Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 598
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, живая дискуссия. После обсуждения участники пытаются найти компромисс и договориться друг с другом о зарплате специалистов из общего списка.
В ходе общего обмена мнениями должны проясниться действительный спрос и предложения на профессии. Выясняется, какие профессии самые престижные, дефицитные.
Затем проводится конкурс аналитиков рынка профессий. Участники игры сравнивают минимальную и максимальную зарплату из своего списка с общим списком, подготовленным группой. Если зарплаты совпадают, то этой профессии выставляют 1 балл. Сравнивают численные результаты конкурса аналитиков. Определяют победителей.
Профориентационная викторина
«Мир профессий»
(для учащихся 5—8 классов)
Цель: расширение знаний о мире труда
Оформление:
Подготовка. Для игры ученики в классе выбирают 2 команды, в каждой — по 6 человек. Остальные — болельщики. Первую команду можно назвать «Мастер», вторую — «Призвание». Каждая команда имеет свою эмблему, которую прикрепляют к одежде всех членов команды. В состав жюри входят шефы, родители. Ведет викторину учитель.
Сценарий викторины
— Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор).
— Компьютер, программа, текст (программист, оператор).
— Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман). — Животные, шприц, больница (ветеринар).
Список № 1: бизнесмен, предпринимательство, акция, дивиденд.
Список № 2: менеджер, брокер, вексель, коммерция.
На каждом плакате нужно показать, чем занимаются люди данной профессии, орудия труда, что привлекательного в этой профессии; выбор профессий - произвольный. Плакат может быть любого формата.
Соперники отбирают лучшие на их взгляд плакаты и помечают их своим знаком в уголках. Затем плакаты дают на обсуждение болельщикам, которые также проставляют свои знаки в уголках. Выигрывает команда, у которой среди отобранных и помеченных плакатов наибольшее количество совпадений мнений болельщиков и соперников.
Например, ведущий задумал профессию на букву «П». Отгадывающий говорит:
— Это мастер — пищевар?
— Нет, это не повар, — отвечает ведущий. Другой ученик задает вопрос:
— Это тот, кто продает Масло, хлеб и бутерброд? Холодильник и утюг,
Трактор, лес, а может плуг?
— Нет, не то, не продавец, — отвечает ведущий.
Если класс не смог отгадать профессию, то ведущий обязан назвать вторую букву задуманного слова. Тот, кто отгадал задуманную профессию, становится ведущим. Если класс не смог отгадать профессию и сдался, то ведущий получает право загадать второе слово. Учитель следит, чтобы ребята правильно давали описание функций конкретных профессий, а ведущий отгадывал их, грамотно называя нужную специальность. Победителю можно вручить шоколадную медаль «Шоколадный эрудит» или увлекательную книгу (например, из серии «Эврика»).
Дополнительная информация для организаторов викторины
БИЗНЕСМЕН — в переводе с английского бизнес — дело, занятие. Значит, бизнесмен — деловой человек;
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий и требований:
— свобода выбора направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений;
— ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;
— ориентация на достижение коммерческого успеха.
МЕНЕДЖЕР — профессиональный управляющий в сфере экономики, права, финансов, руководства людьми.
БРОКЕР — торговый посредник, обеспечивающий установление контакта между продавцом и покупателем.
АКЦИЯ — ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами, предприятиями, кооперативами и др., дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.
ДИВИДЕНД — доход, получаемый владельцами акции; представляет собой часть прибыли акционерного общества.
ВЕКСЕЛЬ — ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму владельцу векселя.
КОММЕРЦИЯ — совокупность факторов, обеспечивающих максимальную выгодность сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и требований промежуточного или конечного потребителя.
Викторина «По страницам истории рынка и предпринимательства»
(для учащихся 6—8 классов)
Цель: знакомство с историей рынка и предпринимательства.
Вопросы викторины:
Задания на повторение
Задание 1. Подумайте и объясните, какие черты характера и умения из нижеперечисленных помогают покупателю на рынке в приобретении товаров по более низким ценам:
Какими из перечисленных качеств, по вашему мнению, обладаете вы?
Назовите качества, которые крайне необходимы покупателю, продавцу.
Задание 2. Из предложенного списка выберите личностные качества и знания, присущие маклеру:
— смелость — честность
— целеустремленность — кратковременная наглядно— решительность образная память
Задание 3. Выберите из предложенного списка качества личности брокера, обеспечивающие успех его деятельности:
Ответы: 1. Рынок. 2. Вавилония. 3. Копенгаген. 4. Площадь. 5. Мех куницы. 6. Нижегородская. 7. Византия. 8. Ленин. 9. Аристотель. 10. Екатерина II. 11. XIV в. 12. При Петре I в Петербурге. 13. Третьяков. 14. Посошков. 15. Ярмарка. 16. По имени древнеримского дипломата и покровителя поэтов Мецената. 17. В Китае (812 г. н.э.). 18. Швеция (медная пластина весом 19,71 кг, 1644 г.). Непал (серебряная монета весом 0,002 г, 1740 г.). 19. В XV— XVI вв. в Италии, Голландии, Англии.
Познавательное дело
«Компас в книжном море»
(для учащихся 6—8 классов)
Цель: пропаганда книги как источника знания и как произведения полиграфического искусства.
У каждого читателя возникает потребность поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приобщить и других к полюбившейся книге или журнальной публикации. Коль скоро такая потребность существует, то ребята обычно охотно откликаются на дела, связанные с интересующими их книгами.
Можно выпускать устный журнал, на страницах которого ведется разговор по разным аспектам общей темы: путь книги от автора к читателю (а он бывает очень извилист и долог); моя библиотека; умеем ли мы читать
В ходе общего обмена мнениями должны проясниться действительный спрос и предложения на профессии. Выясняется, какие профессии самые престижные, дефицитные.
Затем проводится конкурс аналитиков рынка профессий. Участники игры сравнивают минимальную и максимальную зарплату из своего списка с общим списком, подготовленным группой. Если зарплаты совпадают, то этой профессии выставляют 1 балл. Сравнивают численные результаты конкурса аналитиков. Определяют победителей.
Профориентационная викторина
«Мир профессий»
(для учащихся 5—8 классов)
Цель: расширение знаний о мире труда
Оформление:
-
Листы из альбома для черчения с изображением животных в качестве представителей конкретных профессий, например, жираф в каске, крокодил Гена с отбойным молотком, обезьяна за рулем автомобиля, бегемот с удочкой и т.п. -
Пословицы на листах ватмана. Их смысл должен соответствовать изображениям на плакатах.
Подготовка. Для игры ученики в классе выбирают 2 команды, в каждой — по 6 человек. Остальные — болельщики. Первую команду можно назвать «Мастер», вторую — «Призвание». Каждая команда имеет свою эмблему, которую прикрепляют к одежде всех членов команды. В состав жюри входят шефы, родители. Ведет викторину учитель.
Сценарий викторины
-
Разминка. Члены команд получают карточки, на которых написаны группы слов. По данным группам слов ребята должны определять, о каких профессиях идет речь. Если можете, назовите известных людей, представителей этих профессий:
— Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор).
— Компьютер, программа, текст (программист, оператор).
— Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман). — Животные, шприц, больница (ветеринар).
-
Конкурс «Профсловарь». Каждая команда получает листок со списком терминов. После чтения и обсуждения задания в команде дети объясняют значения слов — терминов. Время на обсуждение одного термина — 1 мин.
Список № 1: бизнесмен, предпринимательство, акция, дивиденд.
Список № 2: менеджер, брокер, вексель, коммерция.
-
Конкурс болельщиков. Ведущий задает вопрос болельщикам:
-
Какие вы знаете экономические, юридические, предпринимательские профессии? -
Болельщики одной команды должны загадать загадки, чтобы болельщики другой команды отгадали их.
-
Конкурс плакатов о профессиях. Каждая команда представляет на обсуждение своих соперников несколько заранее приготовленных плакатов (не более 10-ти).
На каждом плакате нужно показать, чем занимаются люди данной профессии, орудия труда, что привлекательного в этой профессии; выбор профессий - произвольный. Плакат может быть любого формата.
Соперники отбирают лучшие на их взгляд плакаты и помечают их своим знаком в уголках. Затем плакаты дают на обсуждение болельщикам, которые также проставляют свои знаки в уголках. Выигрывает команда, у которой среди отобранных и помеченных плакатов наибольшее количество совпадений мнений болельщиков и соперников.
-
Конкурс «Письмо другу». Задание командам: Ваш друг, живущий в другом городе, просит дать ему совет. Став взрослым, он хочет заниматься лечением людей. Напишите ему ответное письмо и дайте совет - какую профессию (профессии) ему выбрать. Письмо может быть и шуточное, но из него можно легко понять данный другу совет. Командам вручают листы с началом письма к другу: «Здравствуй, дорогой... (имя). Ты просишь подсказать тебе, кем быть. Спешу помочь тебе и выполняю твое задание. У меня есть хороший знакомый (друг), который работает... (название профессии). Я долго приглядывался к нему и его работе и понял, что... (и тебе тоже стоит сделать то же самое...)». -
Конкурс пословиц и поговорок. Какая команда знает их больше? Конкурс проводится по принципу аукциона: команды по очереди называют пословицы; команда, назвавшая за определенное время больше пословиц, выигрывает... -
Игра «Эрудит». Ведущий внутренне определяет для себя профессию и называет первую букву. Класс пытается отгадать эту профессию, но при этом не называет ее прямо, а задает вопрос, содержащий в себе описание функций носителя предполагаемой профессии.
Например, ведущий задумал профессию на букву «П». Отгадывающий говорит:
— Это мастер — пищевар?
— Нет, это не повар, — отвечает ведущий. Другой ученик задает вопрос:
— Это тот, кто продает Масло, хлеб и бутерброд? Холодильник и утюг,
Трактор, лес, а может плуг?
— Нет, не то, не продавец, — отвечает ведущий.
Если класс не смог отгадать профессию, то ведущий обязан назвать вторую букву задуманного слова. Тот, кто отгадал задуманную профессию, становится ведущим. Если класс не смог отгадать профессию и сдался, то ведущий получает право загадать второе слово. Учитель следит, чтобы ребята правильно давали описание функций конкретных профессий, а ведущий отгадывал их, грамотно называя нужную специальность. Победителю можно вручить шоколадную медаль «Шоколадный эрудит» или увлекательную книгу (например, из серии «Эврика»).
Дополнительная информация для организаторов викторины
БИЗНЕСМЕН — в переводе с английского бизнес — дело, занятие. Значит, бизнесмен — деловой человек;
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий и требований:
— свобода выбора направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений;
— ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;
— ориентация на достижение коммерческого успеха.
МЕНЕДЖЕР — профессиональный управляющий в сфере экономики, права, финансов, руководства людьми.
БРОКЕР — торговый посредник, обеспечивающий установление контакта между продавцом и покупателем.
АКЦИЯ — ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами, предприятиями, кооперативами и др., дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.
ДИВИДЕНД — доход, получаемый владельцами акции; представляет собой часть прибыли акционерного общества.
ВЕКСЕЛЬ — ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму владельцу векселя.
КОММЕРЦИЯ — совокупность факторов, обеспечивающих максимальную выгодность сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и требований промежуточного или конечного потребителя.
Викторина «По страницам истории рынка и предпринимательства»
(для учащихся 6—8 классов)
Цель: знакомство с историей рынка и предпринимательства.
Вопросы викторины:
-
Как называется в городе место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах? -
Где в древние времена впервые возник обмен товарами? -
Какая столица западноевропейского государства в переводе на русский язык означает «Торговая гавань»? -
Где располагался рынок в городах Западной Европы XVI— XVII вв.? -
Какой товар использовался в качестве денег в Древней Руси (XII—XIII вв.)? -
Крупнейшая торгово-промышленная ярмарка Поволжья дореволюционной России. -
Назовите государство, с которым Россия подписала первый торговый договор. -
Назовите государственного деятеля России, призывавшего учиться торговать «по-европейски». -
Кем впервые введены понятия «товар», «стоимость», «деньги»? -
Кто в России ввел бумажные деньги? -
Когда на Руси появились первые деньги? -
Когда и где была организована первая Российская товарная биржа? -
Назовите представителя купеческого рода дореволюционной России, собирателя произведений русского искусства. -
Предприниматель и экономист Петровской эпохи. -
Как называется большой торг, устраиваемый с увеселениями и развлечениями? -
Почему покровительство искусства называется меценаством? -
Где впервые появились бумажные деньги? -
Назовите государства, где использовались самые большие и тяжелые (маленькие и легкие) монеты в мире. -
Где впервые возникли биржи?
Задания на повторение
Задание 1. Подумайте и объясните, какие черты характера и умения из нижеперечисленных помогают покупателю на рынке в приобретении товаров по более низким ценам:
-
— хитрость
— коммуникабельность
— предприимчивость
— добродушие
— умение рисковать
— застенчивость
— настойчивость
— жадность
— умение вести диалог
— чувство юмора
— конфликтность
— гуманность
— хвастливость
— эгоизм
— целеустремленность
— болтливость
— грубость
— напористость
— образованность
— экономность
Какими из перечисленных качеств, по вашему мнению, обладаете вы?
Назовите качества, которые крайне необходимы покупателю, продавцу.
Задание 2. Из предложенного списка выберите личностные качества и знания, присущие маклеру:
— смелость — честность
— целеустремленность — кратковременная наглядно— решительность образная память
-
— настойчивость
— быстрая реакция
— замедленная реакция
— физическая сила
— застенчивость
— знание коммерческого дела
— пространственные представления
— знание психологии покупателей и продавцов
— знание производства товаров и услуг
— знание экономики
— логическое мышление
— распределение внимания
— концентрация внимания
— переключаемость внимания
— тактичность
— осмотрительность
— взвешенность принимаемых решений
— порядочность
— инициативность
— предприимчивость
— умение быстрого счета
— умение управлять собой
— организованность — умение четко выражать свои мысли
— коммуникабельность
— артистичность
— выносливость
— самостоятельность
— ответственность
— собранность
— склонность к риску
— осторожность
— интеллектуальность
Задание 3. Выберите из предложенного списка качества личности брокера, обеспечивающие успех его деятельности:
-
— знание товаров
— бережливость
— знание конъюнктуры
рынка
— хорошая реакция
— хорошая память
— коммуникабельность
— лживость
— высокий уровень распре-
— благородство
— неутомимость в ра-
боте
— находчивость
— смекалка
— деловитость
— предприимчивость
— скупость
— ловкость
деления, концентрации и переключаемости внимания
— знание психологии покупателей и продавцов
— вспыльчивость
— порядочность
— плутовство
— рискованность
— осторожность
— артистичность
— вежливость
— аккуратность
— работоспособность
— словоблудие
— гибкость мышления
— скрупулезность
Ответы: 1. Рынок. 2. Вавилония. 3. Копенгаген. 4. Площадь. 5. Мех куницы. 6. Нижегородская. 7. Византия. 8. Ленин. 9. Аристотель. 10. Екатерина II. 11. XIV в. 12. При Петре I в Петербурге. 13. Третьяков. 14. Посошков. 15. Ярмарка. 16. По имени древнеримского дипломата и покровителя поэтов Мецената. 17. В Китае (812 г. н.э.). 18. Швеция (медная пластина весом 19,71 кг, 1644 г.). Непал (серебряная монета весом 0,002 г, 1740 г.). 19. В XV— XVI вв. в Италии, Голландии, Англии.
Познавательное дело
«Компас в книжном море»
(для учащихся 6—8 классов)
Цель: пропаганда книги как источника знания и как произведения полиграфического искусства.
У каждого читателя возникает потребность поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приобщить и других к полюбившейся книге или журнальной публикации. Коль скоро такая потребность существует, то ребята обычно охотно откликаются на дела, связанные с интересующими их книгами.
Можно выпускать устный журнал, на страницах которого ведется разговор по разным аспектам общей темы: путь книги от автора к читателю (а он бывает очень извилист и долог); моя библиотека; умеем ли мы читать