Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 619

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В.Ковальчук

Обычно играющие, ожидая, что слово «три» должно быть в конце куплета, не обращают внимания на это слово в тексте, внутри некоторых слов, и приз никому не достается. Но играть без приза тоже не следует. (Пауза)

Учитель: А теперь проверим, натренированы ли ваши глаза? Проверка глазомера:

— Какова длина и ширина классной доски? Сколько шагов от одной стены комнаты до другой?

— Сколько стаканов воды войдет в литровую, трехлитровую банку?

— Сколько монет уместится в этом кошельке?

— Сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

(Все ответы записываются на доске, а потом проводится проверка и объявляются результаты)

Учитель: Как вы уже знаете, водитель нередко сталкивается с неожиданными ситуациями на дороге. В таких ситуациях решающее значение часто играют доли секунды, и без быстрой реакции не обойтись. Проверить скорость вашей реакции нам поможет другая игра.

Игра «Неуловимый шнур».

Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу на расстоянии 2—3 м. Под стульями протянута веревка. Включается музыка, играющие спокойно сидят на месте. Внезапно музыка прерывается, в этот момент играющие должны наклониться, схватить и вытянуть к себе веревку. Кто вытянет веревку быстрее, тот и выиграл. Состязание можно провести несколько раз и наградить лучших игроков.

(Пауза)

Учитель: Если водитель не обладает быстрой реакцией, он должен быть предельно осторожным и предусмотрительным. Очень медлительным и рассеянным людям лучше не садиться за руль.

Вождению автомобилей обучают в автошколах, на специальных курсах, а вождению трамваев и троллейбусов — в профессиональном лицее. Во многих городах есть автодорожные техникумы, где на всех факультетах кроме основной специальности обучают и вождению автомобилей.

(Пауза. Учитель вновь предлагает ребятам поиграть и порешать задачи на правила дорожного движения)

Игра «Какой это знак?»

Учитель прикрепляет к фланелеграфу все дорожные знаки, известные детям, и спрашивает:

— Я хочу перейти улицу. Какой дорожный знак я должен найти, чтобы определить место перехода?

— Мы поехали отдыхать за город и захотели поесть. Какой знак поможет нам найти столовую?

— У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где можно ее отремонтировать?


Учитель может задать и другие аналогичные вопросы.

Ролевая игра-драматизация «Улица».

Учитель вместе с детьми готовит необходимые атрибуты: дорожные знаки, светофор, шапочки для водителей и милиционера. Из картона по трафарету ребята вырезают машины, которые прикрепляют на грудь всем участникам игры.

На территории школы отводится специальная площадка с обозначенными пешеходными переходами, осевыми линиями, местами стоянки транспорта. Дети распределяют между собой роли водителей, пешеходов, милиционера-регулировщика. Ребятаводители передвигаются, подчиняясь сигналам светофора и указаниям регулировщика. Нарушителей штрафуют (дают красные карточки), наиболее «опытных» водителей и пешеходов поощряют (зеленые карточки).

Игровая ситуация.

К доске прикреплен рисунок — дорожные знаки в виде аппликаций.



Задание: укажите непрерывной линией, как коту Мурзику проехать на велосипеде к Дружку, не нарушая правил дорожного движения.

(Ответ показан пунктирной линией)

В заключение беседы-тренинга можно организовать просмотр диафильма с комментариями учителя.

О профессии «продавец»

Оборудование: 1. Предметы для игр-инсценировок: линейки, карандаши, ручки, фломастеры, открытки, календари и т.д.

  1. Предмет для игры «Умей промолчать».

  2. Набор карточек с названиями и ценой товаров, игровые деньги.

Сценарий беседы-тренинга

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о профессии «продавец». Вы, конечно, бывали в магазинах продуктовых и промышленных товаров и наблюдали за тем, как работают продавцы. Но одно дело смотреть, а другое — знать, что должен уметь продавец, какие трудности есть в его работе. Давайте познакомимся с этой профессией поближе.

Вспомните, продавцов каких товаров вы встречали в разных магазинах? (Кондитерских, хлебобулочных изделий, овощей и фруктов, мяса и рыбы, одежды, мебели, радиотехники и др.)

(По ходу беседы нужно обратить внимание детей на зависимость рабочей одежды продавца от товара, которым он торгует, внешний вид продавца)

Вспомните, когда вам было приятно сделать покупку, и когда вам после разговора с продавцом расхотелось приходить в этот магазин? Каким был продавец в первом случае, а каким во втором?



(Пауза. Выслушиваются ответы нескольких детей)

Вы точно подметили, что приятно прийти к продавцу, который улыбается, говорит спокойно, поможет вам. И очень тяжело покупать у неопрятного, сердитого продавца, который вашу покупку может не подать, а бросить.

Каким же должен быть человек, желающий стать продавцом? Прежде всего, ему нужно иметь хорошее здоровье, он должен быть закаленным, выносливым, иметь крепкие ноги, ведь ему приходится весь день стоять на ногах! Кроме того, необходимо быть общительным, уметь разговаривать с разными людьми (пожилыми и молодыми, умными и глупыми, раздражительными и спокойными, возможно, даже с плохо слышащими и видящими), уметь управлять собой. Для продавцов проводят специальные «деловые игры», чтобы научить их общаться с покупателями. Давайте и мы потренируем свою волю, поучимся управлять собой. Игра «Умей промолчать»

Дети закрывают глаза, и учитель прячет какую-либо вещь (например, мяч, книгу) в классе. По сигналу учителя дети открывают глаза и со своих мест ищут тот предмет, который спрятан (учитель называет этот предмет). Тот, кто нашел предмет, молча поднимает руку. После первого участника, поднявшего руку, засекается минута, в течение которой остальные пытаются найти предмет, а нашедшие показывают учителю, что нашли, но ни поднятой рукой, ни словом, ни жестом не подсказывая товарищам. Победителями считаются дети, успевшие найти предмет и промолчать.

(Пауза)

Учитель: А сейчас мы попробуем побыть на месте продавца.

Дети проигрывают парами «покупатель — продавец» следующие ситуации:

  1. Покупатель капризничает: ему не нравятся все товары, предлагаемые продавцом. Похоже, что ему вообще ничего не нужно купить. Как поведет себя продавец?

  2. Продавец верхней одежды помогает выбрать нужную вещь. Покупатель выбирает плащ, который ему совсем не идет (большой, подчеркивает маленький рост и др.). Что делает в этом случае продавец?

  3. Приходит раздраженный покупатель (ему не нравится магазин — слишком тесный; не нравятся продавцы — невоспитанные, невнимательные; товары — некрасивые, дорогие и т.п.). Цель продавца — улучшить настроение покупателю и помочь ему сделать покупку.

Перед каждой ситуацией учитель объясняет участникам их задачи. Можно проиграть одну ситуацию с разными «продавцами», показывающими разные варианты поведения. После оценок учитель и класс отмечают наиболее удачные варианты.


(Пауза)

Учитель: Продавец всегда должен быть готов в любых условиях сохранять выдержку, спокойствие, доброжелательность. Кроме этого, продавец должен хорошо уметь устно считать, иметь хорошую память, ведь чтобы быстро найти товар, нужно помнить, где он лежит, а чтобы продать — знать, сколько он стоит.

(Если останется время, можно предложить ребятам еще одну игру)

Игра «Магазин».

На «витрину» выставляют карточки с рисунком или названием товара и рядом — подписанный ценник (например, творог —

170 руб./кг).

Покупателям раздают списки товаров, которые они должны приобрести в магазине (4—6 списков по 2 одинаковых) и игровые деньги. Выбирают 3-х продавцов, 5 кассиров (они берут деньги, выписывают чеки), остальные — покупатели.

Выигрывают те покупатели, которые сделают быстро и правильно все покупки; среди продавцов и кассиров — те, кто быстро и вежливо обслужит покупателей.

О профессии «библиотекарь»

Оборудование: 7—8 детских книг для игры-тренинга.

Сценарий беседы-тренинга

Учитель: В любой школе есть небольшая комната, где живет тысяча, а то и больше молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми и учеными друзьями. А они во всем рады услужить. Эти умнейшие и мудрейшие, и к тому же услужливые, друзья — книги. И живут они в доме, который называется...? Правильно, библиотека. Ведь «библио» по-гречески означает «книга», а «текос» — хранилище, т.е. получается книгохранилище.

Библиотеки существуют очень давно, не менее пяти тысяч лет. Самые древние из них были в Египте. В них хранились папирусные и глиняные таблички, пергаментные свитки. Много библиотек было и на Руси: в Киеве, Новгороде Великом, в Курске.

Сейчас в каждом городе нашей страны есть несколько десятков библиотек, в том числе научные, детские, школьные. Во всех библиотеках нас с вами обслуживают люди, профессия которых называется «библиотекарь». Только они могут помочь разобраться во множестве книг и журналов на полках. Библиотекарь прочитывает и просматривает за день десятки журналов, книг, газет, чтобы посоветовать каждому читателю то, что нужно. В этом библиотекарю помогает краткое описание содержания статей, книг, или аннотация, которая есть в каждой книге.

(Учитель показывает, где расположена аннотация в одной из детских книг. Можно сыграть в игру «Угадай, какая книжка»)


Игра «Угадай, какая книжка».

Из 5—6-ти детских книг, разных по тематике, учитель выписывает или составляет аннотации. Эти же книги он выставляет у доски и поочередно зачитывает аннотации, а дети стараются отгадать, о какой книжке идет речь. Даже если книги не знакомы ребятам, они могут догадаться по картинкам и названиям. (Пауза)

Учитель: Каждого читателя интересует что-то свое: одного — книги о животных, другого — о технике, третьего — о космосе и т.д. Библиотекарь при общении с читателями старается узнать их интересы и помочь. Как правило, он очень вежлив, приветлив, доброжелателен со всеми посетителями библиотеки.

Давайте проиграем ситуацию, когда библиотекарь помогает читателю выбрать книгу.

Игровая ситуация.

Один ученик играет роль читателя, другой — библиотекаря. Книги выбираются из классной библиотечки. Ребята оценивают поведение библиотекаря по следующим критериям:

— удалось ли ему выяснить интересы читателя;

— верно ли рекомендована книга;

— степень коммуникабельности: вежливый, приветливый, дружелюбный тон разговора.

Учитель может подчеркнуть, что интересы читателя можно узнать, только вежливо обращаясь с ним.

(Пауза)

Учитель: Хороший библиотекарь всегда посоветует, что почитать, научит выбирать книги. А еще он следит за тем, какие новые издания появились для детей и взрослых, заказывает их через библиотечный коллектор для библиотечного фонда. При этом ему приходится работать с определенными документами. Библиотекарь должен уметь разбираться в них, правильно их заполнять.

(Учитель показывает библиотечную книгу и обращает внимание ребят на некоторые важные детали)

Вы, наверное, обращали внимание, что на каждой книге в углу наклеена бумажка с номером, который проставлен и внутри книги. Это тоже работа библиотекаря: каждой новой книжке он присваивает свой порядковый номер, приклеивает кармашек для формуляра, фиксирует в книжном фонде, ставит аннотированную карточку в каталог (список книг, составленный в алфавитном порядке по названиям или по фамилиям первых авторов). В каждой карточке указан точный адрес книги. По номеру книги, как по адресу, можно найти ее «место жительства» на стеллажах. Вместо номера дома приведен номер шкафа (стеллажа), а вместо номера квартиры — номер полки.

В работе ему очень помогает хорошая память, так как по номеру книги он должен вспомнить название библиотечного отдела. Память необходима библиотекарю и для того, чтобы пояснить, где расположены книги.