Файл: Организация профориентационной работы в школе 2023 содержание.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 615
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кабинет оборудуется необходимой мебелью, техническими средствами, в том числе аудио-видео- и, по возможности, компьютерной техникой.
Перечень тематики стендов кабинета.
-
Раздел, содержащий советы выбирающему профессию и предостережения против ошибок (профпросвещение):
— типы и особенности профессий;
— краткий обзор профессий рабочих и служащих;
— источники информации о мире профессий;
— восемь углов ситуации выбора профессии;
— свойства и особенности темперамента и характера;
— абсолютная и относительная профессиональная пригодность;
— психологические предпосылки абсолютной и относительной самореализации.
-
Информационный раздел о профессиональных учебных заведениях:
— схема профессиональных учебных заведений региона;
— проспекты и рекламные объявления профессиональных учебных заведений;
— календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам).
-
Раздел, содержащий информацию о рынке труда региона:
— альбом вакансий;
— права граждан в области занятости, социальные гарантии.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 31
Раздел об увлечениях школьников (техническое творчество, художественное творчество, выставки изделий, изготовленных на уроках труда, на кружковых занятиях).
1.3. Формы и методы профориентационной работы
В профориентационной работе со школьниками чаще всего используются такие методы,как игра (ролевая, подвижная, малоподвижная), мозговой штурм, моделирование, упражнения, дискуссия, диалог и другие. Коротко остановимся на некоторых из них [2].
Игра. Характерное отличие игры — условность действий, что делает занятие оживленным и захватывающим. Цель игры — развитие навыков и отношений, а не углубление знаний.
Так, ролевая игра способствует развитию навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру учащиеся могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок.
Мозговой штурм — один из самых простых и в то же время весьма эффективных методов работы с группой. Перед группой ставится конкретное задание. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участники генерировали свои предложения, отвечая на вопрос.
На первом этапе все желающие высказывают любые мнения относительно решения проблемы без каких-либо оценок, обсуждения или упорядочения. Педагог принимает участие в генерации идей, особенно когда предложения исчерпаны. Высказанные идеи записываются на чистом листе флип-чарта (ватмане, доске). Педагог может повторить, уточнить формулировку для более четкой, краткой записи, не изменяя при этом сути сказанного, не настаивая на собственном варианте формулировки.
Второй этап проведения мозгового штурма — обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Подведение итогов можно провести в виде резюме мозгового штурма, путем анализа и обсуждения, или же провести работу в малых группах.
Как правило, мозговой штурм проводят в темпе, сжато. Эта техника хорошо срабатывает потому, что мнения одного человека нередко стимулируют мнения другого, идеи возникают одна за другой.
Моделирование.Типичными здесь являются игры, моделирующие принятие решения в условных ситуациях, таких как прием на работу, продажа лошади и т.п.
Модель — условная замена реальности, в которой мы сохраняем отдельные, существенные для нас качества. Случается, что прямая имитация рабочей ситуации не помогает, а мешает — участники углубляются в рассуждения о том, «как на самом деле бывает», воссоздают обычные действия, даже когда они неэффективны. Моделирующие игры основываются на замене реальности обобщенной, а порой абсолютно абстрактной моделью. Условность моделей позволяет отойти от реальности, тогда как заложенная в модели структура действий способствует эффективной отработке способов действий и навыков.
Дискуссия.Это одна из основных техник, привлекающая учащихся к активному обмену информацией и опытом. При обсуждении максимально усиливается взаимодействие между членами группы. Обсуждение используют как самостоятельную технику или как дополнение к другим. Этот метод позволяет услышать различные аргументы и точки зрения участников, сделать обобщения, сгруппировать информацию, дать возможность высказаться всем.
Успешность применения этого метода во многом зависит от умения педагога задавать вопросы для достижения определенной цели.
Обсуждение базируется на открытых вопросах. Участники группы отвечают на них, излагают собственное видение по принципу добровольности.
В педагогической литературе обычно дается классификация организационных форм в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся. С учетом этого выделяются следующие формы: 1) фронтальная, или массовая, работа; 2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся); 3) индивидуальная работа. Это наиболее распространенная и, вместе с тем, научно обоснованная классификация.
В свою очередь эти формы можно классифицировать в зависимости от методики воздействия:
— вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);
— практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги и т.п.);
— наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).
Целесообразнее использование этих форм в комплексе, чтобы они дополняли друг друга. Так, классный час «Как много хороших профессий» может стать комплексным тематическим блоком профориентационных мероприятий, дополненных практическими и наглядными формами, а именно игрой-путешествием «Путешествие в историю труда» или копилкой народной мудрости «Пословицы, поговорки, загадки о труде» и т.д.
Остановимся на организационных моментах некоторых форм профориентации [18].
Вербальные формы профпросвещения
В клубе профориентационной направленности «Компас выбора» выпускники встречаются с представителями как массовых, так и редких профессий, знакомятся со спецификой их труда, психологическими, социально-экономическими и медицинскими аспектами выбора профессии. Занятия проходят в форме диалога между гостями клуба и школьниками. В ходе заседания клуба проводятся экспресс-диагностика, профориентационные игры, дается информация об условиях приема в профессиональные учебные заведения, о востребованности интересующих специальностей. Руководит работой клуба совет, в состав которого входят учащиеся и педагоги. Занятия в клубе проходят ежемесячно, при необходимости проводятся выездные заседания в школах, оздоровительных лагерях.
Диспут интересен тем, что заставляет задуматься над проблемой профессионального выбора тех, кто еще не готов к нему, а также способствует выработке коллегиального решения по спорным вопросам.
Примерные темы диспутов: «Кем быть, каким быть?», «Все ли средства хороши для достижения своей цели», «Безработица — это тупик или перепутье?», «Карьера — это карьеризм или профессиональный рост?», «Что я делаю для достижения своей цели», «Престижность профессии. Что это такое?» и др. Приведем примерные вопросы к диспуту «Кем быть, каким быть?»:
-
«Смысл жизни» и «Выбор профессии». Равнозначны ли эти понятия? -
«Кем быть» или «Каким быть»? -
Профессия красит человека или человек профессию? -
Говорят, что можно привыкнуть к любой профессии. Так ли это? -
Свободный выбор профессии. Что это значит? -
Зависит ли выбор профессии от оценок в аттестате? -
Что нужно знать для правильного выбора профессии?
Устный журнал представляет собой выступления учащихся с сообщениями на определенную тему, каждое сообщение составляет одну страницу журнала.
Чтобы журнал вышел интересным, можно включать в него просмотр видеоматериалов, слайдов, устраивать встречи с представителями различных профессий.
Большой интерес школьников вызывает и радиожурнал, для проведения которого можно использовать школьный радиоузел.
Примерная тематика устных журналов: «Люди в белых халатах», «Твоя профессия», «Кто нас одевает», «В мире профессий» и др.
Беседа проводится с целью ознакомления учащихся с миром профессий, ориентирами профессионального самоопределения, системой профессионального обучения и подготовки в регионе, особенностями и условиями трудовой занятости населения (Приложение 11).
При подготовке беседы предусматривается перечень вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы, наглядные материалы, форма подведения итогов.
Для участия в беседе можно пригласить представителя профессии, о которой идет речь, специалистов различных социальных служб, работников профессиональных учебных заведений, студентов и др.
Круглый стол. Главной особенностью данной формы работы является коллективная беседа, посвященная конкретной проблеме. Число участников такой встречи ограничено — не более одного класса. Участие старшеклассников в беседе за «круглым столом», свободный обмен мнениями по актуальным вопросам современности предусматривает достаточно высокий уровень подготовки участников. Данная форма работы может быть рекомендована старшеклассникам, уже имеющим определенный опыт. На каждое заседание круглого стола составляется программа, в которой подробно описывается ход заседания, примерные вопросы участникам, указываются учебные заведения, в которых можно получить нужную профессию.
Подготовительный этап.
1-я группа: участие в наглядном оформлении предстоящей встречи за «круглым столом», в организации подготовительной работы.
2-я группа: участие в подготовке встречи за «круглым столом», в проведении анкетирования среди участников с целью выяснения интересующих вопросов; приглашение специалистов и других участников.
3-я группа: проведение всей подготовительной работы встречи за «круглым столом»: выяснение с помощью анкетирования различных вопросов жизни, интересующих сверстников, определение основных тем беседы предстоящей встречи, организация спецвыпусков, посвященных обсуждаемым вопросам; выступление по одному из вопросов, интересующих других участников.
Примерная тематика: «Перспективы выбранной профессии: смогу ли я реализоваться», «Есть ли выход? Как вы представляете свое будущее и будущее страны?»
Предлагаемые формы проведения заседаний клуба (диспуты, устные журналы, беседы, круглые столы, вечера вопросов и ответов, посиделки, «огоньки» и др.) могут выступать и как самостоятельные мероприятия, что целесообразно в начальном и среднем звене.
Вечер-путешествие.