Добавлен: 15.02.2019
Просмотров: 7991
Скачиваний: 21
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки
3. Задачи дошкольной специальной педагогики
4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки
5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
8. История развития специального образования в России
9. История развития специального образования за рубежом
10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского
14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.
31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.
42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
Программированное обучение — процесс управляемого усвоения учебного материала, осуществляемый по специально составленной пошаговой обучающей программе, реализуемый с помощью обучающих устройств или программированных учебников с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Скрининг-диагностика — диагностика, направленная на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, и оценивающая постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.
Зона актуального развития — совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи.
Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
Индивидуальный подход — психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Дифференцированный подход — целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществах детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам учащихся.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Коррекционно-воспитательный процесс — деятельность по формированию, коррекции и развитии личности.
Специальная воспитательная среда — совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка с ОВЗ и становление его как личности.
Специальная воспитательная цель — прогнозируемый результат воспитательного процесса; идеальный образец развития личности человека с ОВЗ/коллектива.
Специальная воспитательная задача — действие, выполняемое педагогом, направленное на достижение целей развития личности человека с ОВЗ/ коллектива.
Специальная воспитательная система — комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между участниками воспитательного процесса.
Социализация — процесс и результат усвоения личностью социального опыта.
Адаптация — приспособление человека, как личности, к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами.
Социальная среда — система окружающих человека условий его существования и деятельности.
Патронаж — организованное наблюдение за развитием и воспитанием ребенка в условиях домашней обстановки.
Социальная интеграция — принятие индивида другими членами группы.
— процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.
— формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
в дефектологии — успешная социализация индивида, который преодолел негативные последствия ситуации, связанной с его дефектом.
Психотерапевтический подход — взгляд на человека, где в связи с определенным его состоянием он рассматривается как не вполне здоровый, нуждающийся в посторонней помощи и лечении.
Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующаяся на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства.
Игротерапевтический подход — подход, при котором используется игротерапия - вид арт-терапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Трудотерапевтический подход — подход, при котором происходит использование трудовых процессов с целью реабилитации, адаптации, коррекции, развития личности.
Педагогическое сопровождение — это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора.
Раннее развитие — достижение уровня созревания раньше ожидаемого срока.
Психолого-медико-педагогическая комиссия — орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т. е. отбор аномальных детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.
Психолого-педагогический консилиум — организационная форма взаимодействия специалистов образовательных учреждений в целях обсуждения результатов разносторонней диагностики социально дезадаптированного ребёнка и выработки общей позиции относительно путей его социальной реабилитации.
Система специального образования — совокупность взаимодействующих преемственных специальных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их специальных образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления специальным образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Управление специальным образованием — целенаправленная деятельность субъектов управления всех уровней, направленная на организацию функционирования и развития системы специального образования.
Специальное образовательное учреждение/организация — организация/учреждение/заведение, осуществляющая образовательный процесс лиц с особыми образовательными потребностями, т.е. реализующая одну или несколько адаптивных образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание учащихся.
Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном специальном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на каждый учебный предмет и структуру учебного года.
Педагогическая система управления — совокупность факторов целенаправленного педагогического воздействия.
Система повышения квалификации педагогов-дефектологов — вид дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов, обновление и углубление полученных раннее профессиональных знаний.
Система подготовки педагогических кадров — процесс обучения, в результате которого человек получает необходимые теоретические и практические ЗУНы для выполнения работы в профессиональной области деятельности (педагогической деятельности).
Методический совет — педагогический коллегиальный орган внутришкольного управления, способствующий творческому подходу к педагогической деятельности.
Педагогический совет спец образовательного учреждения — орган самоуправления педагогического коллектива, играющий ведущую роль в коллективном управлении спец образовательным процессом в школе.
Руководитель специального образовательного учреждения — физическое лицо, обладающее должным уровнем профессиональной компетенции, которое осуществляет управление образовательным учреждением, выступает в роли единоличного исполнительного органа.
Образовательный стандарт — нормативный документ, определяющий совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями.
Профессиональный стандарт дефектолога — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности по образованию лиц с ОВЗ.
1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки 1
3. Задачи дошкольной специальной педагогики 2
4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки 3
5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями 3
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики 4
7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества 6
8. История развития специального образования в России 8
9. История развития специального образования за рубежом 17
10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики 21
11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития 23
12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития 24
13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского 24
14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии 25
15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми 25
16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии 26
17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии 26
18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике 26
19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики 29
20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики 30
22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми 34
23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии 34
24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии 35
25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса 35
26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога. 37
27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога. 37
29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми. 39
30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР. 41
31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха. 43
32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения. 45
33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи. 46
36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями. 50
637. Комплексная помощь детям младенческого возраста. 52
38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей. 53
39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье. 55
40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье. 56
41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей. 57
42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений. 58
45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения. 62
46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты. 63
47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. 64
48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения. 64
49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования. 65
50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии. 66