Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 598

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, живая дискуссия. После обсуждения участники пытаются найти компромисс и договориться друг с другом о зарплате специалистов из общего списка.

В ходе общего обмена мнениями должны проясниться действительный спрос и предложения на профессии. Выясняется, какие профессии самые престижные, дефицитные.

Затем проводится конкурс аналитиков рынка профессий. Участники игры сравнивают минимальную и максимальную зарплату из своего списка с общим списком, подготовленным группой. Если зарплаты совпадают, то этой профессии выставляют 1 балл. Сравнивают численные результаты конкурса аналитиков. Определяют победителей.

Профориентационная викторина

«Мир профессий»

(для учащихся 5—8 классов)

Цель: расширение знаний о мире труда

Оформление:

  1. Листы из альбома для черчения с изображением животных в качестве представителей конкретных профессий, например, жираф в каске, крокодил Гена с отбойным молотком, обезьяна за рулем автомобиля, бегемот с удочкой и т.п.

  2. Пословицы на листах ватмана. Их смысл должен соответствовать изображениям на плакатах.

Подготовка. Для игры ученики в классе выбирают 2 команды, в каждой — по 6 человек. Остальные — болельщики. Первую команду можно назвать «Мастер», вторую — «Призвание». Каждая команда имеет свою эмблему, которую прикрепляют к одежде всех членов команды. В состав жюри входят шефы, родители. Ведет викторину учитель.

Сценарий викторины

  1. Разминка. Члены команд получают карточки, на которых написаны группы слов. По данным группам слов ребята должны определять, о каких профессиях идет речь. Если можете, назовите известных людей, представителей этих профессий:

— Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор).

— Компьютер, программа, текст (программист, оператор).

— Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман). — Животные, шприц, больница (ветеринар).

  1. Конкурс «Профсловарь». Каждая команда получает листок со списком терминов. После чтения и обсуждения задания в команде дети объясняют значения слов — терминов. Время на обсуждение одного термина — 1 мин.

Список № 1: бизнесмен, предпринимательство, акция, дивиденд.

Список № 2: менеджер, брокер, вексель, коммерция.

  1. Конкурс болельщиков. Ведущий задает вопрос болельщикам:

  1. Какие вы знаете экономические, юридические, предпринимательские профессии?

  2. Болельщики одной команды должны загадать загадки, чтобы болельщики другой команды отгадали их.


  1. Конкурс плакатов о профессиях. Каждая команда представляет на обсуждение своих соперников несколько заранее приготовленных плакатов (не более 10-ти).

На каждом плакате нужно показать, чем занимаются люди данной профессии, орудия труда, что привлекательного в этой профессии; выбор профессий - произвольный. Плакат может быть любого формата.

Соперники отбирают лучшие на их взгляд плакаты и помечают их своим знаком в уголках. Затем плакаты дают на обсуждение болельщикам, которые также проставляют свои знаки в уголках. Выигрывает команда, у которой среди отобранных и помеченных плакатов наибольшее количество совпадений мнений болельщиков и соперников.

  1. Конкурс «Письмо другу». Задание командам: Ваш друг, живущий в другом городе, просит дать ему совет. Став взрослым, он хочет заниматься лечением людей. Напишите ему ответное письмо и дайте совет - какую профессию (профессии) ему выбрать. Письмо может быть и шуточное, но из него можно легко понять данный другу совет. Командам вручают листы с началом письма к другу: «Здравствуй, дорогой... (имя). Ты просишь подсказать тебе, кем быть. Спешу помочь тебе и выполняю твое задание. У меня есть хороший знакомый (друг), который работает... (название профессии). Я долго приглядывался к нему и его работе и понял, что... (и тебе тоже стоит сделать то же самое...)».

  2. Конкурс пословиц и поговорок. Какая команда знает их больше? Конкурс проводится по принципу аукциона: команды по очереди называют пословицы; команда, назвавшая за определенное время больше пословиц, выигрывает...

  3. Игра «Эрудит». Ведущий внутренне определяет для себя профессию и называет первую букву. Класс пытается отгадать эту профессию, но при этом не называет ее прямо, а задает вопрос, содержащий в себе описание функций носителя предполагаемой профессии.

Например, ведущий задумал профессию на букву «П». Отгадывающий говорит:

— Это мастер — пищевар?

— Нет, это не повар, — отвечает ведущий. Другой ученик задает вопрос:

— Это тот, кто продает Масло, хлеб и бутерброд? Холодильник и утюг,

Трактор, лес, а может плуг?

— Нет, не то, не продавец, — отвечает ведущий.



Если класс не смог отгадать профессию, то ведущий обязан назвать вторую букву задуманного слова. Тот, кто отгадал задуманную профессию, становится ведущим. Если класс не смог отгадать профессию и сдался, то ведущий получает право загадать второе слово. Учитель следит, чтобы ребята правильно давали описание функций конкретных профессий, а ведущий отгадывал их, грамотно называя нужную специальность. Победителю можно вручить шоколадную медаль «Шоколадный эрудит» или увлекательную книгу (например, из серии «Эврика»).

Дополнительная информация для организаторов викторины

БИЗНЕСМЕН — в переводе с английского бизнес — дело, занятие. Значит, бизнесмен — деловой человек;

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий и требований:

— свобода выбора направлений и методов деятельности, самостоятельность принятия решений;

— ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;

— ориентация на достижение коммерческого успеха.

МЕНЕДЖЕР — профессиональный управляющий в сфере экономики, права, финансов, руководства людьми.

БРОКЕР — торговый посредник, обеспечивающий установление контакта между продавцом и покупателем.

АКЦИЯ — ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами, предприятиями, кооперативами и др., дающая право на получение части прибыли в виде дивиденда.

ДИВИДЕНД — доход, получаемый владельцами акции; представляет собой часть прибыли акционерного общества.

ВЕКСЕЛЬ — ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму владельцу векселя.

КОММЕРЦИЯ — совокупность факторов, обеспечивающих максимальную выгодность сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и требований промежуточного или конечного потребителя.

Викторина «По страницам истории рынка и предпринимательства»

(для учащихся 6—8 классов)

Цель: знакомство с историей рынка и предпринимательства.

Вопросы викторины:

  1. Как называется в городе место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах?

  2. Где в древние времена впервые возник обмен товарами?

  3. Какая столица западноевропейского государства в переводе на русский язык означает «Торговая гавань»?

  4. Где располагался рынок в городах Западной Европы XVI— XVII вв.?

  5. Какой товар использовался в качестве денег в Древней Руси (XII—XIII вв.)?

  6. Крупнейшая торгово-промышленная ярмарка Поволжья дореволюционной России.

  7. Назовите государство, с которым Россия подписала первый торговый договор.

  8. Назовите государственного деятеля России, призывавшего учиться торговать «по-европейски».

  9. Кем впервые введены понятия «товар», «стоимость», «деньги»?

  10. Кто в России ввел бумажные деньги?

  11. Когда на Руси появились первые деньги?

  12. Когда и где была организована первая Российская товарная биржа?

  13. Назовите представителя купеческого рода дореволюционной России, собирателя произведений русского искусства.

  14. Предприниматель и экономист Петровской эпохи.

  15. Как называется большой торг, устраиваемый с увеселениями и развлечениями?

  16. Почему покровительство искусства называется меценаством?

  17. Где впервые появились бумажные деньги?

  18. Назовите государства, где использовались самые большие и тяжелые (маленькие и легкие) монеты в мире.

  19. Где впервые возникли биржи?


Задания на повторение

Задание 1. Подумайте и объясните, какие черты характера и умения из нижеперечисленных помогают покупателю на рынке в приобретении товаров по более низким ценам:

— хитрость

— коммуникабельность

— предприимчивость

— добродушие

— умение рисковать

— застенчивость

— настойчивость

— жадность

— умение вести диалог

— чувство юмора

— конфликтность

— гуманность

— хвастливость

— эгоизм

— целеустремленность

— болтливость

— грубость

— напористость

— образованность

— экономность

Какими из перечисленных качеств, по вашему мнению, обладаете вы?

Назовите качества, которые крайне необходимы покупателю, продавцу.

Задание 2. Из предложенного списка выберите личностные качества и знания, присущие маклеру:

— смелость — честность

— целеустремленность — кратковременная наглядно— решительность образная память

— настойчивость

— быстрая реакция

— замедленная реакция

— физическая сила

— застенчивость

— знание коммерческого дела

— пространственные представления

— знание психологии покупателей и продавцов

— знание производства товаров и услуг

— знание экономики

— логическое мышление

— распределение внимания

— концентрация внимания

— переключаемость внимания

— тактичность

— осмотрительность

— взвешенность принимаемых решений

— порядочность

— инициативность

— предприимчивость

— умение быстрого счета

— умение управлять собой

— организованность — умение четко выражать свои мысли

— коммуникабельность

— артистичность

— выносливость

— самостоятельность

— ответственность

— собранность

— склонность к риску

— осторожность

— интеллектуальность


Задание 3. Выберите из предложенного списка качества личности брокера, обеспечивающие успех его деятельности:

— знание товаров

— бережливость

— знание конъюнктуры

рынка

— хорошая реакция

— хорошая память

— коммуникабельность

— лживость

— высокий уровень распре-

— благородство

— неутомимость в ра-

боте

— находчивость

— смекалка

— деловитость

— предприимчивость

— скупость

— ловкость




деления, концентрации и переключаемости внимания

— знание психологии покупателей и продавцов

— вспыльчивость

— порядочность

— плутовство

— рискованность

— осторожность

— артистичность

— вежливость

— аккуратность

— работоспособность

— словоблудие

— гибкость мышления

— скрупулезность

Ответы: 1. Рынок. 2. Вавилония. 3. Копенгаген. 4. Площадь. 5. Мех куницы. 6. Нижегородская. 7. Византия. 8. Ленин. 9. Аристотель. 10. Екатерина II. 11. XIV в. 12. При Петре I в Петербурге. 13. Третьяков. 14. Посошков. 15. Ярмарка. 16. По имени древнеримского дипломата и покровителя поэтов Мецената. 17. В Китае (812 г. н.э.). 18. Швеция (медная пластина весом 19,71 кг, 1644 г.). Непал (серебряная монета весом 0,002 г, 1740 г.). 19. В XV— XVI вв. в Италии, Голландии, Англии.

Познавательное дело

«Компас в книжном море»

(для учащихся 6—8 классов)

Цель: пропаганда книги как источника знания и как произведения полиграфического искусства.

У каждого читателя возникает потребность поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приобщить и других к полюбившейся книге или журнальной публикации. Коль скоро такая потребность существует, то ребята обычно охотно откликаются на дела, связанные с интересующими их книгами.

Можно выпускать устный журнал, на страницах которого ведется разговор по разным аспектам общей темы: путь книги от автора к читателю (а он бывает очень извилист и долог); моя библиотека; умеем ли мы читать