Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 602

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И тогда, поднявши пыль, побежит... (Автомобиль).

Что за чудо синий дом! Ребятишек много в нем!

Носит обувь из резины и питается бензином (Автобус).

Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом.

Где пройдет он, станет гладко, будет новая площадка (Бульдозер).

На стене висит тарелка. По тарелке ходит стрелка, Эта стрелка наперед нам погоду узнает (Барометр).

Весь я сделан из железа, у меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу, а по мне все стук да стук (Гвоздь).

Удивительный вагон! Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он держится руками (Троллейбус).

На поляне шерстяной пляшет тонконожка,

Из-под туфельки стальной выползает стежка (Швейная машина).

Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом И ребятам помогаю делать гору, строить дом (Лопата).

Я бываю выше дома и легко одной рукой

Поднимаю груз огромный, кто, скажите, я такой? (Подъемный кран).

На большие расстоянья мчится он без опозданья,

Пишется в конце два «с», называется... (Экспресс).

К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество, это... (Электричество).

Лоб — пудовый, костыль — дубовый (Кувалда).

Крутится матрешка на дубовой ножке (Отвертка).

Маленький барашек объелся деревяшек (Рубанок).

Мы в работе помогаем — держим, тянем, зажимаем (Клещи).

Носом я рублю, колю,

А затылком закаленным и стучу, и колочу (Топор).

У меня нос колкий, как у иголки, Но не шью я, а дырявлю только (Шило).

Ног нет, а я хожу. Рта нет, а я скажу,

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать (Часы).

Этот глаз — особый глаз, быстро взглянет он на вас,

И появится на свет самый точный ваш портрет (Фотоаппарат).

Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная (Телевизор).

Великан стоит в порту, освещая темноту,

И сигналит кораблям: заходите в гости к нам (Маяк).

Защита фантастических проектов

(для учащихся 7—8 классов)

Цель: обучение способности принимать адекватное решение и отстаивать его.

Эта творческая игра появилась в стенах Новосибирской физико-математической школы. Ее суть — в подготовке, демонстрации и защите каких-либо гипотез, прогнозов, проектов, связанных с будущим. Темы защиты могут быть самыми разнообразными. К примеру: «Совместная деятельность с братьями по разуму», «Сказки XXI века», «Сувениры будущего», «Решение проблемы долголетия», «Эксплуатация Солнечной системы», «Школа XXI века» и т.п.


Класс делится на микрогруппы. Они выбирают темы для защиты проектов: одну для всех групп либо разные для каждой из них. Представители групп направляются в ученый совет, который и будет центром подготовки, проведения и оценки защиты.

Совет определяет, в какой форме организуется защита (лекция, дискуссия, инсценированный рассказ), каким требованиям должна отвечать (убедительность, оригинальность, остроумие, краткость, наглядность и т.д.), какое количество участников оптимально, чем руководствоваться, оценивая оформление.

Устанавливается, по какой системе будут оцениваться проекты (например, по 5-балльной). Договариваются и о времени на защиту, необходимом для одной группы. Кроме того, каждый член совета отвечает еще и за подготовку места, протоколы, жеребьевку, изготовление призов победителям. Обо всем этом члены совета расскажут в своих группах.

Докладывает о подготовленном проекте вся группа. Ведущий «конструктор» или «специалист» делает общий обзор, затем каждый член группы, являющийся «специалистом» в узкой области, выступает по какой-либо одной части проекта. А может быть, совсем наоборот, «специалисты» будут спорить друг с другом. Они же отвечают на вопросы, которые могут задавать все желающие.

Турнир радиокомментаторов

(для учащихся 6—8 классов)

Цель: знакомство с профессией радиокомментатора, развитие профессионально важных качеств.

Турнир радиокомментаторов дает простор для речевой импровизации, фантазии, юмора, находчивости.

Игру желательно проводить с применением технических средств: микрофона, усилителя, динамиков, магнитофона. Но если нет такой возможности, можно просто обклеить стакан черной бумагой, прикрепить к нему шнур-веревку — и «микрофон» готов.

Как может быть организован турнир? Каждая микрогруппа самостоятельно выбирает темы для своих репортажей. Или организатор сам называет несколько тем (по количеству групп), а после жеребьевки каждая группа получает одну из них. Возможны и другие варианты. Темы могут быть как серьезные, так и веселые, юмористические, сатирические. Скажем, репортаж из учебнопроизводственного комбината, рассказ о первенстве по шахматам в стиле футбольного репортажа, сценка «Встретились два человека» (встреча двух товарищей через 10 лет после окончания школы).



Каждая группа должна делегировать своего представителя в жюри. Оно обсуждает, что именно будет оцениваться в выступлениях радиокомментаторов (содержание, образность, эмоциональность, дикция, остроумие, соблюдение регламента и т.п.), сколько времени отвести на репортаж (2—3 минуты, но желательно иметь песочные часы — тогда не будет лишних споров), и доводит свое решение до всех групп.

По истечении времени, отведенного группе на подготовку, все собираются вместе и решают, кто будет представлять ее на общем конкурсе.

На общем конкурсе каждая группа в игровой форме представляет себя и своих радиокомментаторов, которые выступают с подготовленными репортажами.

Если жюри затрудняется определить одного победителя, можно организовать блиц-турнир по новой теме между двумя или тремя претендентами.

Массовая ролевая игра «Город веселых мастеров»

(для учащихся 4—7 классов)

Цель: развитие интереса к деятельности людей различных профессий

Каждая микрогруппа выбирает по секрету от других свою профессию и создает соответствующие городские службы и учреждения, а также готовит сюрпризы для жителей и гостей Города веселых мастеров.

Начало игры могут ознаменовать торжественная встреча гостей, шествие по городу, митинги.

По ходу экскурсии, которая проводится по Городу веселых мастеров, действуют различные учреждения: магазины, музеи, выставки, служба знакомств, санитарные и пожарные службы, таксопарк, ГАИ, кафе, рестораны и т.д.

Время от времени организуются общегородские дела: воскресники, спартакиады («Веселые старты»), карнавал и т.д. Одним из таких дел лучше всего завершить игру.

Не будем забывать, что Город веселых мастеров — это город будущего в настоящем. Поэтому каждая служба или учреждение стремится раскрывать перспективы своего развития, пропагандировать достижения науки, техники, культуры. Вот где безграничные возможности для состязательности, выдумки, вкуса! Их можно проявить в оформлении города, в оригинальных названиях и эмблемах учреждений, в костюмах жителей, шутках и розыгрышах, придуманных горожанами.

Веселые мастера — это прежде всего знатоки и энтузиасты своего дела, мечтатели, умельцы. Все свои дела они сопровождают шуткой, умным юмором, доброй улыбкой. Город веселых мастеров — это содружество многих «учреждений», работающих и передающих свое искусство всем жителям и гостям своего города.


Подготовка к игре

Готовясь к открытию Города веселых мастеров, будущие жители могут использовать один из вариантов: каждое объединение выбирает по секрету одну из профессий или несколько профессий и готовит также по секрету свои городские учреждения и свои сюрпризы для остальных гостей города и жителей.

На общем собрании-старте проводится конкурс между объединениями на лучшее представление профессий, городских учреждений, общих дел. Затем каждый участник игры выбирает себе профессию по душе. Все участники объединяются в группы (городские учреждения), выбирают руководителей, которые составляют «городской совет». Совет разрабатывает программу жизни города. При подготовке открытия города все учреждения широко обмениваются опытом.

Горсовет составляет список профессий и городских учреждений, вывешивает и объявляет свободную запись всех участников игры. Можно вступать в то или иное учреждение и индивидуально.

Примерные специальности:

— строители-архитекторы — стройтрест;

— учителя-педагоги — детский сад, школа, университет; — медики-биологи — институт продления жизни, биостанция; — повара-кулинары — кафе, столовая и т.д.


Ход игры

  1. Торжественное открытие.

  2. Работа всех городских учреждений (по очереди или одновременно).

  3. Подведение итогов.

Сюжетно-ролевая игра «Рынок труда»

(для учащихся 6—8 классов)

Цель: знакомство с историей рынка и предпринимательства.

Подготовительная часть:

Любой деловой и предприимчивый человек должен уметь хорошо ориентироваться в мире профессий: знать спрос на них, учитывать перспективы роста и т.д.

На подготовительном этапе каждый участник игры на листе бумаги пишет список профессий, по его мнению, наиболее популярных, необходимых обществу (не более 15).

Из этого списка каждый участник выбирает одну профессию, которая наиболее высоко ценится сегодня обществом, является наиболее перспективной, высокооплачиваемой и престижной. В столбик под этой профессией выписывают названия других профессий из приведенного перечня в порядке убывания их престижности и оплачиваемости.

Напротив названия каждой профессии учащиеся записывают величину минимальной и максимальной зарплаты, которую, по их мнению, получает этот специалист. На этом первый этап игры заканчивается.

Во время небольшого перерыва для самостоятельной работы каждый участник игры уточняет «вилку» зарплаты специалистов из своего списка, беседуя с экспертами, используя специальную литературу, другие дополнительные источники информации о состоянии рынка труда на сегодняшний день.

Содержание игры:

Сначала проводится блицконкурс популярных профессий, конкурс знатоков конъюнктуры рынка специалистов. Каждый участник игры зачитывает подготовленный им список профессий (без указаний зарплаты). Ведущий отмечает на своем листе повторяющиеся профессии.

За каждую пометку ведущим выставляется 1 балл. Некоторые профессии могут получить несколько баллов — это будут самые популярные профессии, а некоторые могут совсем не получить признания.

Составляется общий для группы список профессий. В него включаются все профессии, которые встречались хотя бы один раз. Для составления общего списка выбирается секретарь.

На следующем этапе согласовывается минимальная и максимальная величина зарплаты по каждой профессии из общего списка. Здесь возможны различные точки зрения