Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 625
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Выступление театра моды, рассказ о театре. -
Конкурсы для учащихся.
Конкурс на определение коммуникативных способностей. Представитель одной из команд должен убедить клиента в том, что ему не надо менять фасон одежды (платья, костюма и т.д.), представитель другой команды должен убедить клиента в обратном.
Конкурс на воображение, фантазию, творчество.
Даются заготовки с тремя одинаковыми домиками. Нужно так раскрасить домики, чтобы было понятно, кто в них живет.
Подведение итогов, награждение победителей.
-
Заключительное слово.
Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»
Игра «Что? Где? Когда?» может быть использована профконсультантами, психологами и педагогами в качестве активной формы профессиональной ориентации школьников 7—11 классов.
Существенным моментом игры является участие в ее проведении представителей профессиональных учебных заведений и предприятий. Формы участия могут быть любыми, например: консультирование школьников по условиям поступления и обучения в учебном заведении, реклама предприятия, спонсорство, учреждение специальных призов, выступления во время пауз и т.д.
Задачи: активизация процесса профессионального самоопределения; расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях региона.
Материалы иоборудование: игровое поле, рулетка, секундомер, гонг, конверты с вопросами, реквизит для представления вопросов, музыка, табло результатов.
Описание игры
1. Подготовка к игре.
На этом этапе активно работают и учащиеся, и организаторы. В школах формируются команды из числа заинтересованных и эрудированных ребят. Организаторы игры проводят с участниками несколько консультаций, где рассказывают об особенностях игры, о том, как конструировать вопросы.
Главная задача школьников на подготовительном этапе — разработка вопросов с профориентационным содержанием. Готовя вопросы, они знакомятся с многообразием мира профессий, историей их возникновения, содержанием, условиями труда, с требованиями, предъявляемыми к человеку. Ребята обращаются к специальной литературе, встречаются и общаются со специалистами.
Таким образом, они получают и усваивают знания о мире профессий и о конкретных профессиях, расширяют свой кругозор.
Процесс подготовки вопросов служит своеобразной разминкой, настраивает участников на игру.
Мы считаем, что самостоятельная подготовка вопросов ребятами — это принципиально важный момент всей игры. Поэтому крайне нежелательно выставлять на игру вопросы, подготовленные не участниками команд, а ее организаторами.
Организаторы на подготовительном этапе ведут переговоры с командами, оказывают им консультативную помощь, контролируют готовность, приглашают представителей профессиональных учебных заведений, находят спонсоров (организации, заинтересованные в рекламе своих профессий), готовят и оформляют помещение, планируют размещение рекламных стендов (столов) для представителей профессиональных учебных заведений, готовят таблички с указанием их названий.
Заранее необходимо продумать призы и награды победителям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проигравшим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша.
2. Правила игры.
Примерные правила игры «Что? Где? Когда?»
-
В игре могут принимать участие одновременно две, три или четыре команды. Это могут быть команды классов, школ или районов города. Игра рассчитана на учащихся 7—11 классов. Состав команды 4—6 человек. -
Игра начинается с представления команд. Очередность представления определяется жеребьевкой. -
Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на 6 вопросов соперников. Вопросы до начала игры передаются организаторам. -
Если команда не дает правильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. Это правило дает возможность активизировать всю аудиторию и включить ее в игру. По решению жюри команде, болельщики которой дали правильный ответ, могут начисляться дополнительные баллы. -
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. -
Во время пауз может звучать информации о профессиональных учебных заведениях, музыкальные заставки, ребята могут выступить с номерами художественной самодеятельности.
Создать атмосферу игры и сохранить ее в течение всего вечера — важнейшая задача ведущего. Для этого он должен заранее тщательно познакомиться со всеми вынесенными на игру вопросами, с командами участников, с учебными заведениями, спонсорами и их рекламой.
3. Порядок проведения игры.
Игра начинается со вступительного слова ведущего, который приглашает на сцену команды-участницы, представляет гостей игры — спонсоров, представителей профессиональных учебных заведений и предприятий, объясняет порядок и условия проведения игры.
Утверждается состав жюри из числа учителей, представителей профессиональных учебных заведений и школьников. Члены жюри самостоятельно выбирают председателя, который следит за соблюдением правил игры и точностью подсчета результатов, принимают систему оценок. Ведущий приглашает капитанов команд для жеребьевки, которая определяет очередность представления команд.
Далее в течение 5—7 минут капитаны представляют свои команды, знакомят присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах и увлечениях, о профессиональных планах. После подведения итогов выполнения этого задания и занесения результатов на табло ведущий объявляет переход к следующему этапу игры.
Представители команд по очереди (согласно жеребьевке или по желанию) подходят к игровому полю, на котором предварительно разложены в конвертах все вопросы, и выбирают по одному вопросу команды-соперницы (для поддержания игровой ситуации желательно использовать рулетку, например, как в игре «Поле чудес»).
После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1—3 минуты. Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если ответ неправильный (точность ответа определяет жюри), то предоставляется возможность дать ответ другой команде.
В случае, когда игроки не знают ответа на вопрос или дают неверный ответ, ведущий обращается к болельщикам.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы.
Игра неизменно вызывает большой интерес ребят, так как дает возможность проявить свои знания, способность к живой импровизации и расчетливому риску, умение быстро принимать решение и брать ответственность на себя.
Успех игры во многом определяют заложенные в ней динамизм, высокий интеллектуальный накал и принцип соревнования.
Музыкальное оформление создает особую атмосферу в зале, на фоне которой хорошо усваивается и прочно запоминается предлагаемая информация.
4. Подведение итогов.
В конце игры жюри подводит окончательные итоги. Работа жюри может строиться по любому принципу, например, по трехбалльной системе оценки.
Представление команд: 3 балла — отлично; 2 балла — хорошо; 1 балл — плохо.
Оценка ответов на вопросы команд-соперниц:
3 балла — правильный и полный ответ;
2 балла — ответ не совсем точный;
1 балл — правильный ответ, данный болельщиками команды.
Если дан неправильный ответ или у команды и ее болельщиков нет ответа, балл не присуждается.
Правильный ответ зачитывается председателем жюри или представителем команды, на чей вопрос ребята не смогли ответить.
Кроме того, по решению жюри могут начисляться дополнительные баллы за интересные или оригинальные собственные вопросы, за активность болельщиков и т.д.
Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных баллов. Победители награждаются призами (в награждении могут принимать участие спонсоры).
Кроме того, при подведении итогов жюри может отметить лучшего игрока, самого активного болельщика и т.д.
Представители профессиональных учебных заведений и предприятий могут дополнительно учредить свои призы.
Конструирование вопросов
Для участия в игре каждая команда должна подготовить по 6 вопросов о профессиях. Это могут быть вопросы об истории или перспективах развития профессии; о содержании или орудиях труда; о требованиях, которые предъявляются профессией человеку; об известных людях, достигших в своей профессии высоких или необычных результатов.
Главные требования к вопросам:
-
Вопрос должен касаться содержания профессии или специальности. -
Необычность и красочность формы представления вопроса. -
Четкий, строгий, однозначный ответ (при необходимости — со ссылкой на литературный источник).
Существует несколько типов вопросов. С ними нужно познакомить участников команд при подготовке к игре.
Примеры вопросов по профориентационной тематике
1. Вопросы с использованием «черного ящика»
-
Вопрос. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?
Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.
2. Вопросы об известных людях, которые достигли профессиональных высот в самых разнообразных областях
-
Вопрос. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел.
Ответ: Петр I — плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др.
Источник: Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. I. М., 1995. С. 496.
Блиц-игра
(3 вопроса за 1 минуту, на обдумывание каждого вопроса
20 секунд)
-
Вопрос. Кто был профессионалом:
— в литературе и медицине (А.П.Чехов);
— в музыке и химии (А.П.Бородин);
— в литературе и дипломатии (А.С.Грибоедов).
Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Вопросы можно оформить более интересно.
-
Вопрос. Звучит музыка из оперы «Князь Игорь». Какой еще профессией владел автор данного музыкального произведения?
Ответ: А.П.Бородин — химик.
Источник:Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
-
Вопрос. Мальчик розу увидал,
Розу в чистом поле, Аромат ее впивал,
Любовался вволю.
Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя?
Ответ: в области естествознания, а именно ботаники. Гете — автор работы «Опыт о метаморфозе растений». В приведенном четверостишии, таким образом, дается подсказка «знатокам».
Источник:Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 299.
3. Вопросы с участием сказочных персонажей
-
Вопрос: Кем бы могли работать в наши дни:
— Волк из сказки «Волк и семеро козлят».
Ответ: пародистом.
— Красная Шапочка.
Ответ: социальным работником.
— Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин.
Ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза.
4. Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов
-
Вопрос. На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?
Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).
5. Вопросы, связанные с историей профессий
-
Вопрос: В какую профессию сегодня превратилась профессия трубочиста?
Ответ: слесарь-водопроводчик.
-
Вопрос: Выдь на Волгу, чей стон раздается
Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется, То бурлаки идут бечевой.
Кем работают сегодня представители этой профессии?
Ответ: мотористами-рулевыми.
Источник:Мир профессий: Человек-техника. М., 1978. С. 290.
6. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы
-
Вопрос: «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. В Барнауле есть профучилища, в которых можно получить эту профессию. Назовите профессию и учебные заведения.
Ответ: