Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 624
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
профессия — повар. Ее можно получить в ПУ № 13,
33, 38.
Пословица: «Добрый повар стоит доктора».
Источник:Русские пословицы поговорки: Учебный словарь. М., 1994. С. 39.
Ответ: профессия травильщицы, широко распространенная в современном химическом производстве.
Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 391.
7. Вопросы-шутки
Ответ: профессию трепальщицы, которая широко распространена в современном ткацком производстве.
Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).
Источник:2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287.
Ядреным потом стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки?
Ответ: поэт.
8. Вопросы типа «Угадай профессию»
Ответ: повар, кулинар-кондитер.
Деловая игра
«В лабиринтах образования и самомаркетинга»
Обоснование выбора формы и темы мероприятия:
Содержание деловой игры дает возможность старшекласснику примерить на себя вид профессиональной деятельности или конкретную профессию, помогает осознать, что же он может сегодня, и дает пищу для размышлений, что нужно, чтобы достичь лучшего будущего. Как справедливо замечает И.С.Кон: «Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, о своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает».
Деловая игра помогает сделать информацию о профессии, о путях ее получения, об успешности последующего трудоустройства более значимой благодаря включению старшеклассников в знакомство через исполнение ролей. Изменяется статус ученика: из пассивного слушателя и зрителя он становятся активным участником производственного процесса. Достоинством деловой игры является то, что она позволяет создать имитационную модель производственных отношений, включить старшеклассников в эти отношения посредством конкретного содержания, которое реализуется при исполнении определенных ролей, взятых на себя подростками. Учитель, советуя ученику выбрать какую-то профессию, основывается прежде всего на склонностях или предполагаемых способностях подростка к определенному виду деятельности. Для того, чтобы выявить эти способности, необходимы ситуации, в которых они проявятся. Деловая игра представляет широкие возможности для создания ситуаций, направленных на выявление способностей подростков к тому или иному виду трудовой деятельности.
Деловая игра является удачной формой для завершения 1-й части целостной системы профориентационных мероприятий в школе — «Недели старшеклассника». Первая «Неделя старшеклассника», которая проводится в 1-й учебной четверти, является основным, стартовым в текущем учебном году этапом формирования у выпускников общеобразовательной школы осознанного профессионального самоопределения, соответствующего профессиональным особенностям молодого человека и потребностям края и района в кадрах; реального представления о рынке труда и профессий конкретной территории и региона в целом. Опыт показывает, что вторую тематическую неделю нужно проводить в конце учебного года, чтобы подвести итоги проведенной работы, наметить планы на будущее.
Ход игры
Место проведения: актовый зал школы.
Участники: 20 учащихся 9—10—11 классов, из них комплектуется 2 команды.
Жюри: учителя, между ними заранее распределены роли: обработка диагностического материала, инструктаж по проведению конкурса «Автобиография» и т.д. Для них организатор игры проводит экспресс-семинар заранее.
Члены жюри будут оценивать выполнение конкурсных заданий по 5-балльной шкале и заносить результаты в Аттестационные листы. А помощники ведущего будут передвигать специальные фишки на маршрутах-лабиринтах, которые прикреплены к магнитным доскам. И все смогут постоянно наблюдать за продвижением команд к победе.
В конце игры будут подведены не только коллективные результаты, но также будут награждены:
Самый-самый в Деловой игре «В лабиринтах образования и самомаркетинга».
Самый находчивый.
Самый лучший оратор.
Самый умелый руководитель коллектива
Вступительное слово ведущего:
Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы покупаем апельсины, выращенные в Калифорнии, кофе, импортированный из Бразилии, газету, изготовленную из канадской древесины, а новости доходят до нас аж из далекой Австралии. Все это стало возможным благодаря системе маркетинга, причем с минимальными усилиями с нашей стороны. Она обеспечивает нам уровень жизни, о котором наши предшественники могли только мечтать
Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда — чувство ощущаемой нехватки чего-либо.
Самомаркетинг — это систематическое повышение рыночной стоимости продукции — самих себя. Это имидж, который представляет вас в самом выгодном свете. Маркетинг намного облегчает жизнь всем, потому что его предназначение — выяснить, чего хотят люди, и затем — предложить именно это, будь то товар, услуга или человек.
Таким образом, самомаркетинг — это двухсоставной процесс. Первая часть сосредотачивает ваше внимание на вас самих, а вторая — на людях, которым вы хотите понравиться.
Прежде чем выходить на рынок труда, необходимо получить образование. Именно поэтому первая часть нашей игры называется «Выбор учебного заведения».
Так как задача профориентации — помочь найти совпадение индивидуальных особенностей человека и требований, предъявляемых профессией, то в этой части мы будем продолжать учиться познавать себя, окружающих и мир отношений и профессий.
Затем, во второй части — «Основы самомаркетинга» — отработаем знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего успешного трудоустройства.
Часть 1. Выбор учебного заведения
Упражнение 1
1. «Кто Я?».
Цель: Упражнение особенно подходит для начала мероприятия, когда будет идти работа в разновозрастных командах; является хорошим способом «сломать лед» и быстро сдружить участников друг с другом.
Материалы: бумага, карандаши, ручки.
Процедура. Всем раздаются тетрадные листы, предлагается фломастером написать «Кто я» (можно указывать социальные роли, личностные особенности, характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя). Затем помощники ведущего прикрепляют листочки один под одним на специально подготовленных планшетах и в каждом последующем листе вычеркивают повтор, побеждает та команда, которая набрала больше характеристик.
Подсчет и подведение итогов ведет консультант из числа учителей-членов жюри.
2. «Качества личности».
Цель: Отработка умений анализа и самоанализа. Формирование умений отстаивать свое мнение.
Процедура. Раздаются стандартные бланки качеств личности. Каждая группа выбирает по 3 качества, выписывает их на листе фломастером, вывешивает на доску для обозрения жюри (исключим совпадение качеств у групп).
Затем каждая группа делится на 2 подгруппы:
Одна доказывает, что все 3 качества положительные для работника, другая группа доказывает, что эти качества отрицательные, мешают быть успешным в выполнении любой работы (например: осторожность, вдумчивость).
Оценивается по 5-балльной системе в целом работа команды.
Вывод: нет однозначно «+» или «—», должна быть «золотая середина».
3. «Я» и тип профессии, учебные заведения.
Цель: погружение участников игры в социальную роль, создание условий для проигрывания ситуации выбора. Отработка умений сопоставлять, устанавливать логические связи, делать умозаключения.
Процедура: Пока идет выполнение задания 2, капитаны вытягивают карточки с типом профессии и выбирают того члена команды, кто уже определился с мечтой реализовать себя в этой сфере. Вместе они пишут характеристику, где указывают способности и сильные стороны этого человека, и, работая со справочником для поступающих в вузы, определяют учебное заведение и факультет, наиболее подходящий именно для этого человека.
Упражнение 2
1. «Формирование профплана».
Цель: Информирование по теме «Пути получения профессии». Отработка умений и навыков по проектированию будущего с учетом анализа имеющихся ПВК, способностей.
Процедура: Двум командам выдаются справочники поступающих в ссузы и вузы, буклеты с информацией о проходном балле, ценах. Читается мини-лекция об условиях поступления, о необходимости наличия «запасного варианта». Затем каждая группа получает мини-характеристику на Анатолия К.
Необходимо составить связный рассказ-рекомендацию или фантазию «Как сложится жизнь Анатолия после 11 класса?». Вам поможет специальный вопросник:
(на сколько баллов);
2. «Формула профессии».
Цель: Закрепление знаний основных терминов и понятий: профессия, специальность, квалификация, специализация и т.д.
Формирование умений анализировать, сопоставлять, делать выводы. Способность самому анализировать профессию, раскладывая ее «по полочкам» поможет ребятам в дальнейшем сделать осознанный выбор профессии для себя.
Процедура: По 4 человека от каждой команды получают характеристики профессий (профописания) на информационных листах и составляют «формулу профессии» (шаги к ее освоению).
Им необходимо выдать по листу А4. Нужен консультант из числа учителей.
Часть 2. Основы самомаркетинга
1. Стресс-упражнение.
Цель: Закрепление навыка различных способов поведения.
Репетиция поведения является основной методикой, используемой в группах тренинга уверенности в себе. Это упражнение является хорошим введением в процедуру репетиции поведения.
Игра на креативность мышления «Захлопнулась дверь».
Процедура: От каждой команды делегируется одинаковое количество участников. Все встают в круг. Ведущий объясняет проблемность ситуации. По очереди предлагаются варианты выхода из экстремальной ситуации. Тот, кто не может предложить вариант ответа — выбывает.
33, 38.
Пословица: «Добрый повар стоит доктора».
Источник:Русские пословицы поговорки: Учебный словарь. М., 1994. С. 39.
-
Вопрос: Назовите профессию, имеющую место в современном производстве, определить которую поможет персонаж романа А.Дюма-отца «Королева Марго» Екатерина Медичи.
Ответ: профессия травильщицы, широко распространенная в современном химическом производстве.
Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 391.
7. Вопросы-шутки
-
Вопрос: Какую профессию вы посоветуете выбрать двум очень разговорчивым женщинам, любящим говорить по поводу и без повода?
Ответ: профессию трепальщицы, которая широко распространена в современном ткацком производстве.
-
Вопрос: Что общего у ЭВМ с коровой?
Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения).
Источник:2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287.
-
Вопрос: Мы на закате с поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки?
Ответ: поэт.
8. Вопросы типа «Угадай профессию»
-
Вопрос: «Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер. -
Вопрос: Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. Ответ: профессиямашинист и машинистка. -
Вопрос: Представитель какой профессии управляет процессами: диффузией и ферментацией?
Ответ: повар, кулинар-кондитер.
Деловая игра
«В лабиринтах образования и самомаркетинга»
Обоснование выбора формы и темы мероприятия:
Содержание деловой игры дает возможность старшекласснику примерить на себя вид профессиональной деятельности или конкретную профессию, помогает осознать, что же он может сегодня, и дает пищу для размышлений, что нужно, чтобы достичь лучшего будущего. Как справедливо замечает И.С.Кон: «Выбор профессии предполагает наличие у школьников информации двоякого рода о мире профессий в целом и возможностях и требованиях каждой из них; о себе самом, о своих способностях и интересах. И той и другой информации старшеклассникам не хватает».
Деловая игра помогает сделать информацию о профессии, о путях ее получения, об успешности последующего трудоустройства более значимой благодаря включению старшеклассников в знакомство через исполнение ролей. Изменяется статус ученика: из пассивного слушателя и зрителя он становятся активным участником производственного процесса. Достоинством деловой игры является то, что она позволяет создать имитационную модель производственных отношений, включить старшеклассников в эти отношения посредством конкретного содержания, которое реализуется при исполнении определенных ролей, взятых на себя подростками. Учитель, советуя ученику выбрать какую-то профессию, основывается прежде всего на склонностях или предполагаемых способностях подростка к определенному виду деятельности. Для того, чтобы выявить эти способности, необходимы ситуации, в которых они проявятся. Деловая игра представляет широкие возможности для создания ситуаций, направленных на выявление способностей подростков к тому или иному виду трудовой деятельности.
Деловая игра является удачной формой для завершения 1-й части целостной системы профориентационных мероприятий в школе — «Недели старшеклассника». Первая «Неделя старшеклассника», которая проводится в 1-й учебной четверти, является основным, стартовым в текущем учебном году этапом формирования у выпускников общеобразовательной школы осознанного профессионального самоопределения, соответствующего профессиональным особенностям молодого человека и потребностям края и района в кадрах; реального представления о рынке труда и профессий конкретной территории и региона в целом. Опыт показывает, что вторую тематическую неделю нужно проводить в конце учебного года, чтобы подвести итоги проведенной работы, наметить планы на будущее.
Ход игры
Место проведения: актовый зал школы.
Участники: 20 учащихся 9—10—11 классов, из них комплектуется 2 команды.
Жюри: учителя, между ними заранее распределены роли: обработка диагностического материала, инструктаж по проведению конкурса «Автобиография» и т.д. Для них организатор игры проводит экспресс-семинар заранее.
Члены жюри будут оценивать выполнение конкурсных заданий по 5-балльной шкале и заносить результаты в Аттестационные листы. А помощники ведущего будут передвигать специальные фишки на маршрутах-лабиринтах, которые прикреплены к магнитным доскам. И все смогут постоянно наблюдать за продвижением команд к победе.
В конце игры будут подведены не только коллективные результаты, но также будут награждены:
Самый-самый в Деловой игре «В лабиринтах образования и самомаркетинга».
Самый находчивый.
Самый лучший оратор.
Самый умелый руководитель коллектива
Вступительное слово ведущего:
Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день нашей жизни. Мы покупаем апельсины, выращенные в Калифорнии, кофе, импортированный из Бразилии, газету, изготовленную из канадской древесины, а новости доходят до нас аж из далекой Австралии. Все это стало возможным благодаря системе маркетинга, причем с минимальными усилиями с нашей стороны. Она обеспечивает нам уровень жизни, о котором наши предшественники могли только мечтать
Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда — чувство ощущаемой нехватки чего-либо.
Самомаркетинг — это систематическое повышение рыночной стоимости продукции — самих себя. Это имидж, который представляет вас в самом выгодном свете. Маркетинг намного облегчает жизнь всем, потому что его предназначение — выяснить, чего хотят люди, и затем — предложить именно это, будь то товар, услуга или человек.
Таким образом, самомаркетинг — это двухсоставной процесс. Первая часть сосредотачивает ваше внимание на вас самих, а вторая — на людях, которым вы хотите понравиться.
Прежде чем выходить на рынок труда, необходимо получить образование. Именно поэтому первая часть нашей игры называется «Выбор учебного заведения».
Так как задача профориентации — помочь найти совпадение индивидуальных особенностей человека и требований, предъявляемых профессией, то в этой части мы будем продолжать учиться познавать себя, окружающих и мир отношений и профессий.
Затем, во второй части — «Основы самомаркетинга» — отработаем знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего успешного трудоустройства.
Часть 1. Выбор учебного заведения
Упражнение 1
1. «Кто Я?».
Цель: Упражнение особенно подходит для начала мероприятия, когда будет идти работа в разновозрастных командах; является хорошим способом «сломать лед» и быстро сдружить участников друг с другом.
Материалы: бумага, карандаши, ручки.
Процедура. Всем раздаются тетрадные листы, предлагается фломастером написать «Кто я» (можно указывать социальные роли, личностные особенности, характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя). Затем помощники ведущего прикрепляют листочки один под одним на специально подготовленных планшетах и в каждом последующем листе вычеркивают повтор, побеждает та команда, которая набрала больше характеристик.
Подсчет и подведение итогов ведет консультант из числа учителей-членов жюри.
2. «Качества личности».
Цель: Отработка умений анализа и самоанализа. Формирование умений отстаивать свое мнение.
Процедура. Раздаются стандартные бланки качеств личности. Каждая группа выбирает по 3 качества, выписывает их на листе фломастером, вывешивает на доску для обозрения жюри (исключим совпадение качеств у групп).
Затем каждая группа делится на 2 подгруппы:
Одна доказывает, что все 3 качества положительные для работника, другая группа доказывает, что эти качества отрицательные, мешают быть успешным в выполнении любой работы (например: осторожность, вдумчивость).
Оценивается по 5-балльной системе в целом работа команды.
Вывод: нет однозначно «+» или «—», должна быть «золотая середина».
3. «Я» и тип профессии, учебные заведения.
Цель: погружение участников игры в социальную роль, создание условий для проигрывания ситуации выбора. Отработка умений сопоставлять, устанавливать логические связи, делать умозаключения.
Процедура: Пока идет выполнение задания 2, капитаны вытягивают карточки с типом профессии и выбирают того члена команды, кто уже определился с мечтой реализовать себя в этой сфере. Вместе они пишут характеристику, где указывают способности и сильные стороны этого человека, и, работая со справочником для поступающих в вузы, определяют учебное заведение и факультет, наиболее подходящий именно для этого человека.
Упражнение 2
1. «Формирование профплана».
Цель: Информирование по теме «Пути получения профессии». Отработка умений и навыков по проектированию будущего с учетом анализа имеющихся ПВК, способностей.
Процедура: Двум командам выдаются справочники поступающих в ссузы и вузы, буклеты с информацией о проходном балле, ценах. Читается мини-лекция об условиях поступления, о необходимости наличия «запасного варианта». Затем каждая группа получает мини-характеристику на Анатолия К.
Необходимо составить связный рассказ-рекомендацию или фантазию «Как сложится жизнь Анатолия после 11 класса?». Вам поможет специальный вопросник:
-
Основной вариант — самый сложный и самый желанный. Следует указать учебное заведение, факультет, необходимый проходной балл, т.е. рассуждаем, какие экзамены и как нужно сдать
(на сколько баллов);
-
Запасной вариант: еще один вуз и рассуждения, как в пункте 1. -
Если Анатолий не проходит в вуз, то в какие ссузы можно пойти и на каких условиях. -
Изучив буклет «В лабиринтах профессий», проанализируйте, к какому типу относится выбранная профессия, посоветуйте, какие профессионально важные качества (ПВК) нужно уже сейчас развивать Анатолию.
2. «Формула профессии».
Цель: Закрепление знаний основных терминов и понятий: профессия, специальность, квалификация, специализация и т.д.
Формирование умений анализировать, сопоставлять, делать выводы. Способность самому анализировать профессию, раскладывая ее «по полочкам» поможет ребятам в дальнейшем сделать осознанный выбор профессии для себя.
Процедура: По 4 человека от каждой команды получают характеристики профессий (профописания) на информационных листах и составляют «формулу профессии» (шаги к ее освоению).
Им необходимо выдать по листу А4. Нужен консультант из числа учителей.
Часть 2. Основы самомаркетинга
1. Стресс-упражнение.
Цель: Закрепление навыка различных способов поведения.
Репетиция поведения является основной методикой, используемой в группах тренинга уверенности в себе. Это упражнение является хорошим введением в процедуру репетиции поведения.
Игра на креативность мышления «Захлопнулась дверь».
Процедура: От каждой команды делегируется одинаковое количество участников. Все встают в круг. Ведущий объясняет проблемность ситуации. По очереди предлагаются варианты выхода из экстремальной ситуации. Тот, кто не может предложить вариант ответа — выбывает.