Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 617

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; мой любимый герой; художники книги и т.п.

В «книжной лавке» каждая группа может заняться рекламой книг или книжных серий, выпускаемых различными издательствами (ЖЗЛ, «Жизнь в искусстве», «Философская библиотечка для юношества», «Знай и умей», «Ученые — школьнику» (библиотечка Детской энциклопедии)). При этом информация о книге, избранной группой самостоятельно, дается в разных жанрах: живая газета, монтаж, инсценировка, диспут, интервью.

У многих в личных библиотеках, вероятно, есть особые книги, которыми в семье очень дорожат. Это книги с автографами, издания, выпущенные в ограниченном количестве, отмеченные высочайшим уровнем полиграфической культуры, с интересными иллюстрациями.

С некоторыми книгами связаны знаменательные события в жизни семьи, и в домашнюю библиотеку они попали необычным путем. Разве рассказ об этих книгах, сама возможность увидеть их, полистать, подержать в руках не вызовут интерес?! («Чем книга чернее и листанней, тем прелесть ее задушевней». Б.Пастернак). А для кого-то из ребят такой разговор может стать началом целенаправленного собирательства. Инициатива здесь может принадлежать активистам Всесоюзного общества книголюбов.

Конкурсы

(для учащихся 5—8 классов)

Предлагаемые конкурсы носят ориентировочный характер. Их можно использовать как основу при создании собственных конкурсов для занятий в школе и организации игр с младшими ребятами. Развивайте свои способности сценаристов — это потребуется вам во многих сферах профессиональной деятельности. Сейчас проводится много разнообразных шоу, презентаций, интересных передач, публичных выступлений. За всем этим стоят люди, чья обязанность — составить сценарий праздника, сделать его необычным. Попробуйте и вы свои силы.


Цель: Знакомство с содержанием и характером труда разных профессий.

Конкурс 1.

Оборудование: Набор карточек-букв, карточки с названиями профессий, ребус, написанный на листе ватмана.

В течение одного занятия проводится несколько миниконкурсов. За каждый из них присуждается до 5 очков. Учащиеся делятся на 2—3 команды. Ведущим является учитель или один из активных учащихся.

  1. Мини-конкурс «Кинокомедия». Ведущий перечисляет несколько названий кинокомедий (5—7) и просит учащихся назвать профессии, встречающиеся в этих фильмах. Каждой команде на размышление дается 2—3 минуты.

  2. Азбука профессий. Ведущий на карточке показывает какуюлибо букву и задает вопрос о профессии, которая должна начинаться с этой буквы. Учащиеся отвечают. Например, буква А — специалист, оказывающий юридическую помощь гражданам и организациям (адвокат); Б — рабочий-строитель, участвующий в закладке фундамента здания (бетонщик); В — работник, управляющий движущейся машиной (водитель); П — человек, профессия которого помогает людям иметь красивые прически (парикмахер), и т.д.

  3. «Четвертый лишний». Ведущий предлагает определить из четырех названных слов одно лишнее (по смыслу). Например, программист, компьютер, закройщик, оператор. Здесь лишнее слово — компьютер, так как оно обозначает средство труда, а остальные слова — профессии.

Примеры связок слов:

связист, режиссер, кинофильм, кинооператор; трамвай, троллейбус, электровоз, автобус; дрель, коловорот, рубанок, буравчик.

  1. Что ни шаг, то профессия. Участники от каждой команды по очереди выходят из строя, начинают маршировать и на каждый шаг называют профессию.

Если участник одной команды сбился или повторился, он останавливается. Затем выходит участник второй команды и делает то же самое, не повторяя уже названные профессии. Если он собьется, право хода переходит к первой команде. Каждый участник выступает только один раз. Команда, которая продвинется дальше, выигрывает.

  1. Пантомима. Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. Время на обдумывание — 3—5 минут. Когда все готовы, команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?» В ответ ее спрашивают: «А что вы умеете делать?» Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии.


Остальные отгадывают задуманное.

Далее подводятся итоги конкурса. Призы — по вашему усмотрению.

Конкурс 2. Этот конкурс также состоит из нескольких миниконкурсов.

Оборудование: Плакаты с изображением представителей конкретных профессий, например, монтажник, водитель автомобиля, оператор ЭВМ, экономист, диспетчер и т.д. Пословицы на листах ватмана. (Их смысл должен соответствовать изображениям на плакатах).

Подготовительный этап. Из класса набирают две команды по 6 человек. Остальные учащиеся — болельщики. Командам присваивают названия, например «Мастер», «Профессионал». Каждая команда имеет свою эмблему, которая прикрепляется к одежде всех членов команды. В состав жюри входят родители, приглашенные специалисты. Ведущий — учитель.

  1. Разминка. Ход игры. Члены команды получают карточки, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о каких профессиях идет речь. Например:

Чертеж, кульман, конструкция (инженер-конструктор).

Компьютер, программа, текст (программист, оператор ЭВМ).

Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач, ветфельдшер).

  1. Конкурс «Профсловарь». Каждая команда получает листок со списком профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения словтерминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.

Например, профессия, инструмент, условия труда, проблемность трудовых ситуаций, работник, орудия труда, мастер, характер трудовых контактов, зарплата.

  1. Конкурс болельщиков. Ведущий задает болельщикам вопросы такого типа: «Какие вы знаете профессии работников железнодорожного транспорта, машиностроения, сферы обслуживания и т.д.?»

Болельщики каждой из команд должны дать ответы.

  1. Конкурс пословиц и поговорок. Выясняется, какая команда знает больше пословиц и поговорок о труде. Конкурс проводится по принципу аукциона: команды по очереди называют пословицы и поговорки о труде, трудолюбии, отношении человека к труду. Выигрывает команда, назвавшая за определенное время больше пословиц и поговорок.

«Рисованные фильмы»


(для учащихся 5—8 классов)

Цель: знакомство с профессиями киноискусства. Развитие творческих способностей.

Как известно, большую часть кинозрителей составляют подростки. Для них кино стоит едва ли не на первом месте среди всех развлечений. Поэтому игра, связанная с кино, вызывает неподдельный интерес. Можно провести ее во время одного из вечеров отдыха, можно собраться специально.

Организаторы игры вначале проводят викторину. Вопросы они придумают сами, исходя из сегодняшних зрительских увлечений, но желательно, чтобы часть из них помогла выяснить, чем занимается режиссер, сценарист, оператор, художник, звукооператор. Это позволит внести ясность в функциональные обязанности участников будущего «съемочного» коллектива. Например, викторина может включать следующие вопросы:

— Назовите известные Вам киностудии.

— Назовите имена популярных киноартистов и те роли, в которых они Вам запомнились.

— Каких режиссеров Вы знаете?

— Кто принимает участие в подготовке фильма?

— Чем занимается сценарист, режиссер, художник, звукооператор и т.д.?

После викторины все делятся на 4—5 групп. Группам дается время на совещание и на распределение обязанностей. Обычно выбираются: режиссер — лидер группы, сценаристы, художники, звукооператоры (шумы, музыка). Нет только актеров — ведь это рисованные фильмы! Впрочем, чего не бывает: вдруг кто-то пожелает осуществить сценарий рисованного фильма именно через актеров — кино ведь дело непредсказуемое. Группы придумывают название своей студии и своему фильму. Тематика фильмов может быть общей для всех, или каждая группа по своему желанию сама выбирает себе тему для фильма.

После совещания группы называют темы своих фильмов, представляют режиссеров и получают все необходимое для работы. Это, прежде всего, кинолента (ею могут быть полосы бумаги шириной примерно 40 см, а длиной 4—5 м; эти полосы затем расчерчиваются так, чтобы получились «кинокадры» 40x40 см, т.е. в ленте должно получиться не менее 10 кадров), гуашь, кисточки, цветные карандаши, фломастеры и т.п.

Все режиссеры образуют художественный совет киноцентра. Худсовет решает, что именно будет оцениваться в фильмах. К примеру, содержательность и остроумие сценария, качество рисунков, оригинальность воплощения или демонстрация фильма...

Работа над фильмом заключается в следующем. Сначала продумывается сюжет. После того, как сюжет принят, начинается деятельность согласно распределенным ролям. Художники расчерчивают бумажную полосу на кадры и начинают заполнять их иллюстрациями; сценаристы прорабатывают сюжет, пишут диалоги и заставки между кадрами; звукооператоры продумывают шумовое и музыкальное сопровождение, озвучивают диалоги; режиссер организует всю эту работу, сводит все воедино, выступает третейским судьей, если нужно решить — включить что-то в фильм или нет, продумывает, как лучше представить ленты на художественном совете. На подготовку ленты можно дать от 45 минут до 1,5 часов.


Когда фильмы готовы, все собираются вместе, и начинается просмотр. По окончании показа художественный совет выносит решение о достоинствах и недостатках фильма, может быть, представляет особо отличившиеся ленты на международный кинофестиваль (для показа в младшем или параллельном классе).

В фильмах, выпущенных «киностудиями», оценивается: содержательность; художественность; режиссура; оригинальность.

Праздник труда

(для учащихся 6—8 классов)

Цель: расширение знаний о мире труда, формирование трудовых навыков.

Праздник проводится в виде конкурсов. От каждого класса выделяется команда в количестве 10 человек (5 девочек и 5 мальчиков).

Команды готовят приветствие (2 минуты), девиз, название, эмблемы.

Место проведения — актовый зал школы. С одной стороны зала находится команда «А» 6—8-х классов, с другой — команда «Б» 6—8-х классов. Сзади находятся болельщики.

Жюри в количестве пяти человек (ученики 9—10 классов).

Оценки ставятся по 5-балльной системе.

План проведения конкурсов:

Ведущий представляет ребятам состав жюри.

Команды по очереди приглашаются на сцену для приветствия (оценивается приветствие).

После приветствия команды переходят непосредственно к конкурсам.

  1. Сервировка стола.

Оборудование: 2 комплекта — скатерть, глубокие и мелкие тарелки, вилка, нож, стакан, салфетка, все это ставится на 2 стола.

Вызывается по 1 участнику из параллельных классов. Жюри засекает время (2 секундомера), учитывается правильность и быстрота сервировки стола. После завершения конкурса ведущий указывает на ошибки, допущенные участниками, показывает, как правильно накрывать стол.

  1. Защита профессии. Рассказ об экскурсии на предприятие — выполнение домашнего задания. Альбомы и газеты оцениваются дополнительно.

  2. Шей да пори — не будет пустой поры.

Оборудование: выкройки платья, рубашки, ткань, катушки ниток.

Вызываются 1 девочка и 1 мальчик от каждой команды. Все выходят одновременно. Девочки вдевают нитку в иголку, завязывают узелок, отдают иголки мальчикам. Мальчики сшивают выкройки. Оценивается время и качество выполнения работы.

  1. Юные парикмахеры.

Оборудование: банты и расчески.

Вызываются 1 девочка и 1 мальчик от каждой команды (девочка с длинными волосами). Мальчики завязывают девочкам два хвоста. Оценивается время выполнения, качество и прочность прически.