Файл: Специальная педагогика.docx

Добавлен: 15.02.2019

Просмотров: 6940

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предмет и задачи специальной педагогики как науки

2. Основные понятия специальной педагогики: «отклонения в развитии» , «коррекция, компенсация», «адаптация».

3. Задачи дошкольной специальной педагогики

4. Методы дошкольной коррекционной педагогики как науки

5. Роль ранней коррекции для нормализации развития детей с отклонениями

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества

8. История развития специального образования в России

9. История развития специального образования за рубежом

10. Роль Л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики

11. Концепция Л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития

12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития

13. Культурно - историческая концепция развития ребенка Л.С. Выготского

14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми

16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии

17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике

19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики

20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики

21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии

25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.

31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.

32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.

33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.

34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.

35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения

36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.

637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.

38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.

39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.

40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.

41. Роль ПМПК в диагностике нарушений детей.

42. Роль ПМПК в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.

43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).

45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.

46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.

47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.

49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.

50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.

Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.

  • Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием НИТ.

Использование компьютерных средств обучения позволяет обучающемуся получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации лиц с ОВЗ.

  • Мультимедийность компьютерных систем обучения.

Организация обучения лиц с ОВЗ на основе НИТ основана на возможности обеспечения мультимедийности компьютерных средств обучения, позволяющих активизировать компенсаторные механизмы обучающихся на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии.

Важным условием ИСО является разработка различных моделей обучения детей с ОВЗ с использованием информационно-коммуникационной компьютерной образовательной среды. Их реализация позволит создать условия обеспечения доступа к информации различным категориям учащихся с ООП, качественного управления процессом обучения, включая образование и самообразование, а также контроля знаний обучающихся.

Организация обучения детей с ОВЗ с использованием НИТ представляется возможной с применением следующих моделей:

  • Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Данная модель позволяет оптимально сочетать различные формы обучения, предоставляя возможность максимального учета индивидуальных психо-физических особенностей обучающихся за счет гибкой системы управления процессом образования и самообразования ребенка с ОВЗ.

  • Сетевое обучение на основе использования Интернет-технологий.

При организации данной модели обучения необходимо осуществление предварительного структурирования содержания и организационных аспектов активной деятельности обучающихся в сети (индивидуальной, групповой, коллективной), обеспечение доступа к дополнительным источникам информации, программным средствам, базам данных и т.д., создание условий для гибкой системы управления и администрирования деятельности учащихся.

  • Сетевое обучение на основе кейс-технологий предполагает разработку и применение в процессе обучения учебно-методических комплектов и средств их реализации (печатных, электронных материалов, аудиозаписей и т.д.)

При подобной организации учебного процесса предполагается использование телекоммуникационных технологий (сайт, образовательный портал) в целях размещения дополнительной информации (мультимедийной, справочной, управления и администрирования учебной деятельностью обучающихся), организации интерактивного общения учащихся с преподавателем и в коллективах (с использованием электронной почты, форумов и т.д.), осуществления контроля динамики и уровня ЗУП учащихся.


При этом в зависимости от экономических возможностей образовательных учреждений, технологической основой данных моделей обучения может быть:

  • обмен текстовыми файлами;

  • обмен текстовыми и графическими, звуковыми файлами, использование всех возможностей и информационных ресурсов Internet;

  • использование разнообразных традиционных учебных материалов (печатных, звуковых, аудиовизуальных), а также средств новых информационных технологий, включая цифровые образовательные ресурсы.

26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.

Дефектолог (в широком смысле)специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии; (в узком смысле) — коррекционный педагог.

Главные задачи деятельности учителя-дефектолога

  • Организация адекватно организованной среды

  • Организация и визуализация времени

  • Структурирование всех видов деятельности

  • Преодоление неравномерности в развитии

    • преобладание наглядных средств преподнесения материала

    • рациональное дозирование информации

    • адекватный возможностям восприятия темп подачи материала

    • использование адаптированных текстов

    • вариативность уровня сложности заданий и др.

  • Организация режима коммуникативного общения

  • Сопровождение образовательного процесса (процессы ниже идут по очереди):

    • Составление индивидуального учебного плана

    • Мониторинг процесса обучающегося

    • Помощь ребенку в освоении программного материала и в ликвидации пробелов

    • Освоение учащимся программного материала в индивидуальном режиме или в рамках работы малой группы.

  • Социально-бытовая адаптация

27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.

Дефектолог (в широком смысле) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии; (в узком смысле) — коррекционный педагог.

Дефектологическое образование - профессиональная подготовка педагогов для работы с аномальными детьми в различных типах специальных учреждений (школы для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, вспомогательные школы, логопедические школы и пункты, специальные дошкольные учреждения и др.).

Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

  • преподавательской;

  • конструктивно-организаторской;

  • диагностико-аналитической;

  • консультативной;

  • проективной;

  • гностической;

  • психопрофилактической;

  • коррекционно-развивающей;

  • просветительской;

  • научно-исследовательской;

  • воспитательской;

  • координаторской.

Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:


  • умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

  • методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

  • умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

  • приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;

  • технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

  • навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

  • знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

  • способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

  • организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

  • навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

Обязанности педагога-дефектолога:

  • проводить профилактическую работу;

  • образовательную;

  • коррекционную работу;

  • педагогическую диагностику;

  • планировать и осуществлять учебный процесс;

  • принимать участие в исследовательской работе в своей сфере деятельности;

  • постоянно повышать свой профессиональный уровень.

28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия;

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая;

  • Наблюдательность и внимательность. Два этих качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение;

  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог;

  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.

  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.

  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.


29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.

Умственная отсталость - нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.

Система коррекционно-воспитательной работы представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.

Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

Данный этап подготавливает ребенка к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи.

Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.

Сущность данного направления работы в совершенствовании функций организма в целом, полноценном развитии основных движений, двигательных навыков, мелкой дифференцированной моторики пальцев рук.

Работа по коррекции дефектов физического развития воспитанников проводится комплексно: индивидуальные занятия по коррекции психического развития, моторной сферы, поведения, соблюдение охранительного режима, трудо- и игротерапия.

Развитие движений детей осуществляется общепринятыми средствами:

  • утренняя гимнастика,

  • подвижные игры и развлечения,

  • образовательная деятельность по физической культуре,

  • во время музыкальной деятельности.

Особое значение в физическом воспитании ребенка с умственной отсталостью имеет работа по формированию культурно-гигиенических навыков, которые составляют одну из основ общей культуры поведения.

Программой предусмотрено формирование следующих культурно-гигиенических навыков:

  • навыки соблюдения чистоты тела (мытье рук, умывание лица, культурное пользование туалетом);

  • культура питания: умение спокойно вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, благодарить за еду, помощь;

  • навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования и умение самостоятельно пользоваться ими.

Формирование ментальных процессов (умственное воспитание)

Формирование мыслительной деятельности.

  • развитие произвольного внимания на основе непроизвольного,

  • развитие умения сосредотачивать внимание в течение длительного времени,

  • развитие памяти.

  • развитие ориентировочной деятельности (целенаправленная, орудийная деятельность, практические и игровые задания),

  • формирование представления об орудиях,

  • решение проблемных практических ситуаций ребенком,

  • развитие умения анализировать проблемную ситуацию (обучение ребенка использовать предметы-заместители),

  • развитие познавательной активности и взаимосвязи между действием, образом и словом.

  • обучение ребенка действовать методом «проб и ошибок» (развитие наглядно-действенного мышления).


Формирование представлений об окружающем.

Основная задача - формирование у детей целостного восприятия окружающей действительности и целостного представления о ней, а также представления о человеке и его социальных взаимоотношениях, иерархии социокультурных и жизненных ценностей. В процессе ознакомления с окружающим у детей формируется представление о своем «Я», ребенок выделяет себя в мире, приходит к осознанию своего «Я», посредством пробуждения «личной памяти», жизненного опыта, приобщения к жизни близких людей и формирования ценностных ориентаций, связанных с возрастной и гендерной (половой) дифференциацией.

Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей уточняются, систематизируются и формируются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается чувственный опыт и развивается способность чувственного познания мира. Формируются адекватные представления об окружающем, создается сензитивная основа слова и ребенок готовится к восприятию вербальных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен), тем самым осуществляется побуждение детей к доступному высказыванию, что служит развитию речи.

Формирование элементарных математических представлений.

Важно сформировать у ребёнка представления о количественных представлениях, отношениях между предметами. Сопоставлять предметы и сравнивать между собой, формировать представления о величине, времени, пространственных представлениях.

Развитие речи, подготовка к обучению грамоте.

  • развивать предпосылки к развитию речи, потребность в общении;

  • развитие слухового внимания и восприятия; фонематического восприятия и артикуляционного аппарата.

  • работа над грамматической, фонетико-фонематической стороной речи,

  • подготовка к обучению грамоте и письму (представления о звукобуквенном анализе, умение ориентироваться на листе бумаги).

Формирование игровой деятельности

Игровая деятельность – формирование сложной ролевой игры, отрабатывать умения использовать предметы-заместители, отрабатывать сюжеты. Коррекционная работа начинается с формирования стойкого интереса к игрушке.

Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.

В процессе музыкальной деятельности происходит развитие слухового внимания, слухового восприятия, развитие голоса, движений под музыку, ориентировки в пространстве, ритмических способностей, а также коррекция и компенсация недостаточности меж. сенсорных связей. Деятельность планируется по следующим направлениям:

  • слушание музыки,

  • пение,

  • танцы,

  • музыкально-дидактические игры,

  • музыкально-ритмические движения.

30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР.