Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6939

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

Задержка психического развития — (ЗПР)отставание уровня психического развития ребенка от соответствующей его возрасту норме.

На начальных этапах работы (преимущественно с детьми раннего и младшего дошкольного возраста) ставятся задачи формирования психологического базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

  • стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно – исследовательской деятельности;

  • развитие общей и ручной моторики;

  • развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

  • обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия

  • развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как

    • выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

    • скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

    • способность к концентрации и к распределению внимания; -готовность к сотрудничеству со взрослым; -стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:

Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности

  • развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

  • профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;

  • развитие социальных эмоций;

  • создание условий для развития самосознания и самооценки;

  • формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций

  • развитие сферы образов-представлений;

  • формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

  • формирование пространственно-временных представлений;

  • развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

  • развитие творческих способностей;

  • совершенствование мнестической деятельности;

  • развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Развитие речи и коммуникативной деятельности

  • целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

  • создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

  • формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;

  • стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения

  • развитие эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.


Формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов)

  • целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочнооперационных и регуляционных компонентов деятельности;

  • всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

  • развитие игровой деятельности;

  • формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

  • формирование основных компонентов готовности к школьному обучению:

  • формирование физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

Глухота — полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.

Тугоухость — снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.

А.А Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И Леонгард разработали программу проведения занятий с глухими и слабослышащими детьми. Эта программа предусматривает работу по следующим направлениям:

Физическое воспитание.

Направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития. Решение коррекционных задач связано с развитием и тренировкой функции равновесия, развитие их ориентирования в пространстве.

Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия. Физическое воспитание детей связано с развитием речи и речевого общения. Выполнение движений сопровождается использованием речевых инструкций воспитателем. В процессе физического воспитания у детей развивается произвольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять упражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Достигается благодаря: утренняя гимнастика, подвижные игры, физ. минутки, свободная деятельность, музыкальные занятия, физ. культура.

Развитие зрительного восприятия

Восприятие цвета, формы, величины, пространственных представлений. Зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности

Развитие слухового восприятия


Задача: развитие остаточного слуха. Занятия делятся на две части:

  • работа по развитию слухового восприятия;

  • обучение произношению.

- Развитие речевого слуха (учат реагировать на речевые звучания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты),

- обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, что способствует лучшему ориентированию в окружающей обстановке, регуляции движений.

Умственное развитие

Развитие восприятия тесно связано с формированием речи предполагает разноаспектную работу:

  • соотнесение парных предметов и их изображений, свойств и качеств (цвета, формы, величины, качества, вкуса, запаха, звучания, материала, из которого изготовлен предмет);

  • формирование целостных образов предметов;

  • восприятие действий и их изображений, последовательности действий на картинках, мимики лица и эмоциональных состояний и др.

Развитие восприятия и формирование представлений тесно связаны с развитием зрительного внимания. Работа предполагает фиксацию внимания на предметах и игрушках, слежение за действиями с ними, перемещением их в пространстве, исчезновением и появлением игрушек за ширмой сначала в одном, затем — в других местах. Для развития произвольного запоминания организуются игры, в которых необходимо отыскать спрятанный предмет или картинку через некоторое время

Для развития словесной памяти, запоминания графических образов слов используется лото, в котором дети соотносят картинки и таблички со словами или фразами

Наглядно-действенное мышление. Развитие связано с употреблением различных предметов, имеющих фиксированный способ назначения в жизни человека

Развитие наглядно-образного мышления протекает в разных условиях: это сюжетные игры, в которых ребенок начинает использовать предметы-заместители, переносить ряд предметов и действий, хорошо знакомых в реальной жизни, в воображаемый план, используя усвоенные речевые средства. Рисование, лепка ,дидактические игры и т.д.

Для развития словесно-логического мышления необходимо проводить классификации на словесном материале, используя устную и письменную формы речи. Проводятся многочисленные игры, в которых необходимо подобрать слова по принципу «частное — общее» и «общее — частное».

Формирование речи

Основной целью работы по развитию речи в детских садах для глухих или слабослышащих детей является формирование речи как средства общения.

Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях:

  • усвоения значения и накопления слов;

  • обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения;

  • овладения разными формами речи;

  • развития связной речи.

Содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы.


- Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. (формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами)

- Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения.

- Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности.

- Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значений слов, овладения звуко-буквенной структурой, грамматической формой слов в составе целых предложений

Формирование деятельности:

- формирование игровой деятельности. Развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр.

- обучение изобразительной деятельности. Формирование мотивационно-потребностного плана: формирование интереса и желания рисовать, лепить, конструировать. Формирование восприятия, сенсорное воспитание детей. в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно слепить, а также обыгрывание уже готовых изображений, лепных поделок, построек.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

Слепые дети могут обучаться только в школе для слепых на основе осязания – по Брайлевской системе (система обучения грамоте слепых, основанная на рельефоточечном шрифте, где с помощью комбинаций шести точек дается система рельефного письма. Основатель этой системы французский тифлопедагог Луи Брайль (1809-1852). Брайлевская система охватывает буквенные, числовые и нотные обозначения, знаки препинания).

Для слепых и слабовидящих людей умение читать и писать по Брайлю является ключом к грамотности, успешному трудоустройству и независимости.

Когда слепые или слабовидящие дети учатся читать, шрифт Брайля является лучшим способом развития навыков правописания, грамматики, пунктуации. Кроме того, сложные схемы и графики, которые трудно описать устно, легко описываются посредством системы Брайля. Изучение системы Брайля дает возможность незрячему ребенку перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевском принтере.

Для слабовидящих детей есть специальные школы, где обучение ведется на зрительной основе, с использованием различных технических и оптико-увеличительных средств, учебников с более крупным шрифтом, специального освещения и т.д.


Помимо указанных категорий детей, нарушение зрения которых требует специально организованных условий обучения в школах для слепых или для слабовидящих, в массовой школе есть дети с нарушениями зрения, которых не следует переводить в специальные школы. Это дети с аномалией рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Такие дети должны носить корригирующие очки.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения, прежде всего, состоит в организации компенсаторной перестройки анализаторов слухового, кожного, вибрационного и других. Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лица с глубокими зрительными нарушениями.

Коррекционная работа при полном отсутствии зрения должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдений явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Большое значение в восприятии и познании окружающей среды у слепых и слабовидящих имеет осязание, которое помогает определять форму, размеры предмета.

Наряду с осязанием большое значение имеет слух. С помощью звуков дети с нарушениями зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

Поэтому в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения проводятся упражнения на слуховую дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: напр., звуковые сигналы присущие определенным предметам, устройствам, механизмам.

Сохранность речи и мышления, достаточный уровень компенсаторного развития у большинства слепых и слабовидящих детей позволяют овладеть высоким уровнем образования, развить мышление, восприятие, память.

На формирование личностных качеств у детей с нарушением зрения значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат в семье, школе, ближайшем окружении, который характеризуется сочувственным отношением щадящего режима. Поэтому весь комплекс воспитательных мероприятий при коррекционно-педагогической работе должен быть направлен на раскрытие широких возможностей слепых и слабовидящих детей, формирование у них активной жизненной позиции, предполагающей возможно полное участие в жизни, полноценный труд, независимую жизнь.

Итак, коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушениями зрения направлена на гармоничное развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психологическое и физическое развитие ребенка.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.