состязаний должно участвовать все объединение, а в других турах, соревнованиях с остальными командами оно может участвовать или целиком, или отдельной группой. Основных ведущих двое.
Подготовка к турниру знатоков
Главный ведущий созывает общий сбор-старт объединений, желающих участвовать в турнире. Участники рассаживаются по кругу. Избирается «совет дела» — штаб турнира, куда входят представители каждой мини-группы и ведущие. Затем общий сбор-старт решает, каким образом будут выбираться профили соревнований.
-
Каждая микрогруппа, одновременно с другими, посовещавшись, придумывает тот профиль (вид), по которому будет проводить свой тур состязаний с остальными микрогруппами. -
Все микрогруппы предлагают возможные профили (виды) состязаний, затем сообща отбирают по числу объединений самые удачные, далее, по желанию объе динений или по жребию, определяют между собой профили (виды) для организации состязаний.
После того, как профили (виды) придуманы и объявлены или распределены, каждое объединение снова совещается 15—20 минут и решает, как оно будет вести свой тур состязаний между остальными микрогруппами. В данную форму также включаются элементы ролевой игры: микрогруппы представляют приемную комиссию, ученый совет, жюри фестиваля и т.д. После общего сбора-старта каждое объединение готовится к выполнению тех заданий, которые объявлены предварительно.
Возможные профили состязаний:
-
Конкурс знатоков науки (например, математики или физики, химии, биологии). -
Состязание знатоков родного края, города, поселка. -
Соревнование журналистов (например, между командами профиля журналистики и т.д.). -
Конкурс знатоков искусства, музыки, живописи, поэзии (например, команды абитуриентов и т.д.). -
Состязание знатоков техники. -
Состязание знатоков танца.
Советы организаторам: максимальное время для каждого тура — 15—20 минут.
После проведения всех туров состязаний необходимо дать время каждой микрогруппе для того, чтобы подвести итоги своего тура.
Трудовые дела формируют добросовестное отношение к труду, знакомят с особенностями работы, дают возможность попробовать собственные силы в различных областях деятельности, развивают профессиональные интересы.
Трудовая атака.
Возможные задания:
— расчистить территорию школы от снега, листьев;