Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 587

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тренинговая игра «Наша почта».

Детям раздают бланки телеграмм для составления текста своему другу. Ведущий показывает, как надо заполнять бланк, где писать текст, как свернуть бланк, как написать адрес (ряд, парта, адресат). Дается какое-то время для записи сообщения. Заполненные бланки опускают в «ящик».

Соревнования сортировщиков — кто разложит больше бланков за 10 секунд.

В заключение учитель подводит итоги беседы:

— Что нового вы узнали сегодня? Где можно получить еще какую-либо информацию, связанную с данными профессиями? (Сходить на экскурсию, на почту, спросить родителей, работников связи, прочитать книги, словари).

При этом учитель может показать книги, рассказывающие о разных профессиях связистов.

Беседа-игра «Куда уходят поезда?»

Оборудование: Табло для викторины.

Примерный сценарий беседы-игры:

  1. Вступительное слово.

  2. Викторина.

1-я команда

2-я команда

1. По чему передвигался первый паровоз?

1. Почему прошло много времени, прежде чем люди поставили паровоз на рельсы?

2. Назовите старших братьев паровоза.

2. Появление какого железнодорожного транспорта предсказывают ученые в недалеком будущем?

3. Как называется человек, который управляет железнодорожным составом?

3. Назовите одним словом место, в котором собираются люди, уезжающие на поезде?

4. Какие специальности железнодорожников вы знаете?

(Вопрос — общий для обеих команд, ответы на него можно записать на доске)

5. Как называются вагоны для перевозки жидкостей?

5. Как называются открытые вагоны?

(Этот вопрос командам задают чуть позже — см. ниже)

Учитель: Чтобы избежать аварии, машинисту требуется огромное внимание. Давайте проверим ваше внимание.

Игра «Что изменилось».

На столе раскладывают разные предметы (не больше семи), дети запоминают их в течение определенного времени (10— 20 секунд); стол чем-нибудь закрывают от ребят, предметы меняют местами и опять открывают. Ребята стараются заметить все изменения в расположении предметов на столе.

(Пауза. Наиболее внимательные дети получают какие-либо призы)

Учитель: Чтобы быстро принимать решения в трудных ситуациях, нужно обладать достаточно быстрой реакцией. Поэтому не только машинист, но и диспетчер, следящий за формированием составов на станционных путях, прохождением иногородних составов через станцию, занятостью путей, должны уметь быстро реагировать на изменения в конкретных ситуациях. А сейчас с помощью одной игры проверим вашу быстроту реакции.

Игра «Не пропусти свою букву».

Каждый участник получает одну или две буквы. Ведущий называет слово. Задача участников подать звуковой сигнал — хлопок на слово по буквам, не пропустив свою.

(Слова для игры: дорога, рельсы, профессия, электровоз, железнодорожный, семафор, стоянка)

Учитель (ведущий) инструктирует играющих:

— Каждый из вас имеет по букве. Повторите букву «про себя», чтобы лучше запомнить. Я буду называть слова, а задача каждого из вас, услышав свою букву, сразу же хлопнуть в ладоши.

Постарайтесь хлопнуть как можно быстрее и именно на свою букву, а не на чужую.

(2-й вариант инструкции: после того, как ведущий назовет слово, обладатель буквы громко и быстро хлопает в ладоши, выбегает вместе с буквой к доске и встает в ряд ребят, держащих буквы по порядку в названном слове.)

(Пауза после игры. Далее учитель задает командам 5-й вопрос. Подведение итогов по 3 балла за каждый правильный ответ, вручение призов)

Игры для установления профессионально важных качеств

«Кассир».

Один ученик выполняет роль кассира, а 3—4 человека — покупателей билетов, каждый из которых имеет карточку с определенным заданием, согласно ролевой игре.

Цель покупателей — поставить кассира в затруднительное положение, «подкинуть» ему профессионально трудную задачу. Например: один из покупателей старается приобрести билет без очереди; другой, дойдя до кассы, забыл название нужной станции; у кого-то не оказалось с собой достаточно денег, чтобы купить билет, кто-то пытается обсчитать кассира и т.д.

«Проводник»

Один ученик — проводник, еще 4—5 ребят — пассажиры. Задача пассажиров — «создать» разные проблемы проводнику. Они могут обращаться к нему с различными просьбами, создавать беспорядок в купе, в вагоне, скандалить, требовать чего-либо и т.п.

«Машинист»

Один из ребят выполняет роль машиниста, другой — помощника машиниста, еще несколько ребят — пассажиров, а кто-то — стрелочника.

Машинист и его помощник сталкиваются с различными трудностями в пути. Например, в поезде обнаружен преступник, впереди на путях неожиданно появился завал, на станции впереди стоит другой состав, при движении состава выясняется, что колеса одного из вагонов стали сильно искрить, или же между вагонами порвался электрокабель, стрелка на станции переведена не на тот путь и т.д. После каждой игры подводятся итоги: правильно ли вел себя представитель соответствующей профессии? Удалось ли ему разрешить возникшие проблемы? Остались ли довольны решением их вопросов другие люди?

В конце игры ребятам можно предложить отгадать загадки о транспорте:

Он в безбрежном «океане» Туч касается крылом. Развернется — под лучами Отливает серебром.

(Самолет)

Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

Ходит скалка по дороге, Грузная, огромная.

И теперь у нас дорога Как линейка — ровная.

(Дорожный каток, грейдер)

Без разгона ввысь взлетаю, Стрекозу напоминаю. Отправляется в полет Современный ....

(Вертолет)

Конь бежит —

Земля дрожит, Из ноздрей дым валит.

(Паровоз)

Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем: Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

(Вагон)(Поезд)

«Знакомьтесь: наши друзья — книжки!»

Оформление:

  1. Выставка «В мире книг».

  2. Фотографии старинных книг.

  3. Скопированные картинки древних людей или их фотографии.

  4. Фотографии, кинофильмы или диапозитивы на тему «Работа в типографии».

  5. Книги для награждения самых активных участников игры. Организация.

Для беседы лучше всего пригласить какого-либо работника типографии (например, главного инженера, начальника производств, отдела, наборщика, печатника, переплетчика и др.). Ему можно предложить построить свой рассказ по такой схеме:

  1. Общие сведения о типографии:

— название типографии и ее расположение в городе;

— численность работающих в типографии и по цехам, участкам, т.е. занятых на конкретном этапе;

— какие цеха есть в типографии.

  1. Краткий перечень профессий работников типографии.

  2. Будущее типографии и книжного производства.

  3. Ответы на вопросы ребят.

Сценарий беседы

Ведущий: Ребята, сегодня вы поближе познакомитесь со своими старыми друзьями. А с какими — узнайте сами из загадки:

Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

Много-много лет назад не было ни чернил, ни бумаги, ни тем более книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце — все рассказывали вслух. Эти рассказы передавали от одного человека к другому, сохраняли и приукрашали из поколения в поколение. Но запомнить самые разные и длинные истории довольно трудно. Поэтому первобытные люди стали «записывать» их — каменными орудиями они делали рисунки на скалах. Эти рисунки отражали не только конкретные события их жизни, они помогали людям учиться запоминать большой объем информации. Нарисуют, например, озеро, а рядом — огромную рыбу, и картинка становится памятью об удачной ловле рыбы. Или же нарисуют холмы, деревья и реку, а среди них, вдоль реки — тропинка. Это уже память о первом трудном, полном приключений и опасностей путешествии, походе.

Гораздо позже такие картинки помогали человеку вести хозяйство. «Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре 5 мешков гороха!» — для памяти это можно было изобразить на картинке так (ведущий показывает рисунок):



Однако даже простенький рисунок выполнить далеко не просто. И художники стали упрощать картинки или, иначе говоря, стилизовать детали. Вместо быка стали рисовать только его голову, а вскоре она превратилась в три черточки, из которых, возможно, и появилась буква А. Древний народ шумеры называли быка Алеф.



Примерно так человек изобрел буквы, алфавит, письмена, которые зачастую стали понятнее картинок. Эти вещи человек изображал уже не на скалах, а на... Кто из вас знает, на чем и как писали люди? (На плоских каменных глыбах, на глине, папирусе,

пергаменте, бересте, воске, а вскоре и на металле)

(Ведущий может дополнить ответы ребят рассказами)

Шумерские таблички ученые расшифровывали не одно столетие. Происхождение конкретных букв до сих пор неясно и спорно. Одну из возможных версий описал в своем рассказе «Как появился алфавит» Редьярд Киплинг.

  1. Папирус.

В глубокой древности в странах Северной Африки было введено в культуру травянистое растение семейства осоковых — папирус, который в основном растет в Египте (тропическая Африка). Со временем растение одичало и заполонило берега рек и ручьев огромными зарослями. Из стеблей этого растения жители вырезали полоски, которые укладывали друг на друга, прижимали тяжелым камнем или другим достаточно тяжелым предметом, и сушили на солнце. После сушки получались ленты-полоски, на которых можно было писать. Их назвали папирус (от греч. papuros; гораздо позже от этого же слова возникло слово «папиросы»). Готовые ленты-полоски папируса склеивали в длинную ленту. Когда ее сворачивали, то получался свиток. На папирусе писали древние египтяне и другие древние народы.

  1. Береста.

Первые письмена и книги на Руси писали острой палочкой на бересте. Это верхний слой коры березы (ведущий показывает кусочек бересты). Вскоре бересту стали использовать и для изготовления туесов, корзин и других вещей.

  1. Пергамент.

Развитие человеческой мысли со временем привело к появлению новых способов и средств письма, в число которых попал и пергамент (от греч. pergamenos). При освежевании туш животных люди заметили, что после промывания снятой с животного шкуры на ее «тыльной» поверхности остаются засохшие следы крови. Попробовали нарисовать и написать что-либо — и получилось. Правда, качество оставляло желать лучшего из-за грубой выделки шкур. Вскоре пергамент стали делать из кожи телят, коз, овец, кроликов и т.д. Кожу тщательно чистили, скоблили и обрабатывали серной кислотой, пока она не становилась желтой или белой. Хорошо выделанный пергамент не пропускал ни влаги, ни жиров. Поскольку из обработанных шкур шили различную одежду, то можно было попробовать сшить и листы пергамента. Так появились первые пергаментные книги. Они очень отдаленно, слабо напоминали современные книги. Кроме того, пергамент употребляли для изготовления барабанов, бурдюков, некоторых технических деталей.

Прошло немало времени, прежде чем появилась бумага — белая, гладкая, тонкая, а самое главное — дешевая. Со временем потребление бумаги стало расти, и ее стало нужно очень много. Современное производство бумаги начинается с заготовок древесины на лесоповале. Машины пилят деревья, очищают их от веток, перевозят и сортируют бревна. Трудно поверить, что белый лист бумаги получен из ели, сосны, осины или березы.

Кто из вас знает, где делают бумагу из дерева? (На целлюлознобумажных комбинатах)

Высоченными штабелями лежат бревна на целлюлознобумажных комбинатах. Позже их размельчают на мелкие части рубильными машинами.

Скажите быстро «Раз, два, три!» Еще быстрее! А машина за это время успела измельчить довольно крупный кусок дерева.

Щепки варят в специальных котлах, некоторые из которых сегодня высотой с трехэтажный дом. Варят с крепкой кислотой или едкой щелочью. Получается деревянная каша, «суп», которым «питаются» все бумажные фабрики. Эту полужидкую смесь, вещество, которое образует кашу, называют клетчатка. Бумагоделательная машина отжимает из этой смеси воду. В готовые пластинки в качестве связующего элемента («клея») добавляют целлюлозу, прессуют и сушат в специальных печах. После сушки готовую бумагу вытягивают непрерывной лентой и наматывают на барабан (сделанный из толстого картона или из пластмассы). Такие бумажные рулоны поступают на склад, где и сохраняются до момента их востребования.

А теперь самое главное. Надо напечатать книгу. Но как это сделать? Первую печатную книгу на Руси сделал печатник Иван Федоров. Мастерские, где печатали книги, становились все больше, и вскоре превратились в настоящие фабрики книг. Эти фабрики назвали типографиями (от греч. tipes — отпечаток и grafo — пишу).

(Если приглашен работник типографии, ему предлагают рассказать о современной технологии издания книг. Если его нет, то возможен нижеследующий рассказ)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   31


Ведущий: Современные книги создает целый коллектив специалистов. Одни мастера отливают буквы и слова, другие собирают буквы в слова, слова — в строчки, строчки — в страницы текста. Этих людей называют наборщиками. Каждый из них должен хорошо знать правила орфографии. Этой профессии можно обучиться в профтехучилище, сейчас существуют механические наборщики — машины, которые называются «линотипы», что в переводе на русский означает «отпечаток линии». Эти машины отливают части текста целыми (линотипными) строками. Линотип похож на очень большую пишущую машинку (размером с очень большой шкаф). Наверху у него находятся ящики с запасом формочек всех букв. Линотипист — человек, управляющий машиной, набирает конкретный текст, т.е. определенные слова, нажимает педаль, чтобы формочки — буквы заливал жидкий металл (свинец, цинк, олово). Когда металл в формочках застывает, то после их удаления получается аккуратная металлическая линейка-строка с выступающими очертаниями букв. Если взглянуть на буквы, то вы увидите не сами буквы, а их зеркальные отражения. Нормальный вид они получают на бумаге после оттиска, т.е. бумага является для букв своеобразным зеркалом.

Линотиписту нужен хороший глазомер, чтобы определить, сколько слов войдет в строку. Он должен уметь управлять машиной. Обучиться этой профессии также можно в полиграфическом училище. Линотипист обязан прекрасно знать правила орфографии, грамматики, чтобы набранный текст был без ошибок. Человек этой профессии должен быть усидчивым, уметь работать, не отвлекаясь.

Готовые строки текста в виде плоских или дугообразных пластин попадают с линотипа к печатнику, а в виде длинных прямоугольных линеек — к наборщику. В печатном цехе пластины ставят на ротационные или офсетные машины, на буквы наносят слой краски нужного цвета, а затем через машины прокатывают бумагу, которая поступает с рулонов. В результате получается оттиск, т.е. изображение страниц на бумаге.

Сегодня большинство текстов книг, статей и других материалов для газет и журналов набирают на компьютере, записывают на дискеты (носители информации в виде квадратных пластин разной толщины, вместимости) и потом распечатывают при помощи лазерного принтера. Из этих распечаток художники создают оригинал-макет книги, газеты, журнала. Оригинал-макет фотографируют на специальную пленку, а затем в монтажном цехе из негативов формируют книжную или газетную полосу для последующего размножения. На основе пленочного макета делают металлическую форму для ротационной (или офсетной — в зависимости от способа печати) машины.



После установки металлической формы в течение одной смены (8 часов) ротационная машина может напечатать примерно 10 000 экземпляров одной книги или от 50-ти до 100 тысяч экземпляров одной газеты либо журнала. Скорость печати на ротационной машине очень высока — от 100 до 200 экз. газеты в минуту. Но печатают чаще всего на средней скорости, чтобы дольше сохранить формы. При больших скоростях формы часто «летят», т.е. приходят в нерабочее состояние.

После распечатки книги брошюруют в брошюровочном цехе или, иначе говоря, листы складывают в отдельные тетрадки, которые затем переплетают, а на сшитые тетрадки наклеивают обложку (или «сажают» в переплет) с помощью специальной машины. Готовые книги упаковывают в пачки и отправляют на склад.

У каждой книги есть корешок — переплет (ведущий показывает на какой-либо книге). В переплете книга будет долго служить человеку.

Переплетчик — еще одна важная профессия в типографии. Кроме типовых или стандартных переплетов он изготавливает художественные переплеты из кожи, бархата, шелка, с позолотой. (Пауза)

Задание для проверки (записывается на доске)

Переставьте в этих словах буквы так, чтобы можно было прочесть названия профессий:

НРАБОЩИК (наборщик)

ЧАПЕТКИН (печатник)

НИЛТТИПОИС (линотипист)

РЕПЕЧИКТЛЕП (переплетчик)

Знакомство с выставкой книг

Ведущий представляет виды книг (с выставки).

Фотокнижки — книжки, целиком состоящие из текста и фотографий (например: В.Маяковский. Что ни страница, то лев, то львица. М., 1989).

Книжки-игрушки, которые сделаны в необычной форме, например, по профилю героя книги — курочки рябы, мальчика, крокодила и т.д., или они содержат объемные аппликации, красочные иллюстрации.

Книжки-малышки сделаны для самых маленьких, имеют очень маленький формат с крупным шрифтом и красочными рисунками.

Книги из серии «Читаем сами»: «Мои первые книжки», «Почемучкины книжки» и др. Ведущий показывает образцы и обращает внимание ребят на эмблему каждой из малых серий.

Далее ведущий предлагает самим написать тексты своих книжек о современном производстве книг, склеить их из альбомных листов и оформить рисунками, картинками-аппликациями, а потом принести в класс и сделать библиотечку рукописных книг. (Пауза. Ведущий предлагает ребятам немного поиграть) Игра «Линотипист» (имитация работы линотиписта).

Двум желающим ребятам или двум группам по 3—5 учеников выдаются карточки-слоги, из которых нужно «набрать» текст пословицы. Выигрывает тот, кто быстрее «наберет» свою пословицу.


Пословицы для игры: «Книгу читать — как на крыльях летать», «Кто много читает, тот многое знает», «Без книг человек становится животным» и др.

Игра «Как делают книги».

На доске ведущий записывает в произвольном порядке названия профессий, связанных с производством книг. Задача ребят — расставить их в порядке, соответствующем упрощенной последовательности изготовления книг. Желающие могут выйти к доске и соединить стрелками названия, остальные ребята могут сделать это на бумаге. В итоге схема должна выглядеть так:



В конце игры самых активных ребят можно поощрить книгами.

Беседа-встреча «Творцы мира прекрасного»

Подготовка:

  1. Выступления представляющих профессии учеников или специалистов.

  2. Необходимые реквизиты для выступлений участников встречи.

Оформление: На сцене поставить стол, стулья, таблички с названиями профессий — участников встречи.

Оборудование: слайды, фотографии.

Примерный ход встречи

На сцену выходит учитель: Ребята, сегодня состоится встреча со специалистами, создающими мир прекрасного для всех нас. Это архитекторы, художники, артисты, портные, гончары и др.

На сцену выходят и рассаживаются представители профессий: архитектор, дизайнер, скульптор, стеклодув, гончар, пианист. Учитель (ведущий) представляет каждого из них и называет его профессию.

Учитель: Давайте попросим рассказать наших гостей о своих профессиях, а потом зададим им вопросы.

(Вопросы задаются после выступления каждого «специалиста»)

Примерное содержание рассказа учеников-«специалистов».

Дизайнер: Я начну нашу встречу рассказом о своей профессии. Одна из задач, стоящих перед дизайнером — сделать вещи более удобными для применения. Например, если столяр или плотник работают неудобными инструментами — рубанком и топором, — то у них может стереться кожа на ладонях, могут появиться мозоли. Дизайнер предложил сделать в рукоятках углубления, чтобы лучше захватывать инструменты пальцами. Тогда рубанок и топор стали удобными, и дело начало спориться.

Приведу другой пример: в металлургическом цехе от раскаленных печей всегда жарко. Рабочие то и дело утирают со лба пот. Как сделать, чтобы было прохладно? Печи ведь не погасишь!? Пришел дизайнер и распорядился — перекрасить стены цеха бледно-зеленой или светло-желтой краской. Послушались его совета, и сразу в цехе сделалось прохладнее. Да-да, от цвета! Вернее, всем казалось, что стало прохладнее. Но работать здесь теперь намного легче. Причина этой перемены заключается в психологии восприятия цвета. Один цвет кажется нам холодным, другой — теплым, третий — горячим. От цвета зависят настроение и работоспособность любого человека.


Эти примеры показывают, насколько важен в любом деле, на любом производстве труд художника-дизайнера. Люди моей профессии создают облик автомобилей и холодильников, кухонных и сельскохозяйственных комбайнов, микроскопов, молотков, мебели, посуды — всех предметов, окружающих человека, делают их удобными для работы и отдыха.

Дизайнер должен быть не только художником, но и чертежником, так как для изготовления новой вещи необходим ее чертеж. Поэтому он должен уметь не только рисовать, но и хорошо, аккуратно чертить.

(Дизайнер может показать детям новые образцы изделий из хозяйственного обихода, подчеркнув, что удобнее будет пользоваться ими, чем существующими сейчас. Он предлагает всем ребятам придумать, как улучшить конструкцию школьной доски. На обдумывание дается 2 минуты, потом класс обсуждает предложения. За самые интересные и рациональные идеи ребят награждают)

Архитектор: Я полностью согласен с дизайнером, что окружающие нас предметы должны быть красивыми и удобными. Не случайно архитекторы заботятся о красоте и удобстве зданий. Но расскажу о своей профессии подробнее.

Пожалуй, из всех профессий в мире самая древняя профессия архитектора. Когда одетый в звериную шкуру первобытный человек соорудил первый занавес, первый шалаш, а потом и первую землянку, он, сам того не ведая, стал своего рода архитектором, что в переводе с латинского означает «главный создатель».

Прежде чем приступить к работе, каждый архитектор обязательно должен знать, какие именно здания ему предстоит построить. Ведь проект, который хорош для театра, негож для завода. Здание школы не подойдет для министерства или библиотеки, а спорткомплексы стадиона — для бани или телецентра. Важно еще учесть, где расположится новое здание — в городе или деревне, какая там местность — равнинная, холмистая, уклоняющаяся и т.д.

Только выяснив все подробности, узнав, сколько в здании должно быть помещений и какого объема, сколько отпущено денег на строительство, архитектор и его помощники создают проект здания, состоящий из десятков чертежей. На одном чертеже изображается план местности, на другом — очертания нового здания, на третьем — вид постройки спереди, сзади, с боков. Потом архитектор рассчитывает и чертит планы этажей.