Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 621
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Попробуйте проверить свою память.
Игра на тренировку зрительной памяти.
Группа из 5—6 ребят выходит из класса. Оставшиеся перемещают предметы в комнате (под руководством учителя): парты, картины, плакаты, цветы. Задача вошедшей группы — заметить все изменения. Ребята, выполнявшие изменения, дополняют и исправляют ответы товарищей. (Пауза)
Учитель: Если кто-то из вас хочет стать библиотекарем, попробуйте свои силы в школьной библиотеке. Библиотекарей готовят в институтах культуры и библиотечных техникумах.
Игра-конкурс «День из жизни».
Составить рассказ на тему «Обычный день из жизни профессионала», используя только существительные (глаголы, прилагательные, наречия...).
Например: «Водитель городского автобуса»: будильник, кофе, автопарк, дорога, остановка, толпа, ремонтники и т.п.
Варианты: Две команды рассказывают свой «день», соперники отгадывают название профессии.
Игра-состязание «Веселые мастерские»
Оформление: 1. Плакаты с высказываниями и пословицами о труде, в т.ч. юмористическими. Их развешивают у «входа» в каждую «мастерскую».
2. Таблички с названиями конкретной «мастерской».
Организация: Игру лучше проводить в просторном помещении (например, в спортивном зале). На выбранной площадке для каждой «мастерской» показать флажками (или каким-либо другим способом) ее место, поставить столы, указать стрелками маршруты движения между «мастерскими».
В каждой команде по 6—7 человек. Капитаны команд получают «путевой» лист с последовательностью прохождения «мастерских».
Каждой «мастерской» руководит вожатый. Он должен быть одет в соответствующий его профессии костюм. Руководители «мастерских» после выполнения заданий командами дают капитанам жетон-оценку.
Создается жюри, в которое входят родители, имеющие профессии, представленные в «мастерских».
Перед игрой ребятам объясняют условия состязаний, называют все «мастерские», порядок передвижения от одной «мастерской» к другой (двигаться паровозиком), требования к выполняемым в «мастерских» самоделкам. Время пребывания в каждой «мастерской» ограничено — не более 10-ти минут, общее время игры — 70 минут.
Ход состязания
-
Объяснение хода игры всем ребятам. Они должны придумать названия для своей команды. -
Состязание. Каждая команда проходит по очереди все мастерские. Количество и профиль «мастерских» зависят от возможностей организаторов игры и общего времени игры. Проследим примерный маршрут одной из команд. Свое передвижение она начинает со столярной мастерской. Здесь ребят встречает столяр. Он рассказывает:
— Вы находитесь сейчас в столярной мастерской. Столяр — человек, умеющий «превращать» древесину в мебель, в резные наличники для украшения окон деревянных домов, в резные деревянные доски, в посуду и т.п.
Вожатый показывает имеющиеся в мастерской инструменты и просит ребят назвать их (например, молоток, киянка, пила, топор, клещи, долото, стамеска, рубанок, фуганок, шершебель и пр.). Он может использовать загадки:
Принялась кума за дело, Она винтом пустилась в пляс, Заиграла и запела. А он, кружась, в доске увяз. Ела, ела дуб, дуб — (Отвертка и шуруп)
Поломала зуб, зуб.
(Пила)
Сам худ, а голова — с пуд. Кланяется, кланяется, (Молоток) Придет домой — растянется.
(Топор) Можно спросить у ребят, какие загадки об инструментах они знают. Затем вожатый показывает, как работать этими инструментами.
Столяр дает 2-е задание (практическое) — сделать по чертежу из заготовок изделие: ящик, рамку для объявлений, кроватку для кукол и др. Он помогает вожатому правильно распределить работу в звеньях: одному нужно подобрать детали, другому — инструмент, третьему — гвозди. После окончания работы мастер дает карточку с оценкой работы командиру. Если все команды получают одинаковое практическое задание, то можно фиксировать время выполнения работы и качество изделий.
Далее команда переходит в следующую мастерскую — швейную. Здесь ее работой руководит портной или портниха.
Портниха (Портной): шить люди научились давным-давно. Что появилось раньше — иголка или одежда? Оказывается, одежда. Первобытный человек скреплял звериные шкуры, протыкая их рыбьими костями или заостренными костями животных, а затем протягивал в получившиеся отверстия жилы животных либо другие «нити» и связывал их концы. Когда же в костях животных кто-то додумался проделать отверстие, то получилась игла.
А вы умеете работать с иголкой и ниткой? Сейчас проверим.
Портниха дает задание каждому члену команды: сшить платье для куклы, пришить пуговицы, поставить заплатку, заштопать дырку и т.п.
Если еще осталось время пребывания в этой мастерской, можно поиграть. Вожатый может продекламировать загадки, а ребята, отгадав, будут показывать, как нужно работать с этим инструментом.
-
То назад, то вперед,
Ходит, бродит пароход.
Если остановишь — горе!
Продырявит сине море!
(Утюг)
На поляне шерстяной Пляшет тонконожка: Из-под туфельки стальной Выползает стежка.
(Швейная машинка)
Маленького роста я, Тонкая и острая.
(Иголка)
Следующий заход — в мастерскую скульптора. Скульптор встречает гостей и рассказывает о своей работе:
— Скульптор — профессия творческая. Другими словами это ваятель, художник, который создает объемные изображения всего, что его волнует: людей, животных, предметов из глины, из бумаги, полотна, металла, стекла, керамики, камня, дерева и т.д. Скульптор долго ищет художественный образ, с которого он потом лепит модель из мягкого материала — пластилина или глины. Только после этого на основе модели он делает скульптуру в натуральную величину из нужного материала. Помимо творческой одаренности скульптор должен обладать и физической силой.
Скульптор показывает, как правильно работать с материалом (пластилином, пластиком), как разрезать, лепить, соединять детали. Команда может попробовать «изваять» разные образы, например, животных, овощи.
Дальше команда движется в конструкторское бюро.
Один из конструкторов рассказывает:
— Конструктор — слово многозначное. Во-первых, это человек, который занимается созданием конструкций различных устройств (машин, механизмов, сооружений и т.д.) или их отдельных частей. Конструктор разрабатывает строение и взаимное расположение частей какого-либо предмета (прибора, машины, сооружения), которые зависят от его назначения и характерных признаков. Конструкции различают: по материалу — деревянные, металлические, железобетонные, пластмассовые и т.д.; по способу изготовления — сборные, монолитные; по области применения.
(Здесь можно показать заранее приготовленные картинки, открытки, слайды, фотографии с примерами конкретных конструкций)
— Во-вторых, конструктором называется хорошо известная всем детская игра, представляющая собой набор деталей, из которых можно собирать различные предметы.
Под руководством вожатого команды собирают машины из конструктора, показывают их работу и рассказывают о применении этих машин. Капитан команды должен распределить задание между всеми членами команды. При оценке учитываются время сборки и умение работать коллективно.
В архитектурной мастерской архитектор рассказывает о своей работе:
— Архитекторы изучают, какие были в древности жилища, и, используя все лучшее, конструируют новые дома, здания театров, музеев, выставок и т.д.
Давайте вспомним — из чего состоит дом?
(Ответы детей)
А сейчас попробуйте придумать и нарисовать карандашом на бумаге проект дома, в котором жильцы должны иметь больше удобств, чем в современных домах.
(Ребята выполняют это задание)
-
Подведение итогов состязания. После того, как все мастерские пройдены, капитаны сдают карточки с оценками. Жюри подводит итоги, а ребята могут посмотреть на изделия, которые выполнили другие команды. -
Награждение команд. Победителей состязания награждают вымпелами и призами за 1-е, 2-е и 3-е места.
Познавательно-развлекательная программа
«Профессиоведческий турнир»
Оборудование:
-
Набор карточек-букв. -
Карточки с названиями профессий. -
Ребус, нарисованный на листе ватмана. Сценарий программы
Ребята делятся на 3 команды. Каждая команда занимает свои места. За каждый конкурс присуждается до 5-ти очков.
-
Конкурс «Кинокомедия».
Задание: «Вспомните наибольшее число названий кинокомедий, герои которых имеют следующие профессии —
...(по усмотрению учителя-ведущего)». Можно сделать и наоборот: учитель перечисляет несколько названий фильмов (5—7) и просит ребят назвать профессии, встречающиеся в этих фильмах. Каждой команде на размышления дается 2—3 минуты.
-
Азбука профессий.
Ведущий предлагает вспомнить азбуку. Он говорит, что будет показывать какую-нибудь букву и одновременно задавать вопрос, а участники должны ответить словом, которое начинается с этой буквы. Ребята играют:
— Буква А. Специалист сельского хозяйства (агроном).
— Б. Делец, коммерсант, предприниматель (бизнесмен).
— В. Фамилия русского художника, автора картин «Аленушка»,
«Иван-царевич и Серый волк» и др. (Васнецов)
— Г. Группа тесно связанных наук, изучающих Землю, ее поверхность, полезные ископаемые, распределения животных и растений (география).
— К. Повар на корабле (кок).
— М. Человек, окрашивающий пол, стены, потолки (маляр).
— Н. Специалист, который дает различным музыкальным инструментам голос и делает его красивым, звучным (настройщик).
— П. Человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер).
— Р. Человек, разводящий рыбу в искусственных водоемах (рыбовод).
3. Приветствия команд.
Всем участникам игры независимо от команды выдаются карточки, на которых написаны названия некоторых профессий:
— каменщик, бетонщик, бульдозерист, монтажник, крановщик, экскаваторщик, стекольщик, плотник, штукатур, маляр;
— семеновод, агроном, тракторист, комбайнер, слесарьремонтник, сеяльщица, рабочий зернотока.
По команде ведущего участники должны собраться в бригады строителей и хлеборобов. После этого бригады представляются друг другу и, по возможности, описывают особенности своей работы. Например, бригада строителей: «Мы — бетонщики, делаем бетонную смесь и заливаем ее в форму для фундамента нового дома». «А мы — монтажники, собираем дома из панелей...» и т.п. 4. Задача на сообразительность.
На сцене остаются трое ребят разных специальностей. Ведущий объявляет условия задачи: «Перед вами трое специалистов: каменщик, комбайнер и маляр. Кто из вас догадается, как удалить комбайнера из середины, не дотрагиваясь до него? Сам он, конечно, не уйдет с места, зови не зови его. Так как же решить эту задачу?»