Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 623

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Ответ: одного из крайних ребят надо поставить на другой край)

5. «Третий лишний».

Ведущий предлагает определить из трех названных слов одно лишнее. Например:

— Программист, закройщик, компьютер. Казалось бы, все слова имеют отношение к нашему турниру, и все-таки одно слово — лишнее. Какое и почему? На обсуждение — 30 секунд.

(Ответ: лишнее слово — компьютер, т.к. оно обозначает инструмент, а остальные слова — профессии).

— Учитель, парикмахер, ножницы (Лишнее слово — ножницы.)

— Связист, режиссер, кинофильм (Лишнее слово — кинофильм, т.к. оно обозначает продукт труда, а другие слова — профессии).

  1. «Что ни шаг, то профессия».

Участники от каждой команды по очереди выходят и делают несколько шагов вперед. Делая каждый шаг, участник называет новую профессию. Если участник первой команды сбился или повторился, он останавливается. Затем выходит участник второй команды. Когда он собьется, право хода переходит к первой команде, каждый участник выступает только один раз. Команда, которая продвинется дальше, выигрывает.

  1. Конкурс пантомимы.

Каждая команда получает задание — изобразить особенности какой-нибудь профессии. Время — 3—5 минут. Когда все готовы, каждая команда выступает перед двумя другими по очереди. Загадывающая команда спрашивает:

— Вам работники нужны?

— А что вы умеете делать? — спрашивает в свою очередь ктолибо из других команд. В ответ на это ребята начинают изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии.

Задача остальных — отгадать задуманное.

В заключение турнира можно разгадывать ребусы. Команда, которая раньше прочтет зашифрованную пословицу, выиграла. В ребус зашифровывается фраза «Хочешь есть калачи — не сиди на печи». Можно зашифровать любую другую пословицу, скороговорку, загадку, или использовать ребусы из старых книг, журналов.

Подводятся итоги турнира, победителей награждают.

Профориентационная викторина «Мир профессий»

Оформление: 1. Плакаты с изображением животных в качестве представителей конкретных профессий, например, жираф в каске, крокодил Гена с отбойным молотком, обезьяна за рулем автомобиля, бегемот с удочкой и т.д.

2. Пословицы на листах ватмана. Их смысл должен соответствовать изображениям на плакатах.

Подготовка. Для игры дети в классе выбирают 2 команды, в каждой — по 6 человек. Остальные дети — болельщики. Первую команду можно назвать «Мастер», вторую – «Призвание». Каждая команда имеет свою эмблему, которую прикрепляют к одежде всех членов команды. В состав жюри входят шефы, родители. Ведет викторину учитель.


Сценарий викторины

1. Разминка. Члены команд получают карточки, на которых написаны группы слов. По данным группам слов ребята должны определить, о каких профессиях идет речь.

Если можете, назовите известных людей, представителей этих профессий:

  • Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор).

  • Компьютер, программа, текст (программист, оператор).

  • Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман).

  • Животные, шприц, больница (ветеринар).

  1. Конкурс «Профсловарь». Каждая команда получает листок со списком терминов. После чтения и обсуждения задания в команде дети объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина — 1 минута.

Список № 1: профессия, инструмент, халтура, условия труда.

Список № 2: рабочий, орудие труда, мастер, зарплата.

  1. Конкурс болельщиков. Ведущий задает вопрос болельщикам:

— Какие вы знаете профессии работников железнодорожного транспорта? Сельского хозяйства?

Болельщики должны дать ответы-загадки, чтобы болельщики другой команды отгадали их.

  1. Конкурс плакатов о профессиях. Каждая команда представляет на обсуждение своих соперников несколько заранее приготовленных плакатов (не более 10-ти). На каждом плакате нужно показать, чем занимаются люди данной профессии, что привлекательного в этой профессии; выбор профессий — произвольный.

Плакат может быть любого формата.

Соперники отбирают лучшие на их взгляд плакаты и помечают их своим знаком в уголках. Затем плакаты дают на обсуждение болельщикам, которые также проставляют свои знаки в уголках. Выигрывает команда, у которой среди отобранных и помеченных плакатов наибольшее количество совпадений мнений болельщиков и соперников.

  1. Конкурс «Письмо другу». Задание командам: Ваш друг, живущий в другом городе, просит дать ему совет. Став взрослым, он хочет заниматься лечением людей. Напишите ему ответное письмо и дайте совет — какую профессию (профессии) ему выбрать. Письмо может быть и шуточным, но из него можно легко понять данный другу совет.

Командам вручают листы с началом письма к другу: «Здравствуй, дорогой ...(имя). Ты просишь подсказать тебе, кем быть. Спешу помочь тебе и выполняю твое задание. У меня есть хороший знакомый (друг), который работает... (название профессии). Я долго приглядывался к нему и его работе и понял, что... (и тебе тоже стоит сделать то же самое...)».



  1. Конкурс «Профкроссворд». Для заданных слов кроссворда можно подобрать детские стихи, загадки, пословицы, открытки, отражающие смысл этих слов или дающие их косвенное описание. Можно придумать такие загадки, попросить ребят сочинить (заранее) стихи к конкретным словам, не говоря о том, где эти стихи будут использованы. Все это можно сделать на уроке в виде обучающей игры.



По горизонтали: 1. Мастер своего дела (он знает свое дело, словно маг!). 2. Работница, изготавливающая вязаный трикотаж.

По вертикали: 3. Кто строгает и поет, древесине жизнь дает? 4. В сказке — доктор Айболит, в жизни — лечит все, что у зверей болит. 5. Он весь день у печи выплавляет кирпичи из железа и свинца для умельца-кузнеца.

  1. Конкурс пословиц и поговорок. Какая команда знает их больше? Конкурс проводится по принципу аукциона: команды по очереди называют пословицы; команда, назвавшая за определенное время больше пословиц, выигрывает.

  2. Игра «Эрудит». Ведущий внутренне определяет для себя профессию и называет первую букву. Класс пытается отгадать эту профессию, но при этом не называет ее прямо, а задает вопрос, содержащий в себе описание функций носителя предполагаемой профессии. Например, ведущий задумал профессию на букву «П». Отгадывающий говорит:

— Это мастер — пищевар?

— Нет, это не повар, — отвечает ведущий.

Другой ученик задает вопрос: — Это тот, кто продает Масло, хлеб и бутерброд? Холодильник и утюг,

Трактор, лес, а может плуг?

— Нет, не то, не продавец, — отвечает ведущий.

Если ведущий не смог правильно назвать профессию, то он обязан назвать вторую букву задуманного слова. Тот, кто отгадал задуманную профессию, становится ведущим. Если класс не смог отгадать профессию и сдался, то ведущий получает право загадать второе слово. Учитель следит, чтобы ребята правильно давали описание функций конкретных профессий, а ведущий отгадывал их, грамотно называя нужную специальность.

Победителю можно вручить шоколадную медаль «Шоколадный эрудит» или увлекательную книгу.

КВН

О профессиях легкой промышленности

Подготовка:

  1. Из учащихся класса организуются две команды.

  2. Команды готовят домашнее задание:

— название, девиз, приветствие;

— визитную карточку;


— музыкальный номер;

— члены команд находят информацию о профессиях в легкой промышленности (художник по тканям, портные, модельеры, закройщики и др.).

  1. Готовятся все необходимые предметы для конкурсов, табло.

  2. Выбирается жюри.

  3. Готовятся награды и подарки, в том числе «спонсорские».

Примерный ход игры

  1. Представление команд (максимальная оценка 3 балла)

  2. Визитная карточка (3 балла). Каждая команда представляет своих членов: художники по тканям (4 чел.), портные (4 чел.), модельеры (4 чел.), закройщики (4 чел.).

  3. Разминка (5 баллов). Команды обмениваются вопросами о специальностях, которые представлены в командах. Например:

— определите, какая из тканей расписана вручную (батик), а какая с помощью машин;

— назовите инструменты и материалы, которыми пользуется художник по тканям (кисти, стеклянные трубочки, анилиновые и масляные красители, воск и др.);

— что такое эскиз? (предварительный рисунок фасона);

— перечислите виды одежды (плащ, пальто, куртка, брюки, юбка, пиджак, платье, блузка, рубашка, жакет, жилет, комбинезон и т.п.);

— когда появились первые швейные машины? (в XVIII веке);

— какими инструментами работают портные? (игла, ножницы, мел, лекало, линейка, циркуль, картон, швейная машина, утюг, булавки, нитки, зеркало);

— какую пословицу должен знать каждый закройщик? (семь раз отмерь, один раз отрежь).

  1. Конкурс капитанов (5 баллов). Капитаны должны обвинить противника в том, что его команду составляют неквалифицированные работники, и защитить свою (в юмористической форме).

  2. Конкурсы для членов команд.

«Художники по тканям» (5 баллов, учитываются качество и художественность). Задание: за 3 минуты придумать рисунок для ткани и нанести его на ткань (бумагу).

«Портные» (5 баллов). Задание: каждый портной получает пуговицу и лоскуток (обрезок от ткани), иголку с ниткой; кто быстрее и правильнее пришьет пуговицу.

«Модельеры» (5 баллов). Задание: модельеры каждой команды создают эскизы моделей школьной формы (4 минуты). Модельеры представляют с комментариями свои эскизы жюри.

«Закройщики» (5 баллов). Задание: закройщики выкраивают из бумаги «на глаз» детали моделей, представленных модельерами. Портные помогают им сколоть булавками на манекенщице (манекенщике) полученную модель.

  1. Демонстрация моделей.

  2. Аукцион песен, стихов. Команды по очереди исполняют строчки из песен, в заголовки которых вынесены названия профессий. Например, «Люди в белых халатах», «Монтажникивысотники», «Три танкиста» и др. Побеждает команда, исполнившая строчку последней.

  3. Конкурс подарков. За 1 минуту подготовить подарок соперникам.

  4. Подведение итогов, награждение победителей.


Деловая игра «Мы выпускаем газету»

Знакомство с организацией газетного бизнеса. Цели:

— узнать, какую роль в жизни общества играют средства массовой информации, в частности, газеты;

— понять значение газеты (различных ее видов) как источника информации, средства передачи новостей и обмена мнениями;

— узнать, какими знаниями и умениями должен обладать журналист;

— познакомить с профессиями, необходимыми в газетном деле;

— научить создавать собственную газету.

Материалы, необходимые для занятий: карта города, макеты типографии и издательства, макет газет (например, «Учительской газеты»), макет газетной страницы, маркер, карандаши, микрофон (импровизированный).

Организация занятия: занятие состоит из разных этапов и предполагает коллективную, групповую и индивидуальную формы работы с классом. Учитель выступает в роли организатора, консультанта-помощника. Используются настольные таблички с именами детей.

При подведении итогов учащиеся выполняют тестовое задание и представляют свою газету.

Ход занятия:

На доске вывешены принесенные в класс газеты. Учитель помогает учащимся догадаться, о чем пойдет речь на уроке. На данном этапе работа детей коллективная.

1. Примерные вопросы к учащимся:

— Что такое газета? (лист, листы бумаги, на которых печатаются новости, статьи, фотографии, рисунки, реклама, объявления и др.);

— Как часто выходит газета? (периодичность) (газеты бывают разные: ежедневные, еженедельные, ежемесячные, годовые, специальные выпуски и т.д.);

— Почему люди покупают газеты? (хотят знать:

а) что нового произошло или произойдет в городе, стране, мире;

б) какие интересные места можно посетить, в какие путешест-

вия (экскурсии) отправиться;

в) какая будет погода;

г) как работают предприятия в городе, в стране;

д) куда можно пойти работать, где найти жилье, где купить

продукты, товары, которые нам необходимы).

Ребята берут макеты зданий (агентства новостей, типографии и издательства), объясняют их назначение и предлагают, как и где их разместить.

Далее начинается работа класса по группам. Ребята получают экземпляры разных газет (по одной на группу), задание — составить короткую заметку, состоящую из заголовков (3—4 минуты). Далее представители групп читают заметки (они могут быть забавными — возможность повеселиться, отвлечься, но не отклоняться от хода занятия).