Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 618
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— посыпать песком обледенелые дорожки;
— украсить школу, посадить цветы и т.д.;
— построить или отремонтировать пешеходные мостики, подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары.
Трудовой десант.
Возможные задания:
— помощь в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;
— помощь лесничеству в охране природы;
— помощь в строительстве, создании сада, парка, памятных сооружений;
— помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т.д.
Наиболее важной частью школьной профориентации являются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.
В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи: оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда; организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону; изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.); проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.
Клубы по интересам, кружки. Клубы ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Каждый клуб имеет свою программу в соответствии с профилем работы, объявляет конкурсный набор учащихся, проводит самостоятельную профильную деятельность, организует выпускные испытания. Учащиеся клуба выступают организаторами массовых мероприятий.
Программа работы клуба разрабатывается ее руководителем с участием воспитанников и включает:
— учебные занятия по профилю;
— профильные действия (мероприятия различного характера);
— презентации и рекламные действия;
— коллективные действия с другими организациями.
Клуб имеет орган самоуправления, в который входит избранный детский актив и руководитель; разрабатывает свой устав, правила взаимоотношений членов.
Варианты кружковой работы: компьютерный дизайн, моделирование одежды, конструирование, автодело, радиолюбители, юные журналисты и т.д.
Наглядные формы профпросвещения
Аукцион. Слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. На аукцион выставляются поделки, изготовленные руками самих детей. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Он учить детей ценить труд других, способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы-признаки: спикер-ведущий, участники аукциона — «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обязательным атрибутом являются гонг и молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар, и его порядковый номер.
К наглядным формам работы можно также отнести:
Книжные выставки. «Человек проявляет свое “я” в труде». «Твое жизненное кредо».
Обзоры, обсуждения книг. Объединения любителей книги.
Обозрение книжное «Путешествие в будущее: какое оно?».
Час взаимной информации. «Читайте! Слушайте! Смотрите!»
В практике профессионального просвещения молодежи используется немало интересных и разнообразных форм и методов работы. Главное, чтобы они органично вписывались в систему учебно-воспитательной работы учреждения образования, учитывали потребности и социально-психологические особенности учащихся и способствовали активизации профессионального самоопределения школьников.
СО ШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
2.1. Профориентация младших школьников
Представления о профессиях у ребенка 7—10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребенка. Сейчас к этому списку добавились коммерческие занятия — «чтобы было много денег». Но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Внеклассные мероприятия, посвященные знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, и старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи. Представленные далее в пособии варианты бесед профориентационной тематики, сценарии профориентационных мероприятий для учащихся начальных классов помогут педагогу в организации профориентационной работы с младшими школьниками [18, 25].
«Все профессии нужны, все профессии важны»
(утренник — устный журнал)
I. «Страницы» журнала (продолжительность их звучания произвольна либо задана учителем при подготовке):
1-я «страница». Ее ведут шефы — более старшие дети (3— 4 кл.) — для первоклассников. Они дают краткую информацию о наиболее распространенных профессиях людей, имеющих какоелибо отношение к школе. Например, о строителях их школы (каменщиках, малярах, штукатурах, плиточниках), о школьных поварах, библиотекарях, врачах, о тех, кто изготовил школьную мебель (столярах, плотниках).
План краткого рассказа об одной или нескольких из вышеназванных профессий:
— как возникла профессия;
— что и как делают люди этой профессии (содержание и характер труда);
— где они работают (условия труда); — значение этой профессии для людей.
2-я «страница». Первоклассники читают стихи о профессиях, о труде, например, Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», В.Маяковского «Кем быть?», Бойко «Своими руками» и др.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут — Золотых, стальных, бумажных, Нет священней слова «ТРУД». Все искусство, знанья, книги — Воплощенные труды: В каждом шаге, в каждом миге Ясно видно их следы.
И окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден, Если труд хоть скромный, малый Был с успехом завершен.
3-я «страница». Учитель показывает слайды с изображением людей разных профессий за работой, фотографии производимой ими или уже готовой продукции. Одновременно он комментирует то, что может быть детям непонятно.
4-я «страница». Шефы (ребята более старшего возраста) представляют «Калейдоскоп фактов» (рассказ желательно сопровождать показом фотографий или предметов, отражающих конкретные особенности). Например:
«Кружева в металле»
Кружева бывают не только из ниток, но и... из металла. Посмотрите на фотографию: решетка из цветов «выращена» чудокузнецами, представителями одной из самых старых, почитаемых профессий. В старину кузнец, он же металлург, при сыродутном процессе получал железо и превращал его в изделие. Людей поражало то, что кузнец делал ценные вещи из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца «вещим» человеком, чуть ли не чародеем. Нередко эта профессия была очень почетной: «С кузнецом не положено на “Ты” говорить» — уважительно отмечает финская поговорка.
— украсить школу, посадить цветы и т.д.;
— построить или отремонтировать пешеходные мостики, подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары.
Трудовой десант.
Возможные задания:
— помощь в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;
— помощь лесничеству в охране природы;
— помощь в строительстве, создании сада, парка, памятных сооружений;
— помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т.д.
Наиболее важной частью школьной профориентации являются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.
В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи: оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда; организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону; изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.); проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.
Клубы по интересам, кружки. Клубы ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Каждый клуб имеет свою программу в соответствии с профилем работы, объявляет конкурсный набор учащихся, проводит самостоятельную профильную деятельность, организует выпускные испытания. Учащиеся клуба выступают организаторами массовых мероприятий.
Программа работы клуба разрабатывается ее руководителем с участием воспитанников и включает:
— учебные занятия по профилю;
— профильные действия (мероприятия различного характера);
— презентации и рекламные действия;
— коллективные действия с другими организациями.
Клуб имеет орган самоуправления, в который входит избранный детский актив и руководитель; разрабатывает свой устав, правила взаимоотношений членов.
Варианты кружковой работы: компьютерный дизайн, моделирование одежды, конструирование, автодело, радиолюбители, юные журналисты и т.д.
Наглядные формы профпросвещения
Аукцион. Слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. На аукцион выставляются поделки, изготовленные руками самих детей. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Он учить детей ценить труд других, способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы-признаки: спикер-ведущий, участники аукциона — «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обязательным атрибутом являются гонг и молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар, и его порядковый номер.
К наглядным формам работы можно также отнести:
Книжные выставки. «Человек проявляет свое “я” в труде». «Твое жизненное кредо».
Обзоры, обсуждения книг. Объединения любителей книги.
Обозрение книжное «Путешествие в будущее: какое оно?».
Час взаимной информации. «Читайте! Слушайте! Смотрите!»
В практике профессионального просвещения молодежи используется немало интересных и разнообразных форм и методов работы. Главное, чтобы они органично вписывались в систему учебно-воспитательной работы учреждения образования, учитывали потребности и социально-психологические особенности учащихся и способствовали активизации профессионального самоопределения школьников.
Раздел II. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
СО ШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
2.1. Профориентация младших школьников
Представления о профессиях у ребенка 7—10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребенка. Сейчас к этому списку добавились коммерческие занятия — «чтобы было много денег». Но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Внеклассные мероприятия, посвященные знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.
Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, и старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи. Представленные далее в пособии варианты бесед профориентационной тематики, сценарии профориентационных мероприятий для учащихся начальных классов помогут педагогу в организации профориентационной работы с младшими школьниками [18, 25].
УТРЕННИКИ
«Все профессии нужны, все профессии важны»
(утренник — устный журнал)
I. «Страницы» журнала (продолжительность их звучания произвольна либо задана учителем при подготовке):
-
Информационная (данные об основных профессиях). -
Поэтическая (чтение стихотворений о профессиях). -
Художественная (просмотр слайдов с изображениями людей различных профессий, их рабочих мест, готовой продукции). -
Познавательная (сообщение интересных фактов). -
Дискуссионная (не более пяти минут). -
Игровая.
-
Подготовка к утреннику. Для журнала нужно придумать названия конкретных «страниц», сделать иллюстрации к ним на отдельных листах ватмана. Перед представлением каждой «страницы» кто-нибудь из ребят проносит лист с соответствующим символическим изображением страницы и называет ее. -
Примерное содержание каждой «страницы» (вариации вполне допустимы).
1-я «страница». Ее ведут шефы — более старшие дети (3— 4 кл.) — для первоклассников. Они дают краткую информацию о наиболее распространенных профессиях людей, имеющих какоелибо отношение к школе. Например, о строителях их школы (каменщиках, малярах, штукатурах, плиточниках), о школьных поварах, библиотекарях, врачах, о тех, кто изготовил школьную мебель (столярах, плотниках).
План краткого рассказа об одной или нескольких из вышеназванных профессий:
— как возникла профессия;
— что и как делают люди этой профессии (содержание и характер труда);
— где они работают (условия труда); — значение этой профессии для людей.
2-я «страница». Первоклассники читают стихи о профессиях, о труде, например, Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», В.Маяковского «Кем быть?», Бойко «Своими руками» и др.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут — Золотых, стальных, бумажных, Нет священней слова «ТРУД». Все искусство, знанья, книги — Воплощенные труды: В каждом шаге, в каждом миге Ясно видно их следы.
И окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден, Если труд хоть скромный, малый Был с успехом завершен.
3-я «страница». Учитель показывает слайды с изображением людей разных профессий за работой, фотографии производимой ими или уже готовой продукции. Одновременно он комментирует то, что может быть детям непонятно.
4-я «страница». Шефы (ребята более старшего возраста) представляют «Калейдоскоп фактов» (рассказ желательно сопровождать показом фотографий или предметов, отражающих конкретные особенности). Например:
«Кружева в металле»
Кружева бывают не только из ниток, но и... из металла. Посмотрите на фотографию: решетка из цветов «выращена» чудокузнецами, представителями одной из самых старых, почитаемых профессий. В старину кузнец, он же металлург, при сыродутном процессе получал железо и превращал его в изделие. Людей поражало то, что кузнец делал ценные вещи из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца «вещим» человеком, чуть ли не чародеем. Нередко эта профессия была очень почетной: «С кузнецом не положено на “Ты” говорить» — уважительно отмечает финская поговорка.