Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6966

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Программированное обучение процесс управляемого усвоения учебного материала, осуществляемый по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемый с помощью обучающих устройств или программированных учебников с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.

Скрининг-диагностика диагностика, направленная на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, и оценивающая постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

Зона актуального развитиясовокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи.

Зона ближайшего развития уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Индивидуальный подход — психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся.

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Коррекционно-воспитательный процесс деятельность по формированию, коррекции и развитии личности.

Специальная воспитательная средасовокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка с ОВЗ и становление его как личности.

Специальная воспитательная цель прогнозируемый результат воспитательного процесса; идеальный образец развития личности человека с ОВЗ/коллектива.

Специальная воспитательная задача действие, выполняемое педагогом, направленное на достижение целей развития личности человека с ОВЗ/ коллектива.

Специальная воспитательная система комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса.

Социализация процесс и результат усвоения личностью социального опыта.

Адаптацияприспособление человека, как личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.


Социальная среда система окружающих человека условий его существования и деятельности.

Патронажорганизованное наблюдение за развитием и воспитанием ребенка в условиях домашней обстановки.

Социальная интеграция — принятие индивида другими членами группы.

процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.

формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.

в дефектологии — успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.

Психотерапевтический подходвзгляд на человека, где в связи с определенным его состоянием он рассматривается как не вполне здоровый, нуждающийся в посторонней помощи и лечении.

Артпедагогика отрасль педагогической науки, базирующаяся на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства.

Игротерапевтический подходподход, при котором используется игротерапия - вид арт-терапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Трудотерапевтический подход подход, при котором происходит использование трудовых процессов с целью реабилитации, адаптации, коррекции, развития личности.

Педагогическое сопровождение — это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора.

Раннее развитие — достижение уровня созревания раньше ожидаемого срока.

Психолого-медико-педагогическая комиссия орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т. е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.

Психолого-педагогический консилиум организационная форма взаимодействия специалистов образовательных учреждений в целях обсуждения результатов разносторонней диагностики социально дезадаптированного ребёнка и выработки общей позиции относительно путей его социальной реабилитации.

Система специального образования совокупность взаимодействующих преемственных специальных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их специальных образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления специальным образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.


Управление специальным образованием целенаправленная деятельность субъектов управления всех уровней, направленная на организацию функционирования и развития системы специального образования.

Специальное образовательное учреждение/организация организация/учреждение/заведение, осуществляющая образовательный процесс лиц с особыми образовательными потребностями, т.е. реализующая одну или несколько адаптивных образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание учащихся.

Учебный план нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном специальном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый учебный предмет и структуру учебного года.

Педагогическая система управления совокупность факторов целенаправленного педагогического воздействия.

Система повышения квалификации педагогов-дефектологов вид дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов, обновление и углубление полученных раннее профессиональных знаний.

Система подготовки педагогических кадров процесс обучения, в результате которого человек получает необходимые теоретические и практические ЗУНы для выполнения работы в профессиональной области деятельности (педагогической деятельности).

Методический совет педагогический коллегиальный орган внутришкольного управления, способствующий творческому подходу к педагогической деятельности.

Педагогический совет спец образовательного учреждения орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении спец образовательным процессом в школе.

Руководитель специального образовательного учреждения физическое лицо, обладающее должным уровнем профессиональной компетенции, которое осуществляет управление образовательным учреждением, выступает в роли единоличного исполнительного органа.

Образовательный стандарт нормативный документ, определяющий совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями.

Профессиональный стандарт дефектологахарактеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности по образованию лиц с ОВЗ.



1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки 1

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация». 1

3. Задачи дошкольной специальной педагогики 2

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки 3

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями 3

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики 4

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества 6

8. История развития специального образования в России 8

9. История развития специального образования за рубежом 17

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики 21

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития 23

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития 24

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского 24

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии 25

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми 25

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии 26

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии 26

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике 26

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики 29

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики 30

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии 32

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми 34

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии 34

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии 35

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса 35

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога. 37

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога. 37

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. 39

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми. 39

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. 41

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха. 43

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения. 45

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи. 46

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата. 47

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения 49

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями. 50

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста. 52

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей. 53

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье. 55

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье. 56

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей. 57

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений. 58

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты. 60

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы). 61

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения. 62

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты. 63

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. 64

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения. 64

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. 65

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии. 66

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами. 67