Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 618

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— посыпать песком обледенелые дорожки;

— украсить школу, посадить цветы и т.д.;

— построить или отремонтировать пешеходные мостики, подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары.

Трудовой десант.

Возможные задания:

— помощь в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;

— помощь лесничеству в охране природы;

— помощь в строительстве, создании сада, парка, памятных сооружений;

— помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т.д.

Наиболее важной частью школьной профориентации являются профессиональные пробы (пробы сил). Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание поля формирования профессионально значимых качеств личности. В длительной профессиональной пробе есть некоторый элемент профессиональной адаптации.

В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи: оказывает помощь школьникам в самопознании, осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду, участвует в организации их общественно полезного и производительного труда; организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону; изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов; устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.); проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем; координирует действия учителей, работающих в классе.


Клубы по интересам, кружки. Клубы ориентированы на решение образовательных и воспитательных задач вне рамок учебного процесса. Каждый клуб имеет свою программу в соответствии с профилем работы, объявляет конкурсный набор учащихся, проводит самостоятельную профильную деятельность, организует выпускные испытания. Учащиеся клуба выступают организаторами массовых мероприятий.

Программа работы клуба разрабатывается ее руководителем с участием воспитанников и включает:

— учебные занятия по профилю;

— профильные действия (мероприятия различного характера);

— презентации и рекламные действия;

— коллективные действия с другими организациями.

Клуб имеет орган самоуправления, в который входит избранный детский актив и руководитель; разрабатывает свой устав, правила взаимоотношений членов.

Варианты кружковой работы: компьютерный дизайн, моделирование одежды, конструирование, автодело, радиолюбители, юные журналисты и т.д.

Наглядные формы профпросвещения

Аукцион. Слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. На аукцион выставляются поделки, изготовленные руками самих детей. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Он учить детей ценить труд других, способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы-признаки: спикер-ведущий, участники аукциона — «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обязательным атрибутом являются гонг и молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также номера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар, и его порядковый номер.

К наглядным формам работы можно также отнести:

Книжные выставки. «Человек проявляет свое “я” в труде». «Твое жизненное кредо».

Обзоры, обсуждения книг. Объединения любителей книги.

Обозрение книжное «Путешествие в будущее: какое оно?».

Час взаимной информации. «Читайте! Слушайте! Смотрите!»

В практике профессионального просвещения молодежи используется немало интересных и разнообразных форм и методов работы. Главное, чтобы они органично вписывались в систему учебно-воспитательной работы учреждения образования, учитывали потребности и социально-психологические особенности учащихся и способствовали активизации профессионального самоопределения школьников.



Раздел II. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА


СО ШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

2.1. Профориентация младших школьников

Представления о профессиях у ребенка 7—10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом: работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика и т.п., которые своей внешней героической и романтической стороной поражают воображение ребенка. Сейчас к этому списку добавились коммерческие занятия — «чтобы было много денег». Но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Внеклассные мероприятия, посвященные знакомству с профессиями, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Информация о профессиях, поданная в доступных и интересных формах, поможет детям в выборе книг для чтения, кружков, секций, творческих коллективов для внешкольных занятий.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Весь педагогический опыт говорит о том, что человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, и старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи. Представленные далее в пособии варианты бесед профориентационной тематики, сценарии профориентационных мероприятий для учащихся начальных классов помогут педагогу в организации профориентационной работы с младшими школьниками [18, 25].

УТРЕННИКИ


«Все профессии нужны, все профессии важны»

(утренник — устный журнал)

I. «Страницы» журнала (продолжительность их звучания произвольна либо задана учителем при подготовке):

  1. Информационная (данные об основных профессиях).

  2. Поэтическая (чтение стихотворений о профессиях).

  3. Художественная (просмотр слайдов с изображениями людей различных профессий, их рабочих мест, готовой продукции).

  4. Познавательная (сообщение интересных фактов).

  5. Дискуссионная (не более пяти минут).

  6. Игровая.


  1. Подготовка к утреннику. Для журнала нужно придумать названия конкретных «страниц», сделать иллюстрации к ним на отдельных листах ватмана. Перед представлением каждой «страницы» кто-нибудь из ребят проносит лист с соответствующим символическим изображением страницы и называет ее.

  2. Примерное содержание каждой «страницы» (вариации вполне допустимы).

1-я «страница». Ее ведут шефы — более старшие дети (3— 4 кл.) — для первоклассников. Они дают краткую информацию о наиболее распространенных профессиях людей, имеющих какоелибо отношение к школе. Например, о строителях их школы (каменщиках, малярах, штукатурах, плиточниках), о школьных поварах, библиотекарях, врачах, о тех, кто изготовил школьную мебель (столярах, плотниках).

План краткого рассказа об одной или нескольких из вышеназванных профессий:

— как возникла профессия;

— что и как делают люди этой профессии (содержание и характер труда);

— где они работают (условия труда); — значение этой профессии для людей.

2-я «страница». Первоклассники читают стихи о профессиях, о труде, например, Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», В.Маяковского «Кем быть?», Бойко «Своими руками» и др.

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут — Золотых, стальных, бумажных, Нет священней слова «ТРУД». Все искусство, знанья, книги — Воплощенные труды: В каждом шаге, в каждом миге Ясно видно их следы.

И окончив день, усталый,

Каждый щедро награжден, Если труд хоть скромный, малый Был с успехом завершен.

3-я «страница». Учитель показывает слайды с изображением людей разных профессий за работой, фотографии производимой ими или уже готовой продукции. Одновременно он комментирует то, что может быть детям непонятно.

4-я «страница». Шефы (ребята более старшего возраста) представляют «Калейдоскоп фактов» (рассказ желательно сопровождать показом фотографий или предметов, отражающих конкретные особенности). Например:

«Кружева в металле»

Кружева бывают не только из ниток, но и... из металла. Посмотрите на фотографию: решетка из цветов «выращена» чудокузнецами, представителями одной из самых старых, почитаемых профессий. В старину кузнец, он же металлург, при сыродутном процессе получал железо и превращал его в изделие. Людей поражало то, что кузнец делал ценные вещи из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца «вещим» человеком, чуть ли не чародеем. Нередко эта профессия была очень почетной: «С кузнецом не положено на “Ты” говорить» — уважительно отмечает финская поговорка.