Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 605

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все учащиеся класса или одной параллели делятся на команды. В ходе мероприятия участники делятся друг с другом знаниями, впечатлениями, предложениями относительно той или иной стороны окружающей жизни. Можно устраивать не только один вечер-путешествие, а серию подобных вечеров на одну тему.

Темы вечеров:

  1. «Наш город» — путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города.

  2. «По родной стране» — путешествие по городам, рекам и т.д.

  3. «Вокруг света» — путешествие по разным странам, по столицам и т.д.

  4. «Удивительное рядом» — путешествие в мир природы, животный мир и т.д.

  5. «Путешествие в мир профессий».

  6. «Путешествие на машине времени» и т.п.

В ходе вечера все команды представляют собой различные экспедиционные группы.

Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Это познавательное профориентационное мероприятие имеет форму тренинга с предварительной подготовкой участников. Проводится с целью привлечь участников к различным сторонам и явлениям окружающего мира, к перспективам его развития, а также к научным открытиям, к нерешенным проблемам жизни. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн позволяет ребятам и взрослым обмениваться своими мнениями, знаниями, ставить вопросы, доказывать и опровергать, вести коллективный поиск истины и т.д.

Предварительно класс делится на мини-группы по 4—5 человек.

Варианты вечера:

  1. Совет вечера, в состав которого входят представители всех мини-групп, составляет список тайн и сообщает их всем участникам заблаговременно. Все думают над этими тайнами, читают литературу. На самом вечере каждая мини-группа получает 1—2 тайны (по предложению ведущих или по жребию) для подробного сообщения.

Другие команды высказывают свои соображения, развивая свою точку зрения.

  1. Каждая мини-группа находит тайны для других мини-групп и по ходу вечера предлагает по очереди тайны каждому из остальных объединений.

  2. Каждая мини-группа передает «совету мудрейших» свои тайны. На самом вечере обсуждается тайна за тайной. Ведущие завершают вечер, высказывая свое мнение о его результатах.

Примеры тайн:

«История одной вещи»

«Где родился каравай»

«Какими будут города будущего?»

Советы организаторам и участникам:

  1. Участниками вечера могут быть сверстники, разновозрастные команды.

  2. Тайны могут быть дискуссионными, обзорными — ответы на них представляют собой сводку фактов и сведений. Предпочтительнее использовать дискуссионные тайны.

  3. При подготовке к вечеру можно пользоваться всеми доступными источниками информации, особенно научно-популярными книгами и журналами. Сам вечер должен продолжаться не более 2 часов.

  4. Необходимо включение в проведение вечера игр и игровых моментов, с учетом возраста участников.


Классный час. Классный час продолжает оставаться одной из самых распространенных форм организации фронтальной профориентационной работы. Иногда в педагогической литературе и в школьной практике эту форму называют «час воспитания», «воспитательный час», «час классного руководителя». Главное — обеспечить целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровый психологический климат.

Классный час заранее включается в школьное расписание, но не является дополнительным уроком. Время его проведения строго не регламентировано, он может продолжаться 20—30 минут, а иногда и более часа. Все зависит от характера и назначения, от возраста учащихся, от формы проведения. На классном часе преобладает свободная форма общения учителя с учащимися. Тематика заранее намечается в планах классных руководителей.

Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, нотаций. Опытные классные руководители стремятся к тому, чтобы ученики не чувствовали, что их в данный момент воспитывают, классный час — час общения.

Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:

— определить тему и форму;

— выбрать место и время проведения;

— составить план подготовки и проведения классного часа;

— вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;

— распределить задания между группами учащихся и отдельными участниками;

— как и в любом воспитательном мероприятии учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития.

Для профориентации школьников целесообразно проведение тематических классных часов, к которым заранее готовятся сами учащиеся.

Формы проведения классного часа могут быть различными: беседа, диспут, дискуссия, встреча с интересным человеком, играпутешествие, защита проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, концерт, КВН, викторина. О некоторых из них уже было сказано выше.

Методика подготовки ипроведения классного часа.

Классный час чаще всего проводит классный руководитель. Основное требование к проведению классного часа — активное участие всех учащихся. Проведению классного часа предшествует большая практическая деятельность. Нередко она продолжается и после него. Отдельные учащиеся или группы учащихся выполняют поручения, связанные с темой классного часа (собирают материал, оформляют стенды, альбомы и т.д.). Такое проведение классного часа сочетается с другими формами профориентационной работы.



Примерная тематика классных часов.

Для начальных классов.

Откуда пришла тетрадка. Дом, в котором живешь. Разговор о хлебе: «Откуда и зачем пришел хлеб?». В мире обыкновенных вещей. Трудом полезным славен человек. Мое хобби. Мир, который вокруг нас. Где работают наши родители?

Для средних классов.

«Человек не для себя родится, человек должен сбыться». Будущее начинается сегодня. Люди, на которых ты хотел бы быть похожим. «Хочу, могу, надо». Прошлое и будущее родного края. Мир твоих увлечений. Жизнь дана на добрые дела. Призвание.

Высокое и благородное призвание.

Для старших классов.

Я отвечаю за профессию. Откуда берутся гении? Можно ли изменить судьбу? Будущее, которое начинается сегодня. Чувство взрослости — что это такое? Призвание. Труд для души. За отчим порогом. Завтра начинается вчера.

Конференция. Конференции учащихся прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы школы. Профориентационные конференция могут проводиться в виде уроков-конференций, научных, научно-практических, итоговых и читательских конференций.

Методика проведения конференции:

— Определение темы конференции.

— Оповещение о сроках проведения (обычно участников ставят в известность за 1 месяц до проведения конференции).

— Программа, дискуссионно-проблемные вопросы, выносимые на обсуждение, вывешиваются для общего ознакомления.

— Подготовка к конференции включает в себя изучение различных источников, работу с каталогами библиотеки, библиографическими справочниками, энциклопедиями; просмотр кинофильмов, спектаклей, имеющих отношение к теме конференции; посещение музеев, встречи с интересными людьми.

— В ходе подготовки к конференции учитель совместно с библиотекарем и учителями-предметниками знакомит учащихся с навыками составления планов, конспектов, тезисов, выделением наиболее важных фактов, подбором цитат, работой с документами; приучает их логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.

— Составление каждым участником краткого плана выступления, проведение индивидуальных и групповых консультаций (по мере надобности). Завершается этот этап написанием развернутого плана доклада или полного его текста.

После проведения конференции необходимо обсудить итоги ее проведения, для чего поставить перед учащимися следующие вопросы:


  1. Что в проведении конференции вы считаете наиболее интересным, полезным?

  2. Какие вопросы, на ваш взгляд, остались невыясненными, недостаточно раскрытыми?

  3. Ваши предложения.

Например, научно-практическая конференция «Какие специалисты будут нужны нашему краю через … лет?».

Предварительная подготовка.

Выяснение профессиональных интересов участников. Составление плана подготовки к конференции и распределение обязанностей между участниками (оформление места проведения, выставка справочной литературы, изречения и высказывания известных людей и т.д.).

Программа конференции: 1. Вступительное слово ведущего. 2. Доклады, посвященные проблеме (Чем славен родной край? Как правильно выбрать профессию). 3. Выступление специалиста службы занятости или центра профориентации. 4. Профориентационная игра «Востребованные и невостребованные профессии» с использованием данных предварительной диагностики.

Пресс-конференция является воспитательной формой работы, активизирующей деятельность школьников, развивающей

мышление, умения рассуждать, пользоваться разнообразной информацией, получаемой из разных источников. Прессконференции способствуют самообразованию школьников.

При подготовке к пресс-конференции рекомендуется распределить учащихся класса на группы (инициативные, творческие) для выполнения заранее определенных заданий:

— подготовить сообщение на тему пресс-конференции;

— оформить наглядное пособие;

— составить кроссворд;

— подобрать интересные факты и т.д.

В каждой группе определяется основной выступающий, представляющий интересы данной группы.

Оформляется выставка книг, дидактического материала.

При проведении пресс-конференции вначале делаются доклады, затем даются ответы на вопросы; подводятся итоги.

Рекомендуется рассматривать предлагаемую тему с разных позиций. Например, можно рассмотреть вопрос «Сколько лет человек способен трудиться» со следующих позиций: 1) Что нам мешать работать? 2) Человек и техника; 3) Все зависит от здоровья; 4) Есть ли необходимость продления трудовой жизни.

Практические формы профпросвещения

Традиционные поручения. Чередование традиционных поручений представляет собой серию нескольких дел — трудовых, познавательных, спортивных, организаторских, которые выполняются по очереди каждым микро-коллективом для общего коллектива и для окружающих людей.


Такие традиционные поручения могут выполняться в классном коллективе мини-группами, в школьном — классами и т.д. Общий сбор класса решает: какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок (например, на полгода или год, при этом количество таких дел должно совпадать с количеством первичных объединений, которые будут выполнять эти дела), когда будет происходить чередование, «обмен» постоянными деламипоручениями между первичными коллективами (например, каждую неделю или раз в 2 недели), в каком порядке будут обмениваться первичные коллективы этими делами-поручениями (например, по заранее составленному графику-календарю или по жребию).

Примерные дела-поручения:

Дежурные по классу (вахтенные, хозяева класса, дежурные и т.д.) — повседневная забота о классе, соблюдении его обычаев, о выполнении общих дел, записанных в плане; подготовка сюрприза для своего класса (подарки именинникам — рисунки, стихи, поделки и т.д., наглядные пособия, новые материалы в классный уголок и т.д.).

Санитары, или Айболиты обеспечивают заботу о выполнении правил гигиены, выпуск своего бюллетеня (экран чистоты класса), санитарной страницы в устном журнале или живой газете.

Библиотекари, или друзья книги работа с классной библиотечкой, помощь в работе школьной библиотеке и т.п.

Цветоводы, или друзья природы забота о цветах, растениях в классе, охрана зеленых насаждений и т.п.

Физорги проведение физкультминуток на уроках, зарядок, коротких спортивных игр-состязаний и т.п.

Затейники обучение товарищей по классу новым играм, проведение, по возможности, таких игр на переменах, после уроков.

Смекалистые, или мудрейшие проведение в своем классе и в младших классах маленькой викторины (письменной или устной) с загадками, занимательными задачами и т.п.

Артисты — подготовка небольшого концерта или выступление с ним перед товарищами по классу, перед младшими школьниками (например, в конце недели или двух недель).

Журналисты выпуск очередного номера устного журнала.

Газетчики выпуск очередного номера «живой», световой или стенной газеты и т.п.

Практические поручения позволяют решать задачи воспитания трудовых навыков, знакомят с миром профессий, развивают умения решать жизненно важные проблемы.

Кроме того, такие поручения позволяют сделать каждого члена класса участником разнообразных дел. Каждое из таких поручений, которые выполняются в течение 1—2 недель, обогащает каждого участника определенным практическим, организаторским, нравственным опытом, учит каждого вникать в опыт других, использовать все хорошее, новое.