Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 608

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Для примера архитектор показывает какой-нибудь чертеж)

Архитектор не имеет права забывать и про отопление, водопровод, электропроводку. Ему приходится обращаться за помощью к инженерам всех специальностей. И опять чертежи, чертежи... А потом... Потом, если создается не один дом, а целый городской массив, архитекторы принимаются за другое дело. Они размещают на макете игрушечные дома из гипса или пластмассы — точные копии настоящих домов. Такой город с многоэтажными домами высотой не больше карандаша, со стадионом со школьную тетрадку, рощицей из зеленой бумаги называется макетом (архитектор показывает фотографию макета).

Макет помогает правильно расположить дома, чтобы одни не заслоняли солнце от других. Если окажется, что неправильно проложена улица, на «игрушке» можно изменить ее направление. Времени в запасе достаточно, все можно исправить и, проверив на макете, безбоязненно приступить к строительству настоящего города.

Чтобы вы попробовали свои силы в проектировке жилых районов, даю вам задачу.

Перед вами условное изображение части города (показывает квартал на макете). В каком месте разместить стадион и бассейн? Их условные изображения показаны на чертеже.



Ответ нарисован карандашом. Жилые дома перенесены в другой квартал, чтобы болельщики и скопления людей на стадионе не мешали жильцам повышенным уровнем шума. Для удобства посетителей стадион и бассейн располагают около остановки транспорта. Макет заранее подготавливается в виде аппликации на фланелеграфе или магнитной доске.

Можно предложить ребятам дополнить проект жилого района своими строительными объектами (кино, театр, каток, детсад, школа, поликлиника, аптека, магазин и т.д.).

Учитель: Интересная и увлекательная работа архитектора подойдет тем, кто имеет хорошо развитое пространственное мышление, умеет работать в коллективе.

Скульптор: Скульпторы часто работают вместе с архитекторами. Ведь только архитектор может расположить скульптуру среди других зданий так, чтобы она украшала город. Давайте вспомним, какие скульпторы есть на улицах нашего города?

(Просмотр слайдов или фотографий с изображением скульптур и лепных украшений на известных городских зданиях. Дети


называют эти здания и места их расположения)

Загадка:

Кто стамеской и руками оживляет мертвый камень?

(Скульптор)

Свой особый облик дома и улицы города приобретают благодаря декоративной лепке. Лепные украшения — одна из наименее долговечных деталей здания. Сохранить то, что существует, и восстановить разрушившиеся украшения — задачи лепщиков. Лепщики работают с глиной, бетоном и другими материалами. Лепные украшения сначала делают из глины скульпторы, потом с готовых образцов снимают формы, похожие на формочки для песка. В эти формы заливают состав, из которого будет сделано украшение. Сразу делать его из глины нельзя, потому что когда глина высыхает, то дает трещины.

Готовые украшения лепщик прикрепляет к зданию гипсовым раствором с помощью кисти. Эта работа требует выносливости.

Учитель: Спасибо! Эти рассказы очень интересны. Теперь послушаем человека еще одной редкой профессии — стеклодува. Он создает уникальные, неповторимые вещи. О стеклодуве даже сложены стихи чешским поэтом Франтишеком Грубском:

Просто рабочий-стеклодув

Свой дар протягивает миру, Отдав ему любовь и силу,

Огонь и жизнь в него вздохнув.

Стеклодув: Посмотрите, какие прекрасные изделия делают стеклодувы. (Детям могут быть представлены вазы, стаканы, сувениры и т.п.)

Все это сделано с помощью «волшебной палочки» — стеклодувной трубки. В стекольном цехе мастера располагаются на высоком помосте вокруг стекловаренной печи. Через небольшое окошечко в печи выдувальщик обмакивает свою трубку в жидкое стекло и поднимает комочек жидкости. Затем он начинает быстро вращать трубку, чтобы стекло не стекало вниз, одновременно он дует в трубку и выдувает нужную форму. При помощи ножниц, пинцетов стеклодув вырезает края изделий, вытягивает ножки бокалов и ваз. Это — тяжелая работа, требующая выносливости, ведь стеклодувам приходится работать около горячих печей.

Сегодня машины облегчают труд людей. Они «взяли на себя» изготовление банок, бутылок, оконного стекла, простой посуды. Но ручную работу, связанную с художественной обработкой, они заменить не могут.

(После выступления стеклодува можно организовать экспрессконкурс эскизов, изделий, которые сделали бы ребята, если бы были стеклодувами. На рисование эскиза дается не более 4—5 минут. Затем устраивается обсуждение эскизов и их выставка)



Учитель: Поблагодарим нашего гостя за его увлекательный рассказ. Сейчас нам предстоит выслушать рассказ человека, работающего в мире звуков,— музыканта, пианиста. Может быть, вы нам что-нибудь исполните?

Пианист исполняет какое-нибудь произведение.

(Пауза)

Пианист: Все вы в своей жизни сталкивались с пианистами: в детском саду, в школе на уроках пения, в концертном зале, в театре, в музыкальной школе.

Пианист-солист завоевывает право на выступления с сольными концертами на музыкальных конкурсах, для чего он много работает над своей техникой исполнения. Для пианиста большую роль играют форма и величина кистей рук, длина пальцев. Пианист принимает участие в концертах ансамблей, выступает с другими музыкантами — скрипачами, контрабасистами и др. Он может быть аккомпаниатором при работе с певцом.

(Пауза)

Учитель: Профессии всех наших гостей сходны в одном, может быть, кто-то из вас догадался — в чем? (Класс заслушивает возможные ответы детей)

Учитель: Правильно, создавая красивые дома, посуду, технику и, конечно же, прекрасную музыку, они делают нашу жизнь прекраснее! Давайте скажем им большое спасибо.

В заключение беседы-встречи можно предложить детям написать рассказы, стихи, загадки о понравившейся профессии, сделать их в виде книжек и оформить рисунками. Впоследствии лучшие книжки поощряются.

Беседа-тренинг «По дорогам идут машины»

Оборудование:

  1. Диапозитивы с видами пассажирского транспорта.

  2. Фильм о правилах дорожного движения.

  3. Фотография или рисунок кабины водителя.

Сценарий беседы

Учитель: С каждым годом все интенсивнее становятся потоки транспорта на улицах наших городов. Во всех уголках нашей необъятной Родины, по бесконечным лентам дорог мчатся сотни тысяч автомобилей, перевозя различные грузы и пассажиров.

Когда же возникла одна из самых распространенных профессий в мире — водитель автомобиля?

В 1769 г. французский инженер Н.Ж.Кюнью создал первую паровую повозку: на трехколесную платформу весом 2,5 т был установлен огромный паровой котел. Человека, который его топил, называли шофером (от фр. chefer — главный). Шофер управлял паровой машиной и постоянно подбрасывал уголь в топку. При помощи рычага он поворачивал передние колеса. Таким был когда-то первый водитель.

Теперь автомашины изменились, и труд шофера стал намного сложнее. Ведь только за один километр пути водителю приходится выполнять иногда до 40—50-ти операций. На каждом виде транспорта есть свои водители, а на автомобильных заводах существует даже радиоуправляемый водитель — механический манекен со встроенной микросхемой, который выполняет определенные команды при испытаниях машин на прочность.


Давайте вспомним, какие существуют виды пассажирского транспорта?

(Дети перечисляют известные им виды транспорта)

Далее учитель может предложить соответствующие загадки:

Что за чудо — синий дом, Спозаранку за окошком Окна светлые кругом, Стук, и звон, и кутерьма. Носит обувь из резины, По прямым стальным дорожкам А питается бензином. Ходят красные дома.

(Автобус) (Трамвай)

(Пауза. Ребята отгадывают, после чего учитель продолжает свой рассказ)


Учитель: Независимо от вида транспорта водитель выполняет примерно одинаковые действия. Он управляет машиной, сидя в удобном кресле, чтобы тело не очень напрягалось и не было усталым, разбитым на ухабах до состояния нетрудоспособности, поскольку водитель не «катается» на машине, а целый рабочий день перевозит людей и грузы.

(Учитель показывает фотографию или рисунок кабины водителя)

В кабине водителя расположен приборный щиток, на котором установлено несколько важных для работы приборов. Один из них показывает уровень давления масла в системе смазки двигателя, другой — уровень топлива в баке, третий — скорость движения автомашины, четвертый — пройденный путь, и т.д. Через лобовое и боковые стекла водитель может наблюдать за движением на дороге, а специальные зеркала помогают ему контролировать обстановку сзади автомобиля. Эти зеркала позволяют ему увидеть, не собирается ли другая машина обогнать его, не задерживает ли он движение, все ли пассажиры вошли в машину и др. Лобовые стекла кабины, как наиболее важные, оборудованы специальными омывателями и щетками, так называемыми «дворниками».

Требования к этой профессии высоки. Водитель пассажирского транспорта должен знать правила дорожного движения, быть вежливым и внимательным с пассажирами, иметь хорошую реакцию, зрение, пространственное воображение, наблюдательность, глазомер.

Есть ли у вас такие качества? Давайте проверим! Начнем с внимания.

Игра «Кто самый внимательный».

Учитель сообщает, что у него есть приз, но получит его лишь тот, кто окажется самым внимательным.

Расскажу я вам рассказ В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово «три» — Хлопни сразу раза три.

— Всем понятно, когда нужно хлопать в ладоши?

— На слове «три»...

— Правильно. Тогда я продолжаю рассказ.

Однажды мы поймали щуку,

Распотрошили... А внутри Рыбешек мелких увидали, И не одну, а целых... две!

Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

А жди команду: «Раз-два... марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи, А про себя их повтори,

Разок, другой, но лучше... пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать. Ну что ж, вы приз, друзья, не взяли, Когда была возможность взять!