Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 591
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проводится анализ информации, ее освещение.
-
Профессии людей, участвующие в выпуске газет:
— Кто делает фотографии? (фотограф);
— Кто выполняет рисунки? (художник);
— Кто собирает информацию, берет интервью, пишет статьи? (корреспондент);
— Кто проверяет статьи, заметки? (редактор);
— Кто подготавливает текст в типографии? (наборщик);
— Кто делает макет газеты, размещает заметки, рисунки, фотографии? (верстальщик);
— Кто печатает тексты в типографии? (печатник).
Запись всех профессий на доске.
-
Этап индивидуальной работы учащихся.
Учитель объясняет учащимся значение профессии журналиста. Учитель-консультант помогает ребятам взять-дать интервью на предложенную тему по примерному плану: Кто? Когда? Где?
О чем? и др.
Предполагается анализ, похвала за работу.
Подчеркивается умение собирать факты, находить контакт с людьми, грамотно и вежливо задавать вопросы, внимательно выслушивать ответы. Раскрывается значение образования в приобретении этих знаний и умений. Нужно вспомнить, какие школьные предметы необходимо хорошо освоить, чтобы в будущем стать журналистом.
Далее предлагается работа большего количества детей: берудаю интервью (по парам) с помощью импровизированного микрофона. На доске записаны вопросы для интервью: А. Как тебя зовут?
Твой любимый день недели?
Почему он тебе нравится?
Чем ты занимаешься в этот день?
Б. Как тебя зовут?
В какой школе ты учишься?
Какой (какие) предметы тебе нравятся?
Какую профессию ты хотел бы приобрести (освоить)?
Кроме этого, несколько учащихся (два человека) пробуют освоить профессию фотокорреспондента (делают моментальный снимок класса и отдельных пар ребят за работой). Эти фотографии будут использованы для выпуска классной газеты.
Заключение:
-
Беседа-опрос:
— Понравилось ли вам проводить интервью?
— Что понравилось больше: задавать вопросы или отвечать на них?
— Что нового вы узнали об одноклассниках?
-
О важности работы журналиста: — Зачем выпускают газеты?
— Кто бы хотел стать журналистом?
— Какие еще специальности привлекают вас в газетном деле?
Подведение итогов:
-
Ребятам раздается текст заметки из рубрики «Городские новости». Учащиеся читают заметку и вопросы к ней, исправляют стилистическую ошибку, допущенную в заметке. -
Ученики подготовили собственные газеты и делают их презентацию, обращая внимание:
— на название;
— на кого газета рассчитана;
— на периодичность издания;
— на тираж;
— на популяризацию своего издания, т.е. рекламу.
Изготовление своей газеты предполагает дальнейшую внеклассную работу.
Копилка народной мудрости
Загадки
Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. Топор | Зубы имею, а зубной боли не знаю. Пила |
Бежит свинка, Золотая спинка, Носочек стальной, А хвостик льняной. Иголка с ниткой | Бьют Ермилку Что есть сил по затылку, А он не плачет, Только ножку прячет. Гвоздь |
Маленькое, кругленькое — за хвост не поднять. Клубок ниток | Барыня-княгиня весь мир нарядила, а сама нагая ходит. Игла |
Сам худ — голова с пуд. Молоток | Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. Веретено |
На одной яме сто ям с ямой. Наперсток | Два братца, одно сердце. Ножницы |
Кто на все руки мастер? Перчаточник | Кто от дыма питается? Трубочист |
Пословицы, поговорки
Без дела жить — только небо коптить. | Без труда и отдых не сладок. | |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | Берись за то, к чему ты годен. | |
Была бы охота, а работа найдется. | Взялся за гуж — не говори, что не дюж. | |
Волка ноги кормят. | Всяк годится, да не на всякое дело. | |
Всяк на себя свой хлеб добывает. | Всякая работа мастера хвалит. | |
Всякий доход не живет без забот, не живет без хлопот. | Не молот железо кует, а кузнец, что молотом бьет. | |
Всякому молодцу ремесло к лицу. | Дело мастера боится. | |
Где хотение, там и умение. | Делу — время, потехе — час. | |
Глядя на чужую работу, сыт не будешь. | Дерево смотри в плодах, человека в делах. | |
Занятого человека и грусть-тоска не берет. | Золотые руки у того, кто обучился хорошо. | |
Играй, играй, да дело знай. | К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. | |
Каков работник, такова ему и плата. | Каков мастер, такова и работа. | |
Кто к чему родится, тот к тому и пригодится. | Кто труд любит, долго спать не будет. | |
Не бывает скуки, коли заняты руки. | Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись. | |
2.2. Профориентация подростков
Выбор профессии является ключевым этапом профессионального самоопределения, выступая не только личностной проблемой, но и представляя определенный общественный интерес.
С позиции личности рациональный объективно обоснованный выбор профессии становится основой личностного самоопределения, обусловливает социально-экономический статус личности, социальное окружение, образ жизни. С позиции общества рациональный выбор профессии — основа раннего включения личности в социально-профессиональную деятельность и высокого уровня профессиональной отдачи, высокой творческой активности и профессионализма.
Наиболее актуальна эта проблема для подростков. Взросление человека неизбежно сопровождается решением вопроса о выборе профессии. Именно в этом возрасте происходит дифференциация интересов, закладываются и развиваются ценностные ориентации, возникают ведущие потребности, формируются нравственные представления и социальные установки.
Ведущей деятельностью подростка является учебнопрофессиональная. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов, важнейшим из которых является практическая, трудовая деятельность. Практика служит той основой, на которой строится вся профориентационная работа.
Для младших подростков (12—14 лет) выбор профессии — это главным образом воплощение мечты о своем необыкновенном будущем. Многие специалисты свидетельствуют, что они не переживают задачу выбора профессии как проблему, определяющую их активность. Отсюда частая смена профессиональных намерений.
Старшие подростки (14—16 лет) уже реально вступают в расширяющиеся общественные отношения, пытаются найти свое место в обществе, решают вопрос о профессиональном самоопределении. Проблема профессионального выбора очень актуальна для них.
Известно, что в условиях малой информированности, несформированности реалистичных жизненных целей, наряду со стремлением к достижению большого успеха, подростки зачастую не в состоянии четко определить свои профессиональные предпочтения. В данной «методической копилке» предлагаем различные формы профессионального просвещения, способствующие расширению кругозора учащихся, получению специальных знаний о профессиях.
Классный час
«Путешествие на планету Профессиомания»
(для учащихся 6—8 классов)
Цель: ознакомить учащихся с разнообразным миром профессий.
Задачи:
Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
Сформировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование: карта путешествия, рисунок космического корабля, бумага, фломастеры, ручка с красной пастой, электрическая лампочка, расческа, поварешка, две катушки ниток с иголкой, пробирка, термометр, медали «Знаток профессий» 1, 2, 3-й степени, жетоны.
Классный руководитель:Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся на космическом корабле в путешествие на планету «Профессиомания», на которой живут различные профессии. Нам как путешественникам необходимо запастись знаниями об этой планете. Что же обозначает слово «профессия», от которого произошло название планеты?
(Ответы детей)
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтем, что профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
А какие профессии вы знаете?
(Ответы детей. Как правило, ребята называют и профессии, и должности)
Очень хорошо, но в ваши ответы закралась одна ошибка. Вы в своих ответах перемешали профессии и должности. Что же такое должность? Опять обратимся к словарю. Должность — служебное положение, место в каком-либо учреждении и связанные с ним служебные обязанности. Теперь вы сможете отличить эти понятия. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия. Но в школе есть и директор, и завуч — это должности, которые они занимают, оставаясь по профессии учителями. К путешествию мы готовы. Садимся поудобнее в космический корабль и начинаем отсчет: три, два, один, пуск.
Конкурс№ 1. «Профессия или должность?». Мы летим. Внезапно на наш корабль обрушился метеоритный дождь. Чтобы его преодолеть, нам необходимо как можно быстрее разложить по двум столбикам листочки с надписями «профессия» и «должность». (Врач, педагог, директор, строитель, бригадир, повар, заведующая, инженер, мастер). Для участия в конкуре приглашаются двое учащихся. Победитель получает жетон.
Мы успешно преодолели метеоритный дождь и успешно приземлились на планету «Профессиомания», где ждет нас много открытий.
Конкурс № 2. «Криминалисты». Мы нашли какие-то вещи. Их необходимо вернуть. Для участия в этом конкурсе приглашаются двое учащихся. На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому, на его взгляд, она принадлежит (объяснить, почему он так считает). Побеждает тот, кто последним назовет профессию. На стол можно положить электрическую лампочку (электрик), ручку с красной пастой (учитель), поварешку (повар), расческу (парикмахер), катушку ниток с иголкой (швея, портной), пробирка (лаборант, химик), термометр (врач).
Конкурс № 3. «Профессия на букву». Для участия в этом конкурсе приглашаются пять учащихся. Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Ребята называют профессии по очереди. Если называется незнакомая большинству участников профессия, необходимо пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (буквы: м, н, о) Победитель получает жетон.
Конкурс № 4. «Храбрый портняжка». Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку. Победитель получает жетон.
Конкурс № 5. «Юные поэты». Приглашаются двое ребят. Им дается слово, к которому нужно подбирать рифму по очереди. Побеждает и получает жетон тот, кто последним подберет рифму. (Например, слово багаж).
Конкурс № 6. «Художники». Пяти ребятам предлагается взять конверты с вложенными в них названиями профессий. Необходимо прочитать задание и на листе бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители сразу отгадывают, то «художник» получает жетон. Можно предложить профессии: художник, музыкант, певец, фотограф, кондитер, врач, водитель, продавец, парикмахер, пчеловод, программист, учитель, библиотекарь.
Игра со зрителями«Самая-самая». Пока участники конкурса рисуют, зрителям предлагается поиграть.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в большей степени данной характеристике соответствуют. Учитель называет первую характеристику, а ребята по очереди предлагают свои варианты профессий (Самая сладкая профессия, самая детская профессия, самая смешная профессия).
Побеждает тот игрок, кто произнесет профессию последним.
Ему выдается жетон.
Конкурс № 7. «Авиаконструкторы». Приглашаются две девочки, им предлагается как можно быстрее сделать самолетик из бумаги. Далее проводится испытание самолетов и жетон вручается той девочке, чей самолет полетит дальше.
Конкурс № 8. «Медики». Приглашаются два участника. Необходимо как можно скорее правильно сделать перевязку условной раны. Победитель получает жетон.
Конкурс № 9. «Актерское мастерство».