ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социально-педагогическая практика
1. Индивидуальный план на практику
3. План работы составлен по программе: «Семья»
3.Знакомство с категориями детей,
Характеристики трудного подростка
8.Основные направления работы с "трудными" учащимися,
изучение "трудных" школьников.
9.Организация помощи "трудным",
организация личности "трудного" ребенка
II НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.2 Библиографический список литературы по проблеме исследования.
2.3 Реферативный обзор литературных источников отечественных и зарубежных авторов.
2.4 Характеристика методов исследования и процедура их проведения
Все категории несовершеннолетних, состоящих на учете в банке данных, необходимо квалифицировать по видам отклоняющегося поведения.
Антисоциальное (деликтивное) поведение;
Асоциальное поведение.
Антисоциальное (деликтивное) поведение — это поведение, противоречащее нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Детский возраст (от 5 до 12 лет).
Формы проявления:
-
насилие по отношению к младшим детям или сверстника; -
жестокое обращение с животными; -
воровство; -
мелкое хулиганство; -
разрушение имущества; -
поджоги.
Подростки (от 13 лет).
Формы проявления:
-
хулиганство; -
грабежи; -
вандализм; -
физическое насилие; -
торговля наркотиками.
8.Основные направления работы с "трудными" учащимися,
изучение "трудных" школьников.
-
Выявление "трудных" школьников, составление карточек на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем. -
Проведение анкеты "Выявление трудновоспитуемых детей в классе". -
Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств. -
Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона. -
Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
Реализация личностного подхода.
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
2.Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
3.Говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка;
• Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка;
• Предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
• Быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его.
4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
• Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на его проявление;
• Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного.
5. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
• Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
• Вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.
• Влиять на трудного прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;
• Беречь ребячьи тайны, не предавать их;
• Требовать от себя больше, чем от окружающих.
9.Организация помощи "трудным",
организация личности "трудного" ребенка
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся.
Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие "синдрома неудачника".
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи "трудным" в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я - концепции. Создание личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям "трудного" школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами "трудных" школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
Половое просвещение "трудных" подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия "трудных" подростков,
собенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: не отреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.
Организация свободного времени "трудных" школьников
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема "трудных" детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений.
Количество свободного времени у "трудного" вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение "трудного" рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности.
Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей
-
Вовлечение "трудных" в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, движение милосердия. -
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг. -
Изучение участия "трудных" в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов. -
Поощрение любых видов художественного и технического творчества "трудных" и участие их в общешкольных и классных мероприятиях. -
Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей. -
Направления работы, содержание
Диагностика
Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
Информация о семьях (сбор сведений, акты)
Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
Списки состоящих на учете
Списки уклоняющихся от учебы
Папка классного руководителя
Профилактика правонарушений.
Беседы по факту:
Операция «Подросток»
Операция «Внимание, дети»
Акция «Детям - заботу взрослых»
Лекции специалистов, классные часы:
Конференция «Знаешь ли ты закон?»
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
Смотр-конкурс информационных листов «Профилактика асоциальных явлений»
Кинофильмы «Вредные привычки»
Родительские собрания
Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
Выступления с информацией о состоянии преступности
Собеседования с классными руководителями по работе с трудновоспитуемыми, семьями
Профилактика употребления ПАВ
Организация летнего отдыха
Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
Вручение паспортов
Заседания Административной Комиссии
Работа родительского комитета
Рейды в семьи
Работа органов ученического самоуправления
Работа с «трудными» школьниками.
№ | Содержание мероприятий | Сроки |
1. | Изучение "трудных" школьников | Сентябрь - октябрь |
2. | Реализация личностного подхода | Сентябрь |
3. | Организация помощи "трудным", организация личности "трудного" ребенка | В течение года |
4. | Организация медицинской помощи | Ноябрь-декабрь |
5. | Организация психологической помощи | В течение года |
7. | Организация свободного времени "трудных" школьников | Сентябрь |
8. | Изучение интересов и способностей детей | В течение года |
9. | Профилактика правонарушений | В течение года |