Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 596

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Это человек, который занимается выращиванием леса. Маленькие деревца как дети: о них нужно постоянно заботиться до тех пор, пока они не окрепли и не подросли. То появятся сорняки, и нужно подумать, как поскорее избавиться от них, то нападет страшный враг лесов — личинки майского жука или другие вредные насекомые (например, короед). В обязанности лесовода входит и «лечение» леса. Если нужно, то больные деревья вырубаются и удаляются, что позволяет сохранить «здоровье» леса. Лесоводы выезжают в лес, переходят через болота и завалы с тяжелым рюкзаком за спиной. Лесоводы умеют правильно поставить палатку, развести костер в безопасном месте. Они отправляются в лес, чтобы выяснить, какие в лесу деревья и где они растут, каков их возраст, не мешают ли им вредители.

(Пауза)

— Давайте проверим, кто из вас хорошо знает лесные растения.

Учитель показывает детям листья и цветы различных растений из гербария, дает некоторые пояснения об их обладателях. Затем он уточняет принадлежность листьев к дереву, кустарнику или траве, выясняет у ребят, какие плоды дает это растение, как оно цветет, какие у него семена.

— А теперь попробуйте перечислить названия тех специальностей лесного хозяйства, о которых мы не говорили. (Техникилесоводы, трактористы, операторы лесохозяйственных машин и др.).

Помощники работников лесного хозяйства — лесная авиация, специалисты по вычислительной технике.

(В этот момент раздается стук в дверь. Все смотрят в сторону двери, которая открывается, и в нее входит «лесовичок» (ученик в костюме) с мешком за плечами).

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я — старичок-лесовичок, принес вам лесные загадки. Сейчас я узнаю, кто из вас хорошо знает лес и может стать лесничим. Кто назовет все отгадки, получит от меня приз.

(Призы — кедровые шишки, орехи — лежат в мешке)

Загадки лесовичка:

Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены.

(Березы)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

В золотой клубочек Спрятался дубочек.

(Желудь)

Зимой и летом одним цветом.

(Хвойное дерево)

Летом одевается, зимой раздевается.

(Лиственное дерево)

Никто их не пугает, а они все дрожат.

(Листья осины)


Лесовичок раздает призы всем детям и присаживается к ребятам.

Учитель: Мы познакомились с трудом лесничего, лесовода, лесника — интересные, стоящие, хорошие профессии, вы можете их выбрать, если захотите. Этим и другим «лесным» профессиям можно обучиться в лесохозяйственных институтах и лесотехнических техникумах.

«Как приходят вести»

Оборудование: бланки для телеграмм (для каждого ученика); картонный почтовый ящик для игры-тренинга.

Примерный сценарий беседы

Учитель: Каждое утро вы приходите в школу учиться, а ваши папы и мамы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные обязанности или, как говорят еще, имеют разные профессии.

Давайте узнаем, какие профессии имеют ваши родители?

(Ответы детей по «цепочке»)

В мире существует множество профессий, и все они нужны людям. Без водителей транспорта мы бы не могли быстро доехать до места, куда нам надо, без врачей — вылечиться, если заболеешь. Без почтальонов до нас не доходили бы письма.

Сегодня вы узнаете о людях, чьи профессии связаны с отраслью связи. Связь нужна всем для быстрого обмена информацией.

Как можно передать сообщение другу в другой город? (Позвонить, написать письмо, послать телеграмму).

Кто знает, как раньше передавали известия, когда еще не было ни телефонов, ни почты?

(Возможные ответы детей)

Учитель: Как передавали новости в древности? Какие изобретения в области связи сделали люди? Какие современные профессии связи вы можете назвать? Чем занимается почтальон? (Заслушиваются ответы 3—4 ребят) Учитель-ведущий дополняет ответы ребят:

— Получив почту, почтальон сортирует ее, т.е. раскладывает по адресам и абонентам. Ему приходится 2—3 раза в день разносить газеты и журналы, письма и телеграммы, извещения на посылки и пенсионные переводы.

Почтальон должен обладать хорошей памятью, знать расположение улиц, проходов, проездов и т.д. У него должны быть крепкие ноги и руки для того, чтобы много ходить «с толстой сумкой на ремне».

Прежде чем письма попадут в руки почтальона, они проходят сортировку. Людей, которые занимаются этим, называют сортировщиками почтовых отправлений и периодической печати. Сортировщик раскладывает ваши письма по тем городам, почтовые индексы которых указаны на конвертах. В другом городе местные сортировщики перешлют по спецсвязи письма в нужные отделения связи. При ручной сортировке опытные сортировщики достигают скорости 1 письмо в 1 секунду.



Сейчас сортировщикам помогают машины. Они считывают индексы и раскладывают письма по ячейкам. Работу сортировщика существенно затрудняет неправильно указанный адрес: не хватает индекса, названия города, улицы, или же адрес написан неразборчиво, неаккуратно, пастой, цвет которой не воспринимает автосортировщик и пр.

А теперь давайте попробуем отгадать несколько загадок:

Что за птица —

Песен не поет,

Гнезда не вьет, Людей и груз везет.

(Самолет)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок.

(Локомотив и вагоны)

Как вы думаете, какое отношение имеют эти загадки к нашему разговору? (Возможные ответы ребят). Верно, это — почтовый транспорт. Он необходим для перевозки почты, т.е. ваших сообщений и посылок.

(Учитель показывает бланк телеграммы) Как называется это сообщение? (Телеграмма).

Когда вы приходите на почту, вы посылаете или отправляете что-либо или же получаете что-то от кого-то. Поэтому ваши сообщения, письма, посылки называются «почтовые отправления». Они бывают внутренние и внешние. Эта телеграмма (учитель еще раз показывает бланк) для человека, находящегося в другой стране, т.е. отправление внешнее. Внутреннее отправление — это письма, корреспонденция между городами в нашей стране и внутри самих городов, сел.

Отправить телеграмму очень удобно: уже через 3—4 часа она попадет в другой город. Если вы хотите отправить телеграмму, то сделать это вам поможет телеграфист.

«Телеграф» в переводе с греческого означает «далеко пишу»,

т.е. «пишу на расстоянии». Телеграфист передаст текст телеграммы в другой город с помощью электрических сигналов, в которые преобразуются буквы и цифры. Первую телеграмму с помощью электрического тока передали русские изобретатели П.Л.Шиллинг и Б.С.Якоби.

Для прямого и обратного преобразования текста телеграммы в совокупность электросигналов служат передающий и приемный телеграфные аппараты. Наиболее удачным из всех созданных во время развития телеграфной связи аппаратов стал аппарат С.Морзе. В нем использована разработанная изобретателем известная всем азбука Морзе, в которой каждая буква или цифра обозначается своей комбинацией точек и тире (код Морзе); всем известен сигнал бедствия SOS, который передается как 3 точки — 3 тире — 3 точки.

На смену аппарату Морзе пришли буквопечатающие аппараты. Первый такой аппарат создал выдающийся русский ученый академик Б.С.Якоби.

Современный телеграфный аппарат называют телетайп, т.е. «печатающий на расстоянии». Внешне телетайп очень похож на пишущую машинку, так как в передающем устройстве клавиатура с буквами и цифрами заменяет ключ, который работал в аппарате Морзе. Такая же клавиатура приемного аппарата вместо точек и тире печатает на бумажной ленте или рулоне буквы или цифры телеграммы.

Самопечатающая клавиатура телетайпа, самостоятельный перевод строки производят всегда сильное впечатление на тех, кто это видит: кажется, что на пишущей машинке печатает текст какой-то невидимка.

В другом городе машина отпечатает текст на бумажной ленточке. Потом ее приклеивают на бланк и передают почтальону. Чтобы убедиться в том, что телеграмма в другом городе получена, можно созвониться с адресатом и получить от него подтверждение.

(Пауза)


Учитель: Про какой вид связи эта загадка:

Через поле и лесок

Подается голосок, Он бежит по проводам —

Скажут здесь, а слышно — там.

(Телефонная связь)

Когда мы хотим позвонить в другой город, мы обращаемся за помощью к телефонистам междугородней связи. Они быстро соединят ваш телефон с нужным номером. Сегодня это делают и специальные автоматы на АТС. Вы, наверное, и сами не раз звонили из дома в другой город и смогли убедиться, что механический телефонист — коммутатор соединяет вас с телефоном другого абонента.

Если вам понадобилось узнать телефоны кинотеатра, больницы, магазина или знакомого, телефонист справочной службы даст вам ответ. Для этого достаточно набрать ее телефоны — 08, 09.

Знаете ли вы, сколько лет телефону?

Он существует немногим более 100 лет. Сначала телефонные линии были воздушными — провода перекладывали с крыши одного дома на другой или же подвешивали на специально установленные для этого деревянные столбы. Поэтому телефонной связи мешали ветра, дожди и снегопады. Сейчас телефонная сеть перенесена под землю — это очень удобно. Количество абонентов намного возросло, так как подземный кабель сделан многожильным, т.е. имеет несколько сот пар проводов, по которым одновременно могут говорить тысячи людей.

В наши дни радио можно встретить повсюду. У радистов всегда много дел!

По радио летчики запрашивают разрешение на посадку, а геологи сообщают на базу об обнаружении нового месторождения полезных ископаемых. По радио ведется связь с космическими кораблями, и миллионы людей узнают последние известия.

К услугам радистов сложнейшие аппараты, огромные радиостанции. Радисту надо хорошо знать технику. У радистов есть специальный язык — азбука Морзе, которым они умеют пользоваться. Чтобы различать сигналы, радист должен иметь хороший музыкальный слух. Замечено, что этой профессией лучше овладевают те, кто занимается танцами, играет на музыкальном инструменте.

Тот, кто хочет стать радистом, должен хорошо изучить математику, физику (этому предмету вы научитесь в старших классах). В городах есть профессиональные училища, техникумы, институты, в которых готовят телеграфистов, телефонистов, радистов и других работников отрасли связи.

(Пауза)

Игра «Отгадай слово»




1. Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «5» на медной бляшке, В синей форменной фуражке?

Рано-рано он встает, Отправляется в поход. У него в холщовой сумке «Город» новостей живет.

Очень часто его гладят,

Что-то шепчут и поют,

Крутят, вертят и сжимают — Вдруг сбежит, коварный плут? Я не знаю, что за зверь У меня живет теперь. Вы скажите — сей бедлам Может забегал и к вам?



2. Тук-тук-тук, да тук-тук-тук —

Бьет ключом, как дятел сук, Человек за аппаратом, Только стук витиеватый...

А за тысячею верст

Вылезает из машины

Очень пестрый тонкий хвост

Из бумажной ленты длинной

С сообщеньем: «На Неглинной Тетю Надю поздравляем.

Крепко любим, обнимаем.

Внуки, дети, муж — семья!

Тетя Надя, ну и я...»

Кто же этот человек, Поздравляет всех уж век?



  1. Специалисты, занятые раскладкой писем по ячейкам.



  1. Забежал ко мне однажды

Необычный зверь,

Лег на стол и там остался,

Будто в доме прописался, И теперь он не желает Выходить за дверь.

Целый день он спит отважно,

А по вечерам

Шум в квартире поднимает, Звон и тарарам.

Словно попугай болтает,

Важен и упрям;

Всех жильцов к себе сзывает —

5. «Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая...» — Дети в бланке написали И на почту передали. В дальнем городе, на ленте Появились эти знаки. Удивились все связисты, Даже спорили до драки!

А потом сие посланье Отнесли в звенящий сад. «Вам большой привет, компанья, Передали сто ребят!

Получите, распишитесь!» — Почтальон, взглянув на лица, Побежал скорей назад.

Что ж ребята? В бланк взглянули,

Облегченно все вздохнули,

Засмеялись и запели

Про веселые качели,

На которых уместились

Сидя, стоя, лежа, в ряд Точка, точка, запятая, Минус, рожица кривая...

В общем, целый детский град. Угадайте, что же в сад Получили сто ребят?



  1. Вид почтового отправления, заклеенного в конверт.



  1. Человек, хорошо знающий азбуку Морзе.

Прямо стыд и срам!

У него два странных уха, Будто решето,

Целый день гудит в них муха:

«Что-то здесь не то!»

Вместо плеч — две небольшие ямы,

Вместо носа — круглый сыр, В нем не две, а десять дыр!

  1. Человек, к которому мы обращаемся, когда звоним в другой город.



  1. Отрасль промышленности, занятая передачей различных известий.